Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чрезвычайные ситуации техногенного характера



Характеристика и классификация ЧС техногенного характера – 10 мин.

Аварии, катастрофы, пожары, обрушения и другие бедствия в России за последние годы оказывают все возрастающее негативное воздействие на социально-экономическую обстановку. Рост числа техногенных чрезвычайных ситуаций, усугубление последствий и масштабов воздействия, массовые случаи инфекционных заболеваний, пищевых отравлений достигли такого размаха, что начали заметно сказываться на безопасности государства и его населения. Стоит вспомнить такие события, как Чернобыльская катастрофа, крупная авария с выбросом радиоактивного облака под Томском в апреле 1993 года, пожар на КАМАЗе, продолжавший несколько недель, пожар на Московском шинном заводе в феврале 1996 года, аварии на теплотрассах города Хабаровска и Владивостока, из-за него почти каждую зиму города оставались без теплоснабжения, ежегодно происходят и прорывы плотин и дамб, продолжаются случаи железнодорожных и авиационных катастроф, массовые пищевые отравления. Так, в течение года в среднем происходит 1700-2000 чрезвычайных ситуаций крупного масштаба 1100-1200 носят техногенный характер. От всех ЧС за год страдают 80-100 тыс. человек, гибнут 1500-1700. Высокая степень опасности сохраняется.

Невольно возникает вопрос: почему такое происходит? Основных причин две. Во-первых, современное производство все усложняется. В его процессе часто применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей. Во-вторых, упала производственная дисциплина. Невнимательность, расхлябанность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования. Все это приводит к трагическим последствиям, огромным материальным убыткам.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. По характеру явлений их подразделяют на 6 основных групп.

 

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

  Аварии на химически опасных объектах
     
  Аварии на радиационно опасных объектах
ЧС техногенного характера    
  Аварии на пожароопасных и взрывоопасных объектах
   
  Аварии на гидродинамически опасных объектах
     
  Аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, метро)
     
  Аварии на коммунально-энергетических сетях

 

 

· Аварии на радиационно-опасном объекте

Радиационно-опасный объект (РОО) – предприятие, на котором при авариях могут произойти массовые радиационные поражения.

Радиационная авария – происшествие, приведшее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом пределы (границы) в количествах, превышающих установленные нормы безопасности.

Радиационные аварии подразделяются на три типа:

· Локальная – нарушение в работе РОО, при котором не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмотренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значения;

· Местная – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов в пределах санитарно-защитной зоны и в количествах, превышающих установленные нормы для данного предприятия;

· Общая – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов за границу санитарно-защитной зоны и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм.

К типовым РОО следует отнести:

· атомные станции;

· предприятия по изготовлению ядерного топлива;

· предприятия по переработке отработавшего топлива и захоронению радиоактивных отходов;

· научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы;

· ядерные энергетические установки на транспорте.

 

· Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах

Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВВО) – предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

К ним прежде всего относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.

При взрывной, взрыво-пожарной и пожарной опасности все ПВВО подразделяются на пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Особенно опасны объекты, относящиеся к категории А, Б, В.

· Категория А – нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, трубопроводы, склады нефтепродуктов;

· Категория Б – цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, выбойные и размольные отделения мельниц;

· Категория В – лесопильные, деревообрабатывающие, столярные, модельные, лесопильные производства.

Возникновение пожаров прежде всего зависит от степени огнестойкости зданий и сооружений, которая подразделяется на пять основных групп.

 

 

Степень огнестойкости Части зданий и сооружений
несущие лестничных клеток лестничные площадки и марши несущие конструкции перекрытий элементы перекрытий
I 3 ч. несгораемы 1 ч. несгораемы 1 ч. несгораемы 0,5 ч. несгораемы
II 2,5 ч. несгораемы 1 ч. несгораемы 0,25 ч. несгораемы 0,25 ч. несгораемы
III 2 ч. несгораемы 1 ч. несгораемы 0,25 ч. несгораемы Сгораемы
IV 0,5 ч. трудносгораемы 0,25 ч. трудносгораемы 0,25 ч. трудносгораемы Сгораемы
V С Г О Р А Е М Ы Е

 

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на отдельные и массовые.

