Понятие о культуре речи. История развития. Теоретические предпосылки изучения культуры речи.
Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики , стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;
Во-вторых, это « раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры» (Лингвистический энциклопедический словарь, с.242).
Современная культура речи – это теоретическая и практическая дисциплина, обобщающая достижения и выводы истории литературного языка, грамматики, стилистики и других разделов языкознания с целью воздействия на речевую практику. Культура речи как наука оказывается смежной с нормативной грамматикой и стилистикой.
Предметом изучения культуры речи является теоретическое обоснование и описание речевой культуры во всей системе и совокупности ее коммуникативных качеств.
Термины культура языка и культура речи стали широко употребляться в лингвистике в 20-е годы ХХ века, однако учение о стиле и содержании эффективной и образцовой речи, ее основных качествах и свойствах существовало с давних времен. Изучением этих проблем занималась древнейшая наука риторика, которая зародилась в Древней Греции. Русская риторика в своем развитии прошла определенные этапы:
1.Начальный этап русского красноречия ( до 17 в.)
Первым памятником, который является предшественником риторик ХУП в., исследователи считают трактат «Об образах», вошедших в «Изборник Святославов 1073 года». Первые ставшие известными истории занятия риторикой в России были сосредоточены в монастырях – центрах древнерусской книжности. Особое место в этот исторический период занимали сочинения Феофана Прокоповича, которые были задуманы как руководство к созданию церковных проповедей, но по существу представляли собой обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия.
2.Второй этап в развитии отечественной риторики составил Ломоносовский и послеломоносовский период ( середина и последняя треть ХУШ в.).
Систему взглядов на русское красноречие М.В.Ломоносов изложил в двух Риториках - краткой (1743 г.) и «пространной» (1748 г.). В этих риториках ученый изложил немало новаторских идей о взаимоотношениях русского и церковнославянского языка, о классификации стилей ( «теория трех штилей»), об установлении закономерностей употреблении языковых единиц, о проблеме языкового мастерства оратора, писателя, поэта.
3.В конце ХУШ – начале Х!Х в. сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики того времени связаны с именами академиков М.М.Сперанского, А.С.Никольского, И.С.Рижского.
4.Период первой половины Х!Х в. в истории развития русской риторики оказался наиболее продуктивным. В это время происходит становление новой стилистической концепции литературного языка, что находит свое отражение в трудах Н.Ф.Кошанского, А.Ф.Мерзлякова, А.И.Галича, К.Зеленецкого и др.
5.В 60-е гг. Х!Х в. происходит становление и формирование русского судебного красноречия, рождение и бурный рост которого были обусловлены судебной реформой 60-х гг. О теории русского судебного красноречия писали К.Арсеньев, А.Ф.Кони, Б.Глинский.
6. В первой половине ХХ в. возникает культура речи как научная дисциплина, становление которой в российском языкознании связано с именем профессора С.И.Ожегова – основателя сектора культуры речи в Институте русского языка АН СССР в 1952 году.
Большой вклад в развитие культуры речи как науки внесли также В.В.Виноградов, Р.И.Аванесов, А.Н.Гвоздев, Д.И.Шмелев, Д.Э.Розенталь и др.
Теоретические предпосылки изучения культуры речи.
1. Во-первых, необходимо разграничить понятия язык и речь.
Язык – знаковый механизм общения, совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей.
Речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.
2. Вторая теоретическая предпосылка – решение проблемы языковой нормы.
3. Третья теоретическая предпосылка – понимание стилей языка и стилей речи.