Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дизайн как созерцание и дизайн как действие. Современные функции проектной рефлексии.



Созерцание — чувственная ступень познания. В идеалистической философской традиции выделяются два основных понимания созерцания, причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции.

Творческий процесс создания произведения начинается с замысла художника, воплощение которого невозможно без момента осознавания себя творцом. Вера в творца и позволение этому качеству проявиться в себе — это необходимые условия для того, чтобы родилось произведение искусства. В силу этого аспектом координации является дух творца, связующий воедино материальное, информационное и психо-эмоциональное начала созданного произведения. Через него человек, познавая реальность, воплощает себя в ней посредством собственной творческой деятельности.

Дизайнер живет в своих произведениях — живет постигнутый и воплощенный им смысл, с которым может соприкоснуться кто-то другой через созерцание, сопереживание. Полагают, что в процессе созерцания возникает эмпатия — «вживание» в созерцаемый объект, проникновение в его внутренний мир. Зритель с позиций своего личного опыта и опыта той культуры, к которой он принадлежит, стремится понять продукт иной культуры, это воплощение личности художника и его времени. Неотъемлемой частью процесса понимания является истолкование, интерпретация — способ взаимопрояснения двух контекстов. Таким образом, произведение искусства продолжает свою жизнь уже в ином, отличном от изначального, контексте; иначе оно просто не может существовать: «произведение есть только возможность, которую осуществляет читатель» [7]. При этом некоторые исследователи отмечают качественное различие в существовании артефакта (т.е. материальной части произведения живописи), который остается тождественным самому себе с течением времени, и содержания его как произведения живописи, которое «воссоздается каждый раз заново, когда воспринимается эстетически» [9]. Но, хотя эстетическая ценность может меняться при перемещениях эстетического предмета в пространстве и времени, однако истоки его мы ищем в артефакте, который остается без изменения. В первые же мгновения процесса созерцания чуткий зритель улавливает нечто — дух, образ, впечатление или как угодно это можно назвать — нечто, не поддающееся словесному описанию (т.е. психо-энергетическое звучание). Затем следует достаточно длительный процесс дифференцированного восприятия живописного изображения (сюжет, персонажи, их облик, композиция, колорит и т.д.) и материального аспекта (внешних особенностей основы, грунта, наложения красок, плотности лака и т.д.), все более дробящее первое впечатление; на этом этапе происходит вербализация наблюдений. Наконец, аналитическое видение уступает место целостному, когда одновременно воспринимает материальный носитель, изображение и психо-энергетическое звучание. С этого момента зритель начинает видеть картину как объемное целое. Тогда происходит нечто очень важное для самого созерцающего: он также становится целостным и начинает ощущать себя не как объект, а как пространство, вошедшее в резонанс с пространством произведения.

 

В практику деятельности в современной системе разделения труда входит как собственно деятельность в присущих ей методах и средствах постановки и решения задач, так и организация этой деятельности в различных формах, оказывающих, несомненно, прямое влияние если не на методы, то уж, во всяком случае, на средства и принципы осуществления деятельности. В то же время часть западных теоретических концепций занимают попытки реконструкции содержания дизайнерской деятельности, но как мы уже говорили, у нас нет критериев оценки достоверности этих весьма отличающихся друг от друга реконструкций. Всего лишь сорок лет назад один из ведущих представителей нарождающейся профессии Норман Бел Геддес должен был на страницах "Нью-Йорк Тайме" опровергать обвинения в предательстве искусства: "Мы живем в эпоху промышленности и бизнеса. Принимайте это или нет, это факт. И в этом нет ничего дурного... Таким же абсурдом является порицать сегодняшнего художника за то, что он применяет свои творческие способности в промышленности, как порицать Фидия, Джотто или Микеланджело за то, что они применяли свои - в религии. Для меня гораздо важнее, что я могу работать над вещами, которые кого-то интересуют: автомобиль, аэроплан, пароход, вагон, здания и мебель, а не продолжать работу для театра только потому, что я делал это в течение пятнадцати лет". Тогда это было необходимо. Пионерский период развития дизайна был временем безудержного оптимизма художников, в этом пункте согласны все, пишущие о дизайне. Известный критик дизайна Ральф Каплан писал о том, что "первые успешные дизайн-операции подействовали на экономику как магия, и первые дизайнеры могли играть роль волшебников... Дизайн был новой алхимией, и в отличие от старой он работал". Однако все это уже история. В настоящее время в мире и прежде всего в США существует несколько сот крупных и мелких фирм и бюро, продающих дизайн как таковой, как специализированный высокооплачиваемый труд, и несколько тысяч отделов дизайна на промышленных предприятиях крупнейших капиталистических фирм. Героический период дизайна окончился, и многочисленные коллективы профессиональных дизайнеров ведут различными средствами борьбу за существование, признание и развитие. В западной литературе по дизайну никто, кроме Джорджа Нельсона, не уделяет внимания одновременности существования двух форм коммерческого дизайна. Мы будем рассматривать их по отдельности и уже после этого анализа сделаем попытку установить между ними определенные отношения.

 

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Работая над созданием проекта, мы, естественно, работаем над саморазвитием и самосовершенствованием. А как известно, психологически здоровая личность, которая может адекватно взаимодействовать с другими людьми, может им помочь, должна обладать развитой рефлексией как одним из критериев психологического здоровья. Именно поэтому при разработке проекта необходима рефлексия. Думаю, что достижение проектных результатов, эффективных результатов, без прохождения этапов рефлексии невозможно. Создавая собственный проект, ты берешь на себя огромную ответственность, которая просто не мыслиться без рефлексии. Действительно, этапы рефлексии необходимы при реализации проектной деятельности, так как именно анализируя и оценивая свою деятельность можно достичь значимых результатов. Этап рефлексии необходим в любой деятельности, а особенно при разработке и реализации проекта. Без данного этапа нельзя достигнуть высоких результатов, так как любую деятельность нужно анализировать,"пропускать через себя". Рефлексия способствует самооценке своей деятельности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.