Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сильные стороны поведения



 

Для учеников-перфекционистов (их меньшинство из данного типа) сильной стороной избегающего неудач поведения является то, что для них быть успешными означает достигнуть только значительных, высоких результатов, пусть в чем-то одном, но быть непревзойденным. «Лучше никак, чем плохо», — считают они. Незначительная коррекция их поведения позволяет исправить заблуждение этих юных честолюбцев.

 

У другой же, большей части учеников в поведении мы не можем отыскать никаких сильных сторон. Они просто очень не уверены в себе. Их самоуважение катастрофически низкое, и они нуждаются в поддержке от друзей и педагогов. Таким детям нужна немедленная специфическая помощь.

 

Принципы профилактики

 

Всегда следует иметь в виду, что, общаясь с детьми, постоянно демонстрирующими поведение, направленное на избегание неудачи, следует:

Поддерживать любые попытки ученика сменить установку «Я не могу» на «Я могу». Помогать таким детям преодолевать барьеры, изолирующие их от класса, втягивать их в продуктивные отношения с другими учениками.

 

Таблица 4. Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи

 

Активная форма

 

Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.

 

Пассивная форма

 

Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы.

 

Реакция учителя

 

Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста).

 

Ответная реакция ученика

 

Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать.

 

Природа поведения

 

1. Отношение по типу «красного карандаша».

 

2. Необоснованные ожидания родителей и учителей.

 

3. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм.

 

4. Упор на соревнование в классе.

 

Сильные стороны поведения

 

Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет.

 

Принципы профилактики

 

1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу».

 

2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.

 

Личное задание читающему эту книгу

 

1. Приведите встреченные вами на практике примеры активного и пассивного поведения, направленного на избегание неудачи.

 

2. Согласны ли вы с теми причинами такого поведения, которые здесь приведены? Почему?

 

3. Сильные стороны подобного поведения в том, что ученики имеют амбиции, которые могут быть реализованы. Вы согласны с этим? Почему? Согласны ли вы с тем, что у большинства учеников этого типа нет сильных сторон в поведении?

 

4. Закончите предложение:

 

Когда я был ребенком, одним из способов, которым я пытался избежать неудачи (своей очевидной несостоятельности), был следующий…

 

Глава 4. Выбор техники экстренного педагогического вмешательства, или Шаг № 3

 

Основные правила

 

Все, что написано в этом параграфе, касается личности самого учителя — изменения его установок и реакций для достижения желаемых партнерских отношений с учениками. Без этого не обойтись, ведь никакие слова и действия, как бы тщательно они ни были подготовлены, не приведут к успеху, если учитель неискренен в своих установках и чувствах.

 

Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) ученика, а не на его личности

 

Описывайте поведение ребенка безоценочно. Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля. Объясняя ребенку, почему его поступки так огорчают вас, избегайте таких слов, как «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски». Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, «заводят» нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.

 

Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Это — правило «здесь и сейчас». Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ экстренного вмешательства, говорите лишь о том, что произошло только что. Обращение к прошлому или к будущему ученика, наводит на мысль, что конкретный поступок — что-то неизбежное и неисправимое. В самом деле, если Ваня или Таня «всегда» так ведут себя или «всегда будут» это делать, то как можно педагогу требовать, чтобы они попробовали вести себя по-другому? Девиз «здесь и сейчас» — точка опоры для воспитателя!

 

Будьте твердым, но доброжелательным. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его. И в то же время мы должны быть доброжелательными в отношении ученика, совершившего проступок, чтобы у него не возникло желание защищаться и не пропал интерес к общению с нами. Это правило может быть выражено таким девизом: «То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я еще с симпатией отношусь к тебе!» Такая установка означает, что вы верите в своих учеников, считаете, что они могут вести себя в соответствии с правилами. Ваша вера в детей — самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.

 

Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями

 

Когда ученик демонстрирует «плохое» поведение, учитель переживает весьма неприятные эмоции. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.

 

Но! Отрицательные эмоции можно контролировать. Когда нас душат гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим ученикам тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение ученика вести себя плохо, даем ему очевидное оправдание. Наш гнев — это то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Если мы демонстрируем свои отрицательные эмоции, мы заставляем такого ученика продолжать свое поведение. Ведь маленький человек, который способен так потрясать взрослого, в самом деле обладает силой!

