Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 6 ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ.



Из истории развития публицистического стиля.

Публицистический стиль ( от лат. рublicus - «общественный») – исторически сложившийся функциональный стиль литературного языка, обслуживающий широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, нравственно-этических, культурных, религиозных и т.п. Этот стиль широко используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио- и телепередачах, документальном кино, в публичных выступлениях (речи на митингах, выступления на собраниях и т.п.). Наибольшее распространение в рамках публицистического стиля получила его газетная разновидность, поэтому в лингвистической литературе его нередко называют газетно-публицистическим.

Первые русские произведения публицистического характера появились очень давно. Это, например, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (Х1 в.); обличительные произведения выдающегося писателя Максима Грека, памфлеты известного публициста Ивана Пересветова, знаменитая переписка царя Ивана Грозного с князем Курбским и др.

Дальнейшее развитие публицистического стиля происходило в ХУШ в. В связи с появлением первой русской печатной газеты «Ведомости» (1703 год) и созданием ряда журналов. Окончательно публицистический стиль оформился в Х!Х веке .

 

Общая характеристика публицистического стиля речи.

Цель публицистического текста – оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом.

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка – функции сообщения (информативной) и функции воздействия (воздействующей или экспрессивной). Говорящий использует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать какую-либо информацию (сообщение), но и произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие.

Автор, передавая факты, выражает свое отношение к ним. Этим обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная для других стилей современного русского языка.

Публицистический стиль в целом подчиняется одному конструктивному принципу – чередованию экспрессии и стандартов. В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является формирование определенного отношения к ней, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще это наблюдается в памфлетах, фельетонах и т.п.). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки и т.п., стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты.

Стандарты вследствие различных причин могут превращаться в речевые штампы. Это, как правило, связано с потерей стандартными формулами ясной и точной семантики, экспрессивно-оценочных качеств с перемещением в необычные для них зоны коммуникации (например, живой отклик, горячая поддержка, рентабельность предприятия и т.п.)

Общие черты стиля с разной степенью активности проявляются в отдельных подстилях:

А) газетно-публицистическом,

Б) радио и тележурналистском,

В) ораторском.

Однако границы этих подстилей очерчены не резко, часто размыты.

Отличительные особенности публицистического стиля.

Особенности в области лексики.

1) Среди лексических средств публицистического стиля (наряду с нейтральными) можно отметить лексемы, имеющие специфическую стилистическую окраску (например, застрельщик, труженик, созидатель, свершения, мощь, экстремисты, позитивный, гарант, альтернатива и т.п.). Подобные слова в публицистическом стиле носят социально-оценочный характер.

2) Отмечена в публицистическом стиле своя фразеология, позволяющая формулировать информацию более точно и кратко (например, мирное наступление, локальные споры, сила диктата, президентская кампания, пакет предложений, пути прогресса, политический авангард и т.п.).

3) В рамках этого стиля много таких слов и словосочетаний, которые выступают как публицистически окрашенные только в переносном значении. Например, слова шаги, сигнал, школа, пакет в прямом значении не имеют публицистической окраски, а в переносном они эту окраску приобретают (практические шаги, сигнал с предприятия, школа выживания, пакет мирных предложений). В прямом значении словосочетания цепной пес, пиратские действия и т.п. не являются фразеологизмами, употребленные же в переносном значении, они представляют собой примеры публицистической фразеологии. В переносном значении в публицистике широко используются термины из области науки: атмосфера (атмосфера доверия), уровень (переговоры на уровне послов); из области искусства: дуэт (дуэт либералов и консерваторов), спектакль (политический спектакль), закулисный (закулисные переговоры).

4) Характерной особенностью публицистически окрашенных слов считается их эмоционально-оценочный, экспрессивный характер, причем эта оценка не индивидуальна, а социальна. С одной стороны, в публицистическом стиле есть слова с положительной оценкой (актив, милосердие, благосостояние, благотворительность, дерзать, воздвигать ит.п.), с другой – слова и выражения, имеющие отрицательную оценку (обывательский, насаждать, притязания, саботаж, наемники, расизм и т.п.).

5) Своеобразным экспрессивным средством публицистического стиля является употребление в нем (особенно в газетной и журнальной публицистике) варваризмов и экзотизмов. Варваризм – иноязычное слово или выражение, не до конца освоенное заимствующим языком, чаще всего в связи с трудностями грамматического освоения. Экзотизмы – это слова и выражения, заимствованные из других, часто малоизвестных, языков и употребляемые для придания речи особого (местного) колорита (боа, паранджа, янычар и т.п.). Процесс проникновения подобных разрядов слов в печать с каждым годом становится все интенсивнее. Однако всегда при употреблении таких слов следует учитывать целесообразность их применения.

Особенности в области морфологии.

1) Для публицистических текстов характерно употребление единственного числа в значении множественного : русский человек, налогоплательщик и т.п.

2) Характерно употребление в форме множественного числа существительных, которые в других стилях имеют только форму единственного числа: свободы, настроения, власти и т.п.

3) Часто употребляются формы повелительного наклонения глагола. Эта форма употребляется в воззваниях, призывах и т.п.( Например, Дорогие читатели! Ваши пожелания направляйте в редакцию!). Повелительное наклонение используется и как средство активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, вспомните и т.п.

4) Наиболее часто используются формы прошедшего и настоящего времени глагола.

5) Публицистически окрашенными считаются причастные образования на –омый (например, ведомый, влекомый, несомый и т.п.).

Особенности публицистического стиля в области синтаксиса.

Для публицистического стиля характерно использование риторических вопросов, вопросно-ответная форма изложения, используемая для оживления речи, своеобразный диалог с адресатом.

Часто используются восклицательные предложения. Кроме того, в публицистической речи часто можно встретить различного рода расчленение текста, т.е. такие конструкции, когда какая-либо структурная часть, будучи связана по смыслу с основным текстом, вычленяется позиционно и интонационно и располагается либо в препозиции (сегментация), либо в постпозиции (парцелляция). Например, Земельная реформа – какова ее цель?

В рамках публицистического стиля характерно частое использование инверсионного порядка слов. Здесь активно применяется актуализация логически значимых членов предложения.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.