Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика основных «измерений культуры»



Культура нас интересует не как культурологов, а с той т.з. как она влияет поведение человека. Культура влияет только на социальное поведение, задавая определенные рамки, векторы. Есть ряд регуляторов: нормы и ценности. Долгое время изучались в основном нормы. Ценности рассматривались, как составляющие норм. Сейчас ценности рассматриваются самостоятельно. Нормы, которые нам наиболее интересны: - традиции, - обычаи. Выделяют нравы, ритуалы

Традиции – некие устойчивые формы поведения, которые передаются из поколения в поколение и отражают особенности отношения человека к миру. Долгое время ценности включались в эти самые традиции. Традиции – это нравственные нормы, ценности, интересы, убеждения, и т.д.

Обычаи – устойчивые формы/стереотипы поведения, регламентирующие определенные сферы жизни человека. Например Семейные обычаи или обычаи ухаживания.

Традиции и обычаи интерпретируются особым образом, как некий источник форм социального поведения. Мы на них смотрим и пытаемся понять, что их объединяет. В этнопсихологии эти нормы предполагают сосбой некие измерения культуры. Есть определенные шкалы, измерения, в соответствии с которыми мы можем эту культура рассматривать. Еще Рут выделяла культуры вины и культуры стыда.

Есть позитивные регуляторы, способствующие вести нам себя орпделенным обрзаом, а есть негативные регуляторы – что людей ограничивает в их формах поведения. Она выделила культуры вины и культуры стыда и на примере США и Японии полагала, что это является значимым измерением, которое эти культуры принципиально отличает. ППолучаетя, о традиции и обыча внутри этих культур определяются в рамках этих двух полюсов. В наиболее общем понимании у Бенедикт вина и стыд – два механизма, обеспечивающих соблюдение нормы. Некая интериорезированная оценка. Вина – ориентация на самооценку, а стыд на самооценку.

В японской культуре принадлежность к группе более важна, чем индивидуальность и эта общая значимость группы пронизывает все сферы отношений: и деловые и политические и т.д. И именно поэтому стыд оказывается эффективным воздействием. В японской школе есть серьезное наказание – исключение из школы на неделю.

И совсем все по другому в культурах вины. Они строятся совершенно по иным принципам. Она берет культуру, но не современную культуру, а культуру переселенцев (пуританскую культу). Здесь человек в ходе социализации интериоризирует стыд. У человека поэтапно постепенно формируется оценка внутренняя. На смену стыду приходит категория совести, некая внутренняя моральна яинстанция. И все воспитание строится на том, чтобы внешний стыд перерос в совесть. На этом и наказания строились, строгие дисциплинарные требования. В культурах вины эти требования строгой дисциплины. «Хороший мальчик или девочка так себя не ведут». Есть ограничения, которые рассматриваются как универсальные.

В культурах стыда таких требованиях меньше. Кстати стыд формируется не перед всеми. Не все имеют право стыдыть человека. Стыдить могут свои. Свои – некие входящие в образ «мы». Поэтому за рамками этих норм можно вести себя по другому.

Как преодолевается:

В американской культуре чувство вины – большая роль церкви, большая роль таинства исповеди. С тем чтобы человек снял себя этот груз и суицидом дело не закончил. Культура вины направляет человека совершенно иначе, нежели культура стыда.

Позднее выснилось, что дихотомическое деление на вину и стыд не самое лучше решение. Вообще это европейское измерение. Есть определенная тенденция, чтобы рассматривать некоторые культуры более развитыми или менее развитыми в зависимости от наличия или отсутствия стыда. Само противопоставление оказывается не совсем удачным, т.к. и в Америке чувство стыда не чуждо. Как и в Японии вина переживается.

На данный момент можно выделить, опираясь на работы У. и К. Стефаннов. Они исследовали многие исследования и выявили 11 измерений культруы, которые исследуются чаще всего.

Эти 11 измерений:

1. индивидуализм/коллективизм, т.е. ориентация на индивидуальные или групповые цели.

2. маскулинность/феминность, т.е. насколько она соответствует, ценности и особенности культуры ассоциируются с мужскими или женскими.

3. степень неравенства между выше и нижестоящими, т.н. дистанция власти. Т.е. насколько большое расстояние – действуют на равных и насколько это может влиять на социальное поведение.

4. степень контекстности культуры – это различия по тому, насколько важны и разработаны информационные/коммуникативные сети.

5. степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм. Важное измерение, потому что для социального поведении мы и смотрим про низкую толерантность и высокую…

6. степень избегания неопределенности – насколько комфортно людям в ситуациях, где нет четко заданных правил, в которых неизвестно как нужно действовать, как ожидают от тебя как будут действовать.

7. Сложность культуры, степень ее дифференцированности. Это более формальный признак: насколько иерархизированы культуры, насколько есть переферия и центр. В большей степени это связано с экономическими какими-то факторами.

8. Эмоциональный контроль – степень допустимости эмоциональной экспрессивности. Есть культуры, в которых люди могут выражать те чувства, которые есть, а в других культурах не выражают. Это влияет на языковые проявления

9. Степень допустимости проявления телесных контактов.

10. Дихотомия человек-природа, как общее понимание отношения с природой и здесь обычно противопоставляют господство (обычно человек над природой) и противопоставляется это культурам, в которых дихотомия опровергается.

11. Оценка природы человека: есть культуры, которые оценивают природу человека, как хорошую, а есть которые оценивают, как дурной, злой и т.п.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.