Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОТВОРИТЬ -- НЕ ЗНАЧИТ РОДИТЬ



Меня многократно предупреждали, чтобы я не рассказывал вам того, чтособираюсь рассказать в этой книге. Мне говорили: "Обыкновенный читатель нежелает иметь дела с теологией; дайте ему простую, практическую религию". Яотверг эти советы. Я не думаю, что обыкновенный читатель настолько глуп.Слово "теология" означает "наука о Боге"; и я полагаю, что каждый человек,хоть немножко задумывающийся о Создателе всего сущего, хотел бы, насколькоэто возможно, получить самые ясные и точные представления о Нем. Вы не дети,так зачем же обращаться с вами, как с детьми? В какой-то мере я понимаю, почему некоторым людям хотелось бы обойтитеологию стороной. Я помню, во время одной моей беседы пожилой офицер,побывавший, видно, во многих переделках, поднялся и сказал: "Мне вся этаболтовня ни к чему. Но, доложу вам, я тоже человек религиозный. Я знаю, чтоБог есть. Как-то ночью, когда я был один в пустыне, я чувствовал Егоприсутствие. Это величайшая тайна. Именно поэтому я не верю всем вашимаккуратным маленьким формулам и догмам о Нем. Да и каждому, кто пережилреальную встречу с ним, они покажутся жалкими, сухими и ненастоящими". В каком-то смысле я согласен с этим человеком. Думаю, что, вполневероятно, он и в самом деле пережил встречу с Богом в той пустыне. Н когдаот личного опыта он обратился к христианской доктрине, то, видимо, воспринялэто как переход от чего-то реального к менее значительному и настоящему.Наверное, что-то подобное испытывал бы человек, который видел Атлантическийокеан с берега, а теперь рассматривает его на карте. Сравнимы ли настоящиеокеанские волны с куском раскрашенной бумаги? Однако дело вот в чем. Карта-- действительно кусок раскрашенной бумаги, но вы должны понять две вещи.Во-первых, она составлена на основании открытий, сделанных сотнями итысячами людей, плававших по настоящему Атлантическому океану, то есть какбы впитала в себя богатый опыт, не менее реальный, чем тот, который пережилчеловек, стоявший на берегу океана. За одним исключением, однако. Человекэтот видел океан лишь в каком-то одном, доступном ему ракурсе. Карта жесконцентрировала в себе все различные опыты вместе взятые. Во-вторых, есливы хотите куда-то отправиться, карта будет вам совершенно необходима. Покавы довольствуетесь прогулками по берегу, впитывать в себя зрелище океанагораздо приятнее, чем рассматривать карту. Но пожелай вы отправиться вАмерику, она будет вам несравненно полезнее, чем опыт ваших прогулок. Теология подобна карте. Простое размышление о христианских доктринах иизучение их, если вы на этом остановитесь, менее значимо и интересно, чемто, что пережил тот офицер в пустыне. Доктрины -- это не Бог. Онипредставляют из себя своего рода карту. Но карта эта составлена на основанииопыта, пережитого сотнями людей, которые вошли в реальное соприкосновение сБогом. В сравнении с этим опытом любые захватывающие переживания илирелигиозные чувства, которые, возможно, посетили вас или меня, выглядяткрайне примитивно и нечетко. Затем, если вы хотите продвигаться вперед, карта вам совершеннонеобходима. Видите ли, то волнующее переживание, которое поразило офицера впустыне, при всей его реальности, бесполезно даже для него. Оно никуда неведет, так как сводится лишь к эмоциональному потрясению и не требуетникакой работы. Это все равно что смотреть на волны океана, стоя на берегу.Вы не попадете в Ньюфаундленд, если этим ограничится ваш контакт сАтлантическим океаном. И вы не обретете жизни вечной, лишь наслаждаясьощущением Божьего присутствия в цветах и музыке. Однако вы никуда непопадете и в том случае, если только будете смотреть на карту, а выйти воткрытое море не решитесь. Выйдя же в плавание без карты, вы не сможетечувствовать себя в безопасности. Иными словами, теология -- это практическая наука, особенно в наши дни.