Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ



Когда Фрейда спрашивали о ближних и дальних целях пси­хоанализа, он кратко отвечал: “Чтобы любить и работать”. В широком смысле большинство психологических теорий, похоже, принимают тезис, что эффективное сегодняшнее существование и положительное отношение есть цель психологической помо­щи. Отдельные теории подчеркивают значение таких ключевых терминов, как самоактуализация (Маслоу), самоэффективность (Бандура), эффективность (Каркафф, Гордон), о'кейность (Берн, Харрис) и др. Все это — только различные описания целей пси­хологической помощи.

В основе многих концепций психологии и психотерапии ле­жит тема развития “продуктивности”. Продуктивную, или всесторонне развитую личность, можно описать следующим обра­зом:

Личность, действующая продуктивно, обладает чувством перспективы. Он (или она) способны вырабатывать различные стратегии поведения в данной ситуации и подходить к проблеме с различных выигрышных точек зрения. Продуктивный, гармо­ничный индивид не связывает себя одним шаблоном поведения, а поступает в соответствии с изменившимися обстоятельствами и способен ставить перед собой долгосрочные цели.

Широкое понятие продуктивности лежит в основе понятия целей психотерапии для многих указанных концепций.

Можно даже сказать, что цель глубокой, всесторонней про­дуктивности для клиента полностью аналогична цели этой книги по отношению к психологам. Конкретно, это связано с воспитанием продуктивного психолога, который способен изо­бретать нужные подходы для определенной ситуации, имеет в запасе несколько моделей, необходимых для помощи клиенту в данный момент, держит в уме долгосрочные цели лечения. И клиент, и психолог стремятся к продуктивности.

Продуктивное существование происходит в контексте куль­туры. Опыт культуры и осознанности дают человеку три воз­можности:

1. Возможность находить максимально большое число вариан­тов поведения при общении с самим собой и другими в контексте культуры.

Общей проблемой очень многих клиентов является “иммобильность”, неспособность действовать осознанно и решать проблемы. Эта иммобильность по-разному описывается в раз­личных психологических теориях. К примеру, Гештальт-терапия говорит о расщепленности и тупике, теория Роджерса — о рас­хождении между реальным и идеальным Я, теоретики психоана­лиза ввели понятие полярности и неопознанных конфликтов, приверженцы транзактного анализа говорят о пересекающихся транзакциях и привычных “играх, в которые мы играем”. Общей проблемой всех направлений психологии является неспособ­ность человека творчески и осознанно вести себя в жизненных ситуациях. Задача психолога — положить начало творческому, продуктивному подходу у клиента. Существует целый спектр методик и стратегий отношений, которые мы детально обсудим в следующих главах.

Давайте вернемся к клиенту из кафетерия. Иммобильность в данном случае проявляется в предложении “Я чувствую себя неполноценным”. Она повторяется в разных вариациях во время разговора. Наша задача состоит в том, чтобы помочь личности выработать новые вербальные и невербальные способы общения с самим собой и окружающими. Чувство неполноценности вер­бально проявляется через знакомые нам утверждения и невер­бально через защитное поведение: избежание визуального кон­такта, преднамеренно увеличенное расстояние между ним и ок­ружающими его людьми.

Существует множество путей помочь клиенту освоить новые стратегии поведения. Ролевой тренинг можно использовать для того, чтобы научиться действовать в сложных ситуациях и уметь свободно выражать чувства и мысли. Теория Роджерса может сосредоточить внимание на расхождении между реальным и идеальным Я, внимательно анализируя отношение к себе и к работе. Терапевт психодинамического направления ищет те ис­токи в детстве клиента, которые привели к нынешнему тупику. Психолог гуманистического направления будет рассматривать Я-концепцию клиента, а приверженец радикальной терапии будет изучать исторический, культурный и социальный аспекты жиз­ни клиента. Мы перечислили только несколько направлений из тьмы возможных. Некоторые из них при эффективном исполь­зовании могут освободить клиента для творческого создания новых моделей и более полного существования.

Таким образом, основной и всеобъемлющей целью психо­логии и психотерапии является воспитание гибкости поведения, умения находить новые стратегии поведения, по-новому мыс­лить.