 

Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки «благородного гнева», он дает классу очень много, а) он просто лишает властолюбца желаемой реакции и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.

 

Ученики, как правило, понимают, что они поступают неправильно. При этом они ожидают от нас определенной реакции, забрасывают «крючок». Если мы ловим его, игра начинается. Мы начинаем злиться, а ведь ради этого игра и затевается, наш гнев — итог игры, победы ученика в этой партии. Но попробуйте отказаться от игры. Это не просто. Один из способов — контролируйте отрицательные эмоции.

 

Накрученные общением учителя просто переполнены отрицательными эмоциями и нуждаются в установлении равновесия, иначе головной боли к концу дня не избежать. Для разрядки кто-то выбирает физические упражнения, кто-то — домашнюю работу или общение с друзьями.

 

Можно разряжаться в ванной комнате или в машине по дороге домой. Закройте окна, включите на полную мощность радио, чтобы вас не слышали другие водители. Затем представьте, что перед вами сидит ваш юный обидчик, и выговаривайте ему все, что не сказали в классе. На время забудьте про все: про акцент на поведении, про принцип «не оценивать», про вежливость и т.д.

 

Кричите все, что хотите, оценивайте, обвиняйте, можете использовать непечатные слова. Кричите как можно громче. В конце пути, подъезжая к дому, вы почувствуете себя гораздо легче, чем в начале поездки. Собственно, все то же можно проделать и не в машине, а дома. Главное - чтобы вы имели возможность уединиться в отдельном помещении, где вас никто не будет смущать.

 

Это правило тесно связано с предыдущими. Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации. Это очень трудно — научиться не усиливать напряженность ситуации, а снижать ее. Предвосхищая вопросы учителей, желающих точно знать, чего же нельзя делать, перечисляем типичные ошибки в реагировании на выходки.

 

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

повышаем голос, произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я», оставляем последнее слово за собой, используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы», разговариваем с сарказмом, даем оценку характеру ученика, действуем с превосходством, используем физическую силу, втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему, настаиваем на своей правоте, читаем морали, ставим учеников в угол, оправдываемся, защищаемся или «даем взятку», формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы», изображаем негодование, придираемся, изводим кого-то придирками, передразниваем учеников, сравниваем одного ученика с другим, командуем, требуем, давим, поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.

 

Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок — на короткое время. Но плата за столь короткое спокойствие оказывается слишком высокой. Отрицательный эффект от такого поведения учителя приносит куда больше неприятностей, чем сама его причина. Зачем же использовать столь рискованные методы, когда можно выбрать более эффективные?

 

Вы скорее всего удивились, обнаружив в списке ошибок «награждаем учеников». Однако слишком часто некоторые награды, которые получают ученики, напоминают взятки и поддерживают их намерения вновь и вновь возобновлять плохое поведение, чтобы вновь получить что-то подобное.

 

Если вы скажете Пете: «Если ты не будешь списывать сейчас и сделаешь сегодняшнюю самостоятельную работу действительно самостоятельно, я не спрошу тебя завтра на геометрии», то в следующий раз он у вас поинтересуется: «Мне списывать или вы не будете спрашивать меня завтра на геометрии?» Представляете, в какой ситуации вы окажетесь ? Любой из ваших выборов будет неудачным. Если вы выбираете первое — то тем самым вы фактически даете разрешение на списывание. Если второе — то в следующий раз тот же ученик попросит за честную работу большую плату: например, не спрашивать его не только на геометрии, но и на алгебре.

 

Правило 4. Обсуждайте проступок ученика позже

 

Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба — и учитель, и ученик — возбуждены, вам не удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены. Особенно когда работают «сильные отрицательные эмоции» — при взаимодействии с властными и мстительными учениками.

 

Когда же проводить обсуждение? Возможно, через час, а может быть, завтра. Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать, тогда можно обсудить инцидент с учеником. Когда учитель будет в состоянии дать описание нарушения поведения объективно, причем именно того, что произошло, а не того, кто виноват в этом, то есть описать действия, а не действующего.