В старые времена, когда образование не было таким массовым, а дискуссии --столь популярными, как теперь, люди, возможно, могли довольствоваться оченьпростыми истинами о Боге. Но сейчас дело обстоит иначе. Каждый человекчитает, каждый прислушивается к тому, о чем ведутся дискуссии. Так что и непринимая участия в теологических беседах, люди какие-то представления о Богевсе-таки имеют. Однако это сплошь и рядом -- плохие, беспорядочные иустаревшие представления. Очень многие из них выдают сегодня за нечто новое,между тем как они уже несколько столетий назад были рассмотрены, изучены иотвергнуты известными теологами. К их числу относятся некоторые современныепопулярные формы религии; исповедание их -- такой же шаг назад, каким былобы возвращение к представлению о том, что Земля плоская. Вникните в популярную в Англии трактовку христианской доктрины, и выувидите, что она сводится к следующему: Иисус Христос -- великий учительнравственности, и если бы только мы последовали Его совету, то сумели быустановить лучший социальный порядок и избежать еще одной войны. Что ж, этоверно. Но такая трактовка касается лишь малой части христианской истины и,как ни странно на первый взгляд, именно практической-то ценности и не имеет. Да, если бы мы воспользовались советами Христа, то вскоре создали быгораздо более счастливый мир. Однако для начала идти так далеко, как Христосс Его неземной мудростью, вовсе не обязательно. Если бы мы делали то, чтосоветовали нам Платон, или Аристотель, или Конфуций, то и тогда нашеположение в мире было бы гораздо лучше, чем сейчас. За чем же дело стало? Аза тем, очевидно, что мы никогда не следовали советам ни одного из этихвеликих учителей. Так почему мы должны им следовать сейчас? Почему советамХриста мы последуем скорее, чем советам других? Потому что Он -- лучшийучитель нравственности? Но если это так, то вероятность того, что мы пойдемза Ним, только снижается. Ведь если мы не в состоянии усвоить урок по курсуначальной школы, можно ли рассчитывать, что мы усвоим что-то посложнее? Еслихристианство сводится к еще одному доброму совету, то ценность его невелика.За последние четыре тысячелетия человечество не имело недостатка в хорошихсоветах. Несколько дополнительных -- положения не изменят. Но возьмите любую серьезную теологическую работу, трактующую вопросыхристианства, и вы увидите, что в ней и в упомянутой популярной трактовкеречь идет о совершенно разных вещах. Христианские авторы заявляют, чтоХристос -- Сын Божий (что бы это ни значило). Они говорят, что те, кто Емудоверится и поверит, тоже смогут стать сынами Божьими (что бы это низначило). Наконец, они говорят, что смерть Его спасла нас от наших грехов(что бы это ни значило). Не имеет смысла жаловаться, что заявления эти трудно понять.Христианство утверждает, что оно говорит нам о другом мире, о чем-то таком,что за пределами этого мира, который мы можем осязать, слышать и видеть. Вывправе считать это откровение не соответствующим истине; но, если то, чтохристианство утверждает, все-таки истина, понять ее, естественно, будетнелегко, по крайней мере, так же трудно, как проблемы современной физики, ипо той же причине. Больше всего нас шокирует в христианстве, что, отдавшись Христу, мыможем стать сынами Божьими. Кто-нибудь может спросить: "Разве мы не Божьидети уже сейчас? Разве не в том состоит одна из главных идей христианства,что Бог -- Отец всего человечества?" Что ж, в некотором смысле, несомненно,мы все -- дети Божьи. Я имею в виду, что Бог вызвал нас к существованию, Онлюбит и заботится о нас, как Отец. Но когда Библия говорит нам о возможностистать сынами Божьими, она, безусловно, подразумевает что-то другое. И этоприводит нас к центральному пункту теологии. В одном из христианских символов веры говорится, что "Христос, СынБожий, рожден от Бога, а не сотворен Им", и далее добавляется: "рожденныйОтцом прежде всех веков" (то есть до сотворения мира). Пожалуйста, уяснитесебе как следует, что это откровение не имеет ничего общего с тем, чтовпоследствии Христос родился на земле как Человек и был Сыном девы. В данныймомент мы не рассматриваем вопроса о Непорочном зачатии. Нас интересуетчто-то такое, что имело место еще до сотворения мира, до начала времен."