Указатель жестов в алфавитном порядке................................................... 182
Учебное пособие
Зайцева Галина Лазаревна
ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ. ДАКТИЛОЛОГИЯ
Учебник для студентов высших учебных заведений
Зав. редакцией Т.Б. Слизкова
Редактор Т.Д. Гамбурцева
Зав. художественной редакцией И.Л. Пшеничников
Художник МЛ. Уранова
Компьютерная верстка А.Б. Пожарский
Корректор М.М. Крючкова
Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96
Гигиенический сертификат
№ 77. ЦС. 01.952. П. 01652. С. 98 от 28.08.98
Сдано в набор 30.06.99. Подписано в печать 14.11.99
Формат 60х90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 12
Тираж 10000 экз. Заказ 99
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 932-56-19.
E-mail: vlados@dol.ru
Http://www.vlados.ru
Государственное унитарное предприятие
Издательско-полиграфический комплекс «Ульяновский Дом печати». 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14.
[1] Carmel S.J. International Hand Alphabet Charts. — Maryland, 1982. — 117 p. 20
[2] Здесь и далее принята следующая система записи: жесты обозначаются соответствующими русскими словами, напечатанными прописными буквами (например СТУЛ); дактилируемые слова или части слов — через черточку (-в-, Л-е-н-а, СТУЛ-о-м).
[3] Здесь и далее жесты демонстрировали выпускники школы-интерната для глухих детей № 65 Москвы Д. Семенова и В. Шибаев.
[4] Здесь и ниже смысл высказываний (слова или жеста) передается в виде слова, взятого в мирровские кавычки: ‘кабинет’.
[5] Читателей, которые захотят более подробно познакомиться с экспериментом и его результатами, отошлем к статье: Зайцева ГЛ. Методы изучения системы жестового общения глухих // Дефектология. — 1987. — № 1.—С. 3—11.
[6] Тем из вас, дорогие читатели, кто хотел бы понять суть современных лингвистических проблем, с удовольствием рекомендую умную и достаточно просто написанную книгу Ю.Д. Аресяна «Идеи и методы современной структурной лингвистики» (М., 1966. — 302 с.).
[7] Земская ЕА., Китайгородская М.В., Ширяев Е.М. Русская разговорная речь.— М.: Наука,1981.
[8] Егоров В.В. Особенности восприятия литературных героев глухими учащимися // Дефектология. — 1975. — № 3. — С. 13—19.
[9] См. более подробно: Зайцева Г.Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? // Дефектология. — 1995. — № 2.
[10] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983.— Т. 5. — С. 217
[11] Переписка Делепе и Гейнике переведена на русский язык и опубликована (см.: Красновский АЛ. Из истории методов обучения глухонемых: Переписка между Делепе и Гейнике // Известия АПН РСФСР —1947 — Вып. 9. — С. 111—139).
[12] Consultation on alternative approaches for education of the deaf: Final report. UNESCO Headquarters. Paris, 12—18 June, 1984.— Paris, 1985.
[13] Deaf children in America / Ed. by F.N. Schildroth, M.A. Karchmer. — San Diego (Cal.) College-Hill Press, 1986. — P. 261—262.
[14] Много интересного ты, читатель, можешь узнать из книг: Moores D. Educating the deaf. — Boston: Houghtion mifflin company, 1987. — P. 384; Tervoort B.T. The status of sign language in education in Europe // Language in Sign: an international perspective on sign language. — London, 1983. — P. 135—146; Sign and school / Ed. by J. Kyle. — Clevendon, Philadelphia, 1987; Bilingualism in deaf education / Ed. by J. Ahlgren, K. Hyltenstam.— Hamburg: Signum, 1994, и др.
[15] Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. — М., 1952. — С. 407.
[16] Там же. — С. 306.
[17] Читателям, которых интересуют люди необыкновенной судьбы, советую побольше узнать о жизни и деятельности этого удивительного человека. В.И. Флери и его книга сыграли огромную роль в истории русской сурдопедагогики.
[18] Флери В.И. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к способам образования, самым свойственным их природе. — СПб., 1835. — С. 147.
[19] Там же. — С. 28.
[20] Флери В.И. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к способам образования, самым свойственным их природе. — СПб., 1835. — С. 67.
[21] Флери В.И. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к способам образования, самым свойственным их природе. — СПб., 1835. — С. 71.
[22] * жеста (прим. автора).
[23] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5. — С. 216.
[24] Там же.—С. 216.
[25] Там же. — С. 218.
[26] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5. — С. 217.
[27] Там же.
[28] Леонгард Э.И. Ранняя слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха — основа их полноценного включения в общество слышащих // Проблемы младенчества. — М., 1999. — С. 74—77.
[29] Зыков С.А.. Язык как учебный предмет в школе для глухих детей // Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977.— С. 34—35.
[30] Там же.—С. 41.
[31] Игнатова И.П. Проблемы жестового языка в современной российской сурдопедагогике // Московские педагогические чтения: Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 1999.
[32] Номер после слова — порядковый номер жеста в словнике.