До сих пор мы в обсуждении опускали ключевое слово КУЛЬТУРА. Многие теории построены так, будто они работают независимо от культурной принадлежности клиента. Слишком часто психологические концепции не принимают во внимание этот важный аспект. А сейчас давайте рассмотрим второй мо­мент культурной ориентированности:

2. Возможность применять максимально большое количество вариантов понятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с возможно большим числом людей и групп внутри и вне собственной культуры.

Как было показано в нескольких исследованиях, до 50% клиентов выходцев из стран третьего мира обычно не приходят на повторную встречу с психологом (Сью, 1977). Кроме того, многие представители национального большинства также неспо­собны довести процесс психологической помощи до конца. Ес­ли к этому добавить еще и тех, кто нуждается в психологической помощи, но не обращается за ней, то это уже недостаток огром­ного масштаба. Одной из причин указанной проблемы является то, что психологи не подготовлены к пониманию культурного аспекта. Для большей эффективности своей работы терапевт должен осознавать тот факт, что для различных популяций кли­ентов требуются различные манеры речи и реплики.

Если бы человек, о котором шла речь в начале главы, был бы испанского происхождения и работал в окружении белых посетителей, то психологу нельзя игнорировать возможную про­блему расовой дискриминации. Ведь большинство психологиче­ских теорий ориентировано на белых представителей среднего класса. Множество фактов указывают на то, что культурная принадлежность, религиозное воспитание, социоэкономический статус, возраст и пол могут быть так же важны, как индивиду­альность клиента и проблема сама по себе.

Наивно заниматься лечением, не учитывая при этом возрас­та, расы и пола клиента. К людям из различной социальной среды и отношение разное. Хорошо одетые люди получают больше внимания в офисах и магазинах. С физически привлека­тельными и рослыми людьми обхождение, как правило, лучше, чем с невысокими и менее привлекательными. Согласно стан­дартам американского среднего класса хорошо быть молодым белым мужчиной, иметь высокий социально-экономический статус, быть высоким и внешне привлекательным. Соответст­венно, вам меньше повезло, если вы старая женщина, небогатая, низкорослая и непривлекательная.

Традиционные теории психологической помощи, как прави­ло, не уделяют внимания культуре. В этих теориях еще не на­шли отражения особенности формирования новых моделей по­ведения внутри своей культуры и в других культурных средах. Третий аспект культурной ориентированности подразумевает совершение поступка.

3. Способность формулировать планы, действовать в соответ­ствии с возможностями данной культуры и рефлексировать.

Раскрепостить человека, чтобы он нашел новые способы по­ведения — это жизненно важно, но просто сформулировать но­вый путь явно недостаточно. В некоторый момент личность должна решиться на поступок и выбрать из нескольких альтер­натив свою собственную. Далеко не все психологические теории ставят своей целью совершение клиентом поступка.

У бихевиористского подхода сильна именно эта сторона. Ясные, достижимые цели — и к ним приходят благодаря четкой оценке и выполнению принятого решения. Терапевты рацио­нального направления часто задают специальное “домашнее задание” по выработанным в ходе беседы идеям с тем, чтобы дома попробовать их на практике. Далеко не все разновидности психотерапии имеют в своем арсенале эти специфические прие­мы, но все они помогают клиенту выработать свой реалистиче­ский взгляд на планы и результат своих действий.

Большинство психологических теорий, применяемых в США, основаны на культуре белых представителей среднего класса. А то, что приемлемо для белого, может оказаться непод­ходящим для черного или испаноязычного индивида. Индивиду­альное поведение человека частично определяется культурными нормами. То выражение эмоций, которое необходимо для клиенто-центрированной терапии и психодинамического подхода, может оказаться чуждым для некоторых выходцев из Азии и индейцев. Не только цель, но и сам процесс, стиль и техника психологической помощи может оказаться неподходящим.

К счастью, многие теории делают специальное ударение на применимости своих методов. Поэтому психологу требуется размышлять, анализировать и выбирать уместные подходы и методы. Терапевт, искушенный во многих теориях и их практи­ческом применении, имеет все предпосылки, чтобы стать ква­лифицированным специалистом.

Продуктивность есть широкая категория, которая задает об­щую цель процесса психотерапии, но вместе с тем она дает и более узкие понятия, помогающие терапевту и клиенту решить, как им действовать в рамках собственной культуры. При таком широком спектре возможностей можно сказать, что продуктив­ность ориентирована, прежде всего, на полную индивидуальную свободу.

 

“РАЗНЫЕ ГОЛОСА”* В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

* “Разными голосами ”— так называется книга К. Джиллиган, 1982.