Прежде всех веков Христос был рожден, а не сотворен". Что это значит? Родить -- значит стать отцом. Сотворить -- значит сделать. Разницамежду этими двумя понятиями в следующем: рожденное от вас обладает той жеприродой, что и вы. От человека рождаются человеческие дети, от бобрабобрята, птица кладет яйца, из которых вылупляются птенцы. Но когда выделаете что-то, то создаете нечто отличное от вас самих по природе. Птицавьет гнездо, бобер строит плотину, человек делает радиоприемник или можетсотворить что-то более похожее на него, чем приемник, например статую. Еслион достаточно искусный скульптор, то может создать статую, очень похожую начеловека. И все-таки неживая статуя никогда не будет человеком, поскольку неможет ни дышать, ни думать; она лишь походит на него. Все это надо очень ясно усвоить. То, что рождено Богом, есть Бог, какрожденное от человека -- человек. То, что создано Богом,-- это не Бог, как исозданное человеком -- не человек. Вот почему люди -- не сыны Божьи в томсмысле, в каком Сын Божий -- Христос. Люди могут быть похожи на Бога, но они-- существа другого рода. Они скорее похожи на статую или картину,изображающую Бога. Как и статуя, которая похожа на человека, но не имеет в себе жизни,человек (в некотором смысле, что я и собираюсь объяснить) похож на Бога, нов нем нет того рода жизни, который присущ Богу. Давайте сначала рассмотрим первый пункт (сходство человека с Богом).Все, что создано Богом, носит черты какого-то сходства с Ним. Космос похожна Него своей необъятностью. Не то чтобы необъятность космоса была того жерода, что и необъятность Бога; но безграничность Вселенной как бы символ Егобезграничности или выражение ее в понятиях недуховного порядка. Материяимеет сходство с Богом в том смысле, что она тоже обладает энергией; хотя,конечно, физическая энергия отличается от энергии, свойственной Богу.Растительный мир схож с Богом в том, что, как и Он, обладает жизнью. Нобиологическая жизнь -- не та же самая, которая присуща Богу. Она -- толькосимвол или тень Его жизни. Когда мы переходим к животному миру, то обнаруживаем другие чертысходства с Богом, помимо биологической жизни. Интенсивная жизнедеятельностьи продуктивность насекомых, возможно, первый, неясный намек нанепрекращающуюся созидательную активность Бога. У более высоких форм,млекопитающих, мы наблюдаем начало инстинктивной привязанности. Конечно, этапривязанность не то же самое, что любовь, присущая Богу; но она похожа нанее, как похожа на пейзаж картина, нарисованная на плоском листе бумаги. И вот мы подошли к человеку, высшему существуй животном мире: в нем мызамечаем наиболее полное сходство с Богом. (Возможно, другие миры населенысуществами, еще более похожими на Бога, чем мы, но нам об этом ничего неизвестно.) Человек не только живет -- он любит и думает; в нем биологическаяжизнь достигает высшего уровня. Однако в естественном состоянии человек лишен духовной жизни, то естьособого, более высокого рода жизни, который присущ Богу. Мы используем однои то же слово "жизнь" для обозначения и того, и другого. Но если вы сделаетеотсюда вывод, что они, в сущности, одно и то же, то ошибетесь. Они неидентичны между собой, как не идентичны необъятность Вселенной инеобъятность Бога. Различие между биологической жизнью и духовной настольковажно, что впредь я собираюсь именовать их по-разному. Биологическую