Первая причина. Как ребенок научится получать больше внимания от взрослых, когда он плохо, а не хорошо ведет себя? Еще в раннем детстве ребенок плачет — к нему бегут родители. Он разбил вазу и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!» — вот что усвоил ребенок. Иногда ребенку получить сердитое внимание лучше, чем не получить никакого.
Такая стратегия поведения переносится и в школу. Вот обычная ситуация:
Миша тихо и сосредоточенно решает задачу по геометрии, углубившись в тему.
Вера громко переговаривается с подругой, сидящей через парту от нее.
Как вы думаете, к кому в первую очередь обратится учительница?
Вторая причина — никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой манере. Потребность во внимании — базовая психологическая потребность, такая же как еда и питье с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то почему никто не говорит им, как они должны вести себя, когда они «психологически голодны»?
Третья причина. Чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. Часы у телевизора, формальные вопросы родителей: «Оценки есть?», «Ты поел?», узкий круг общения, одиночество — и проблем с поведением в школе не избежать.
Сильные стороны поведения
Ученики, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать с учителем, но не знают, как общаться в позитивной манере. Большинство учителей скорее предпочтут иметь дело с такими учениками, чем с теми, кому нет дела ни до чего и ни до кого.
Если об этом помнить все время, возможно, наше раздражение и возмущение угаснут.
Принципы профилактики
Как себя вести, чтобы такие нарушения поведения не возобновлялись?
Два главных принципа должны соблюдаться в попытках защититься, предохраниться от поведения, направленного на привлечение внимания.
Уделяйте много внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо. В два, три, десять раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое! Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в нем особенно нуждаются. Как можно это сделать, описано в Сценарии тренинга (с. 224—228).
Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания
Активная форма
Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса.
Пассивная форма
Ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», то есть все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно.
Реакция учителя
Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.
Ответы ученика на реакцию учителя
Прекращают выходку, но только на короткое время.
Природа поведения, направленного на привлечение внимания
Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».
Сильные стороны подобного поведения
Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем.
Принципы профилактики демонстративного поведения
Больше внимания уделять хорошему поведению. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.
Личное задание читающему эту книгу
1. Приведите примеры активного и пассивного поведения, направленного на привлечение внимания, которые вы наблюдали в вашей педпрактике.
2. Согласны ли вы с теми причинами поведения, направленного на привлечение внимания, которые описаны в книге? Почему?
3. Истинный смысл демонстративного поведения в том, что ученики показывают, что им нужны отношения с учителем. Вы согласны с этим? Почему?
4. Завершите незаконченное предложение:
Когда я был ребенком, одним из способов, которым я добивался внимания к себе в школе (дома), был следующий…