Отдельные – пожары в здании или сооружении.

Массовые – это совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий. Сильные пожары при определенных условиях могут перейти в огненный шторм.

· Аварии на гидродинамически опасных объектах

Гидродинамически опасный объект (ГОО) – сооружение или естественное образование, создающее разницу уровней воды до и после него. К ним относят гидротехнические сооружения напорного типа и естественные плотины. Особенностью таких сооружений является образование волны прорыва при разрушении.

Гидротехнические сооружения – это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения технологических процессов, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Гидротехнические сооружения напорного типа – это плотины, создающие подъем и, следовательно, напор воды, который затем используется для вращения каких-либо механизмов: турбин, лопастей мельниц.

Здесь следует различать три термина: запруда, плотина, гидроузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина – сооружение, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел – система сооружений и водохранилища, связанных единым режимом водоперетока. В горных районах в результате землетрясений, обвалов, оползней образуются естественные плотины (запруды), которые почти всегда представляют опасность для нижерасположенных населенных пунктов, объектов промышленности и сельского хозяйства.

Весьма опасно разрушение плотин. В таких случаях вода с большой высоты и с огромной скоростью устремляется вниз, заливая все на своем пути. В таких случаях действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристику и для людей представляют опасность.

· Аварии на транспорте:

· На железнодорожном

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения.

При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.

· автомобильные аварии и катастрофы

Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это прежде всего нарушения правил дорожного движения, техническая неисправность автомобиля, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоциональная устойчивость. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автомобилем лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, не огороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Только в Москве на дорогах города за год погибают до 60 детей, это два полных класса. Травмы получают 1000 – целая школа. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают 36-37 тыс. человек. Это почти в три раза больше чем за 9 лет войны в Афганистане.

Для ликвидации последствий аварий с автомобилями, перевозящими химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные формирования ГО, силы противопожарной службы.

· аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое из крепление.

В случае аварийных ситуаций на нефтеналивных судах (танкерах) прекращаются все работы по наливу или откачке нефтепродуктов, задраиваются крышки люков всех емкостей, проводится охлаждение горящих емкостей, бортов корабля. Пустые емкости наполняются водой. Принимаются меры по предотвращению растекания горящих жидкостей по акватории.

· авиационные аварии и катастрофы

Авиационные аварии – это авиапроисшествия, не приведшие к человеческим жертвам, но вызывающие разрушения самолета различной степени.

Катастрофа – это авария с человеческими жертвами. А происходит их достаточно много. Ежегодно в России происходит 50-60 авиационных происшествий, в том числе 10-15 авиакатастроф, в результате которых погибает до 200 человек.

Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

· аварии и пожары в метро

Сегодня метро стало одним из распространенных и наиболее надежных видов транспорта. Но и здесь нет-нет да и происходят весьма печатные события. Из-за аварий и пожаров в метро давка на станциях и составах становится ужасной. Передвигаться по пересадочным станциям становится невозможно. Народ кричит и толкается. Из-за перегрузок приходится останавливать многие эскалаторы.

За последние 6,5 лет пожар на «Новослободской» стал шестнадцатым в списке возгораний столичного метро. Замыкания, вспышки обмоток электродвигателей, катушек автоматов, коробок контактных рельсов – вот лишь небольшой перечень традиционных болячек подземного транспорта.

Поразительная регулярность подобных ЧС, одни и те же ее причины еще раз подтверждают тот факт, что главной причиной возникновения нештатных ситуаций остается отсутствие должного финансирования. Для нормальной работы столичного метро должны быть выделены средства из федерального бюджета. Иначе мы не застрахованы от неприятностей.

· аварии на химически опасном объекте

Разливы и выбросы АХОВ могут произойти при повреждениях и разрушениях емкостей при хранении, транспортировке или переработке. Кроме того, некоторые нетоксичные вещества в определенных условиях (взрыв, пожар) в результате химической реакции могут образовать АХОВ. В случае аварии происходит не только заражение приземного слоя атмосферы, но и заражение водных источников.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.