жизнь, которую мы получаем через природу и которая (как ивсе в природе) отмечена тенденцией к постоянному угасанию и разложению, апотому нуждается в непрерывной поддержке (она и поступает к ней из природы ввиде воздуха, воды, пищи и т. п.),-- этот род жизни я буду называть "биос"(греческое слово). Духовную жизнь, которая содержится в Боге "от вечности" иявляется источником возникновения всей физической Вселенной, назовемгреческим словом "зоэ" (что, собственно, и означает -- "жизнь"). Биос,несомненно, схож с зоэ, как тень ее или символ. Сходство это такого рода,как между фотографией и самим сфотографированным местом, как между статуей ичеловеком. Трансформация, которая происходит в человеке, когда биос сменяетсяв нем на зоэ, равносильна превращению мраморной статуи в живого человека. Именно в этом и состоит суть всех христианских откровений: наш мирпредставляет из себя студию Великого Скульптора. Мы с вами -- статуи, и встудии ходит слух, что в один прекрасный день некоторые из нас оживут. БОГ В ТРЕХ ЛИЦАХ В предыдущей главе мы рассмотрели разницу между понятиями "рождать" и"делать" или "творить". Человек рождает ребенка, статую он делает. Богрождает Христа, человека Он творит. Сказав это, я проиллюстрировал лишь однуистину о Боге: то, что рождается от Бога-Отца, есть Бог, Существо той жеприроды, что и Он Сам. В некотором роде это подобно рождению человеческогосына от человеческого отца. Однако сходство тут не абсолютное. Постараюсьобъяснить это несколько подробнее. Очень многие люди в наши дни говорят: "Я верю, что Бог существует, ноне могу поверить, что Бог -- это личность". Они чувствуют, что таинственноенечто, стоящее за всеми вещами, должно быть чем-то большим, чем простоличность. И христиане вполне согласны с этим. Но никто, кроме христиан, непредлагает какую бы то ни было идею относительно того, чему может бытьподобно существо, стоящее над личностью. Все остальные, соглашаясь, что Богвыходит за пределы личности, именно на этом основании и представляют Егочем-то безличным (а На деле чем-то меньшим, чем личность). Если же вы ищетев Боге сверхличность, некое начало, стоящее выше личности, то выбор междухристианской и иными доктринами для вас отпадает. Ибо она, единственная вмире, именно так и трактует Бога. Некоторые думают, что после этой жизни или после нескольких жизнейчеловеческие души будут впитаны Богом. Но если вы спросите их, что онипонимают под этим, то обнаружите, что их идея ничем не отличается отпоглощения одних веществ другими. Они и говорят, что это подобно тому, каккапли стекают в океан. Но когда капля стекает в океан, ей приходит конец.Если это и происходит с нами, мы просто прекратим свое существование. Лишь ухристиан вы найдете идею о том, как человеческие души могут обрести жизнь вБоге, оставаясь при этом собою; более того -- становясь собою в значительнобольшей степени, чем они были прежде. Я предупреждал вас, что теология -- наука практическая. Цель нашегосуществования, таким образом, в нашем вовлечении в жизнь Бога. Неверныепредставления об этой жизни мешают достигнуть цели. А сейчас я попросил бы особого внимания. Вы знаете, что в пространствевы можете двигаться в трех направлениях: налево или направо, назад иливперед, вниз или вверх. Любое направление представляет из себя либо одно изэтих трех, либо какую-то их комбинацию. Мы называем это тремя измерениями. Атеперь напрягите внимание. Пользуясь лишь одним измерением, вы можетеначертить только прямую линию. Пользуясь двумя, вы можете начертить фигуру,например квадрат. Квадрат состоит из четырех прямых линий. Давайте сделаемеще один шаг вперед. Если в вашем распоряжении три измерения, вы можетепостроить объемную фигуру, например куб, похожий на игральную кость или накусочек сахара. Куб составлен из шести квадратов, Замечаете, в чем тут дело? Мир, в