Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коррекция, интервенция и психотерапия



 

В психологической литературе при обсуждении вопросов гармонизации психического развития и психологического статуса личности понятия коррекция, психотерапия и интервенция используются едва ли не как синонимы. Однако правомерность взаимной подмены указанных понятий выглядит далеко не бесспорной. Проблема социального, научного и прикладного статуса, содержания и перспектив развития психотерапии в контексте становления психологической практики в современном обществе стала предметом глубокого и всестороннего анализа и оживленной дискуссии в ряде работ [190]. Сегодня можно говорить о психотерапии в медицинском аспекте как об определенном методе лечения больных, оказывающем через психику влияние на соматическое состояние и функционирование организма, а также на психологические проявления человека. В философском аспекте — как об определенной категории общения между людьми; в социологическом аспекте — как об инструменте социального контроля и манипуляции сознанием и поведением людей; и, наконец, в психологическом аспекте — как о методе психологического воздействия, обеспечивающем развитие и научение человека. Психотерапия, понимаемая с конца XIX столетия как лечение души, рассматривается как особый вид социального и межличностного воздействия, в котором специально обученный и облеченный соответствующими социальными полномочиями профессионал (психотерапевт) оказывает с помощью психологических средств помощь клиенту в разрешении его проблем и трудностей психологического характера. Диалогическая природа психотерапии позволяет моделировать в особой ситуации человеческую связь, отношения и взаимодействие как основу формирования психологических новообразований сознания и личности человека. Центральным и определяющим моментом в психотерапии, таким образом, выступает общение терапевта с клиентом, реализуемое через установление терапевтический связи, помощь в исследовании проблемы и поиске путей ее решения, где мера активности терапевта значительно варьирует в зависимости от теоретической модели механизмов терапевтического воздействия. Мы остановимся лишь на нескольких различиях психотерапии и психологической коррекции, отдавая себе отчет в сложности и неоднозначности подходов к разрешению этой проблемы.

Первое различие связано с генезисом психотерапии, коррекции и интервенции как практик психологического воздействия на человека с целью оптимизации его психического развития. Генезис психотерапии, получившей широкое распространение в конце XIX в. в связи с появлением техники гипноза, неразрывно связан с медициной, коррекции — с дефектологией и образовательной сферой, а интервенции — с психологией развития и детской психологией, а также с общественной системой обучения и воспитания. Отметим, что исторически именно психотерапия впервые выступила как самостоятельная психологическая практика работы с больными, как форма оказания психологической помощи человеку, испытывающему психологические трудности и страдания. Роль «первопроходца» в открытии принципиально нового источника ресурсов психического здоровья и качества жизни и функционирования человека определила авторитет, известную компетентность психотерапии и значительное опережение других видов психологических практик как в теоретическом, так и в инструментальном отношении.

Второе различие связано с каузальной моделью объяснения причин трудностей и проблем развития личности, ставшей объектом психологического воздействия. Соответственно психотерапия ориентируется на медицинскую модель, в то время как интервенция и коррекция — на ту или иную модель развития, определяющую роль и значение основных детерминант психического развития человека. Так, в медицинской модели акцентируется значение наследственного фактора и конституциональных особенностей человека, неблагоприятных средовых факторов, в модели развития — значение социального контекста общения и деятельности и возрастной специфики, определяющей формы реагирования человека в отношении факторов риска и защитные ресурсы, определяющие неуязвимость и жизнестойкость ребенка и подростка [190; 209].

Третье различие определено основной целью психологического воздействия — обеспечение психического здоровья (психотерапия) или создание условий для оптимального развития личности на основе предельно полного использования потенциала развития (коррекция и интервенция). Подчеркнем, что потенциал возможностей развития личности выходит за пределы телесности и даже духовности конкретного индивида и личности, а определяется целостной социальной ситуацией развития, широким социокультурным и историческим, а также и конкретным семейным, образовательным и межличностным контекстом развития личности, характером общения и отношений между личностью и ее социальным окружением [47; 86; 183; 191].