В настоящее время теория психологии бурно развивается. В этой книге вы встретите новые концепции: наиболее важными из них являются такие, как развитие культурной идентичности и феминистическая терапия. Мы покажем вам, что традиционные психологические теории (психодинамическая, бихевиористская, гуманистическая) развивались, прежде всего, белыми мужчина­ми — представителями западного мира. Следует еще определить, в какой степени эти основные теории должны быть изменены и приспособлены к новым требованиям.

В свете новых идей в области психологии важность выбора своего собственного направления все большее возрастает. Ясно, что культура коренным образом влияет на наше понимание пси­хологии, и в главе IV вы найдете возрожденное понятие эмпатии, учитывающее также культурные различия.

Одним из известных ученых, внесших вклад в эти перемены, является Карол Джиллиган (1982). Хотя психотерапия не являет­ся ее узкой специальностью, она очень четко показала, что у мужчин и женщин очень разные представления о природе ве­щей. С появлением ее работы оказалось, что все исследования и рассуждения о морали и умственном различии оказались рассу­ждениями о МУЖСКОМ моральном развитии.

Джиллиган указала еще раз на очевидную истину, что муж­чины и женщины — очень разные существа. У них, как правило, различаются картины психического развития и в результате раз­личается манера мышления. Рискуя слишком упростить слож­ную проблему, мужчин можно назвать мыслителями линейного типа, или типа “если — то”. Мужская модель мышления, как правило, сфокусирована на результатах и достижении цели. Джиллиган считает, что для женщин более важным является аспект “межличностных отношений”, они думают о возможно­стях (и о взаимосвязях возможностей) до начала действия.

Для иллюстрации этого положения Джиллиган берет случай с Джейком и Эми, которым по 11 лет. Сравнивается линейное и иерархическое мышление. Типичной проблемой на сеансах пси­хотерапии является проблема власти и ответственности, когда клиент чувствует межличностный конфликт. Джиллиган спра­шивает своих молодых подопечных и получает на свой вопрос следующие ответы:

“Когда ответственность перед самим собой и перед другими людьми приходит в противоречие, то какой следует сделать вы­бор?”

Джейк: “Эту ответственность нужно поделить между собой и другими в соотношении 3:1”.

Эми: “Ну, это зависит от ситуации. Если вы ощущаете перед кем-то свою ответственность, то до некоторых пределов это на­до учитывать, но если это как-то повредит вам и не дает вам действовать по вашему усмотрению, тогда свои интересы нужно учитывать в первую очередь. Однако если это ответственность перед кем-то из близких, то вам надо решать, что для вас важ­нее, а это зависит от того, какой вы человек, какие чувства вы испытываете к другим”.

Хотя ответы Джейка и Эми дают слишком стереотипное представление о линейно-мужском и женском подходе, осно­ванном на взаимоотношениях, все-таки можно утверждать сле­дующее:

1. Как правило, женское восприятие мира отличается от мужского.

2. Во многих случаях прямолинейная мужская модель пове­дения будет равнодушна по отношению к другим.

3. С другой стороны, женская модель поведения, построен­ная на учете отношений, может оказаться конкурентно более совершенной.

В этой книге перед вами предстанут многие теории. Боль­шинство из них, как правило, были созданы мужчинами, но так как текст этой книги был написан в соавторстве с женщинами и мужчинами, мы надеемся, что сможем предложить альтернатив­ное построение процесса психологической помощи. В дальней­шем вы увидите, что и мужчины, и женщины внесли сущест­венный вклад в развитие психологического консультирование.

Одним из существенных культурных аспектов осознанности является ваше понимание разницы полов. Более того, в ваших размышлениях разница в культурах должна иметь первостепен­ное значение. Если даже мужчины и женщины, принадлежащие одной культурной среде, так по-разному конструируют реальность мира, то еще большая разница существует для разных культурных групп. Большинство теоретиков психологии были представителями белой цивилизации. Очень важно в дальней­шем развить процесс психологической помощи не только с точ­ки зрения женской половины, но и с точки зрения негритян­ской, азиатской, испанской и др.

Если сравнить первое издание со вторым, то в последнем значительное внимание уделяется культурным различиям между полами. Теоретические исследования со временем дадут нам новые знания о том, как использовать данные о культурных различиях для развития процесса психологической помощи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.