 

Вы спросите, как же ученик узнает, что его поведение неправильное, если мы не укажем ему на это в момент, когда он плохо себя ведет? Большинство ваших учеников прекрасно знают, когда они себя плохо ведут и какой эффект имеет такое поведение.

 

Вот Саша, семиклассник, матерится на физкультуре. Ну разве ему не известно, что он «делает что-то нехорошее»? Конечно, известно. Он получит большое удовлетворение, просто подарок от вас, если перед классом вы начнете читать пятьсот двадцать седьмую лекцию о чистоте русского языка. Лучше всего в этом случае отреагировать немедленно, но совсем не так, как ожидает ваш ученик. А вот серьезное обсуждение отложить на то время, когда Саша не сможет извлечь из него свою выгоду.

 

Ученики будут уверены, что вы не попустительствуете выходкам их одноклассников, если вы время от времени организуете общие дискуссии о нарушениях поведения. На этих дискуссиях вы можете объяснить им, что является приемлемым, а что нет в определенных ситуациях. Кроме того, они будут знать, что вы всегда готовы вмешаться.

 

Правило 5. Позволяйте ученику «сохранять лицо»

 

Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем они знают, что учитель сильнее и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их поступить правильно. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать «По-своему». В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: «Я сделаю это — но по-своему, а не вашим способом». Почему-то именно это больше всего возмущает нетерпеливого раздраженного учителя. Он воспринимает такое поведение как издевательство, требует полного подчинения себе — и вызывает новую волну конфронтации. Мудрый учитель умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает - если мы играем в эту игру вместе с учеником, мы позволяем ему «сохранить лицо» и вместе с тем получаем то что нам нужно. Оба Игрока тем самым выигрывают.

 

Вы просите Марину прекратить ходить по классу и занять свое место. Она соглашается, но, направляясь к своей парте, бормочет что-то невнятно и сердито. Бормочет негромко, понять ничего нельзя. Что делает обычно учитель? в конце концов Марина же села, то есть педагог своего добился. Но нет! Большинство учителей допускают типичную ошибку - требуют полного подчинения, не используя игру «По-своему».

Учитель: Марина, что ты бормочешь?

Марина (сухо): Ничего.

Учитель: Я же слышу. Повтори, что ты сказала

Марина (громко, с сарказмом): Я только высказываю свои мысли вслух. Думаю. Вы что, против того, чтобы ученики думали?

 

Настаивая на полном подчинении, то есть на том чтобы ученик не только делал то, что вы хотите, но и делал это так как вы хотите, вы рискуете спровоцировать новый виток конфронтации, еще худший, чем первый. Не так ли?

 

Заметим, что ворчание - нормальная реакция для человека оказавшегося в подобной ситуации. Вспомните свою собственную реакцию, когда вам приходилось подчиняться, делать что-то, не входящее в ваши планы.

 

Недовольное ворчание - не единственная реакция в игре «По-своему». Ученики также используют другие «свои способы»:

«тянут» несколько секунд, прежде чем согласиться, строят гримасы, выполняя вашу просьбу, демонстрируют вам какой-то жест, свидетельствующий о неуважении, еще раз-другой повторяют то, что вы просите прекратить делать, и только потом перестают,

перед тем как подчиниться, говорят что-то типа «не буду, не хочу», чтобы последнее слово осталось за ними.

 

Но они подчиняются после этого! Если вы позволите им исполнить эту безвредную игру «По-своему», инцидент будет исчерпан скорее. При этом вы как учитель получите то, что хотели, и не заденете чести и достоинства ученика. Оба — в выигрыше!

 

Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения

 

Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижения, ругань — все это черты агрессивного общения.

 

Чаще всего подобная картина наблюдается при взаимодействии с мстительными учениками. Учитель всего лишь человек и имеет право быть агрессивным. Имеет право быть агрессивным, но… только в своем воображении. С учениками мы должны вести себя по-другому.

 

Даже если вы научились контролировать свои эмоции (например, с помощью аутотренинга), в момент конфликта они все же могут захлестнуть вас. Поэтому придерживайтесь следующих правил:

отложите на потом дисциплинарные меры, примените в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций, воспитание учеников отложите на то время, когда вы будете абсолютно спокойны.

 

Наибольшая польза этих правил в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, то и они позволяют себе это.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.