В зарубежной психологии аналогом понятия «коррекция» выступает понятие «интервенция», содержание которого обосновано теоретическими представлениями о природе онтогенетического развития как процесса, обусловленного взаимодействием -наследственности, среды и проявления активности самой личности. В наиболее широком смысле интервенция понимается как систематическое вмешательство в процесс развития с целью влияния на него [195]. Интервенция предполагает «включение» во взаимодействие функционирующих систем, оказывающее воздействие на их эффективность. Направленная интервенция, таким образом, рассматривается как система плановых (и неплановых) воздействий с целью внесения определенных изменений в проблемные компоненты системы — личность, среду либо в их взаимодействие [185]. Такое понимание интервенции, абсолютизируя стихийный характер развития, оставляет место для непрогнозируемых и непланируемых эффектов, допуская возможность непредсказуемого развития событий. Психологическое содержание интервенции уточняется в гуманистически ориентированном подходе, где в центре внимания оказывается система отношений «ребенок—взрослый» и коммуникация в этой системе. Здесь интервенция рассматривается как вмешательство в «естественную» ситуацию развития ребенка для устранения барьеров в коммуникации, смысловой интеракции и взаимопонимании друг друга.

В настоящее время в зарубежной, и в первую очередь в американской, детской психологии, накоплен богатый опыт разработки и реализации программ интервенции, охватывающий широкий круг детей различных возрастов. Наиболее известна программа «Head Start», реализация которой была начата в 60-е гг. XX в. в США. Программа была направлена на коррекцию умственного развития и поведения детей дошкольного возраста из малообеспеченных, социально-неблагополучных семей в процессе подготовки их к поступлению в школу.

Неоднозначные результаты программы и ее относительно низкая эффективность дали основание поставить вопрос о необходимости подключения к реализации коррекционных программ не только специально обученных учителей и психологов, но и родителей детей, выявили значение семейного и социоэкономического контекста. Еще одно заключение, сделанное в результате всестороннего анализа эффективности программы «Head Start», состояло в том, что психологическая коррекционная работа с детьми должна быть подкреплена комплексом социальных мероприятий, направленных на оптимизацию социальной ситуации развития ребенка в целом, а не только на ускоренное развитие и «подтягивание» отдельных психологических функций и способностей, не отвечающих социальным требованиям и нормам развития [224; 195].

В последние 10—15 лет в зарубежной психологии исследования программ интервенции становятся все более популярными и привлекают значительное внимание не только практически ориентированных психологов, но и исследователей. Интерес к интервенции связан с усмотрением в ней новых возможностей организации экспериментальных исследований, позволяющих оценить роль и значение различного рода переменных в психическом развитии ребенка по принципу «если вы хотите что-нибудь понять, постарайтесь это изменить». Поскольку интервенция опирается на определенные представления о каузальных моделях развития ребенка, ее результаты могут быть использованы для изменения и дополнения этих моделей точно так же, как и результаты экспериментальных исследований.

Тенденция использования программ интервенции в исследовательских целях отражает растущую неудовлетворенность ряда психологов возможностями констатирующей стратегии и осознание ими необходимости поиска новых средств и путей организации исследования. Поскольку, по мнению Д.Брунера [192], интервенция отражает теоретические представления о том, какими средствами обеспечиваются процессы роста и развития ребенка, содержание ее программ, как правило, замыкается в пределах манипулирования факторами и условиями развития ребенка, не затрагивая вопроса об организации его деятельности. Поэтому, хотя использование интервенции в определенной мере и приближается к формирующей стратегии, различия в понимании самого содержания развития не позволяют исследователям в полной мере реализовать принцип управления и планомерного формирования психической деятельности [41], а значит, и подняться на качественно иную ступень в познании механизмов и закономерностей развития.

Определяя интервенцию как последовательность процедур вмешательства в процесс развития, воздействия на развитие с целью изменения его характеристик, мы можем свести к интервенции фактически любую психологическую или образовательную программу.

Однако специальное значение интервенции как вида психологической практики в контексте проблемы оптимизации психического развития ребенка фактически совпадает со значением термина «коррекция». Основное различие этих понятий связано с акцентированием различных сторон психологического воздействия: интервенция акцентирует момент вторжения, вмешательства в ход развития, понимаемый как естественный, а коррекция подчеркивает целевой аспект психологического воздействия — преодоление отклонений в развитии и обеспечение достижения уровня возрастных норм развития.

В этой связи возникает ряд актуальных и весьма далеких от своего окончательного разрешения вопросов:

• что следует понимать под отклонением в развитии;

• каковы показания для осуществления психологической коррекции;

• кто принимает решения и берет на себя ответственность за целесообразность интервенции и определение задач коррекции;

• кто и по каким критериям оценивает эффективность коррекции?

Признавая всю сложность и неоднозначность поставленных вопросов, ниже мы постараемся обозначить нашу позицию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.