котором только одно измерение, будетпредставлять из себя прямую линию. В мире с двумя измерениями мы все ещевидим прямые линии, но несколько прямых линий создают фигуру. В трехмерноммире существуют плоские фигуры, но, составленные вместе, они образуютобъемное тело. Иными словами, продвигаясь по направлению к более сложнымуровням, вы не отбрасываете того, чем располагали на уровнях более простых,вы сохраняете их, группируя, однако, по-новому, в такие формы, которых вы несумели бы придумать, если бы вам были известны только простейшие уровни. Христианская теория о Боге строится по этому же принципу. Человеческийуровень -- это простой и относительно пустой уровень. На нем одна личность-- одно существо, а две личности будут двумя существами. Точно так же придвух измерениях (к примеру, на листе бумаги) один квадрат будет представлятьиз себя одну фигуру, два квадрата будут двумя фигурами. На Божественномуровне вы все еще -- в мире личностей; но эти личности связаны там иначе,совсем другим способом. Мы, никогда не жившие на том уровне, не можемвообразить себе, каким именно образом они связаны между собой. В Божьем измерении вы, так сказать, находите существо, состоящее изтрех Лиц, но остающееся в то же время одним Существом; ведь остается же куб,содержащий шесть квадратов, одним кубом. Полностью постичь такое Существомы, конечно, не в состоянии. Но и куба мы не сумели бы себе яснопредставить, если бы могли оперировать лишь двумя измерениями впространстве. Однако смутное представление об этом нам доступно. И когда оноприходит к нам, мы впервые начинаем постигать, пусть неясно, какую-топозитивную идею о Сверхличности, о Том, Кто больше, чем личность. Это что-тотакое, до чего сами мы никогда бы не сумели додуматься. И тем не менее,однажды услышав об этом, мы почти чувствуем, что должны были и сами об этомдогадаться, потому что эта идея безукоризненно согласуется со всем тем, чтомы уже знаем. Вы можете задать вопрос: "Если мы не можем вообразить себе Существо,вмещающее в себя три личности, то какой смысл говорить о Нем?" Что ж,пожалуй, нет никакого. Однако смысл в нашем фактическом вовлечении в жизньэтого триединого Существа, которое может начаться в любое время - сегоднявечером, если хотите. Я имею ввиду следующее. Обыкновенный, простой христианин становится наколени, чтобы произнести молитву. Он пытается установить связь с Богом. Ноесли этот человек -- христианин, он знает, что сила, которая заставляет егомолиться,-- это тоже Бог, так сказать. Бог внутри него. Но он также знает,что все его фактические знания о Боге приходят через Христа -- Человека,который был Богом. Это Христос стоит рядом с ним, помогая ему молиться,молясь за него. Вы понимаете, что происходит? Бог -- это Тот, Кому онмолится, цель, которую он пытается достичь. Бог в то же время внутри него,это - та сила, которая вызывает в нем желание молиться. И Бог же -- тотпуть, по которому толкает его к цели сила, находящаяся внутри. Такимобразом, все это троякое функционирование Триединого Существа происходит вобычной маленькой спальне, где обыкновенный человек произносит свою молитву.Этот человек захвачен высшей формой жизни -- той, которую я назвал словом"зоэ", или жизнью духовной. Богом он "затянут" в Бога, оставаясь в то жевремя самим собой. Так и начиналась теология. Люди уже имели смутное представление о Боге.Затем пришел человек, заявивший, что он -- Бог. Однако это был не такойчеловек, от которого можно отмахнуться, как от сумасшедшего. Он заставил ихповерить Ему. После того как они видели Его убитым, Он пришел к ним снова. Ипозднее, после того как они объединились в маленькое общество, ониобнаружили, что Бог каким-то непостижимым образом внутри них: Он направлялих, давал им силы совершать дела, на которые прежде они не были способны.Когда они сопоставили все это и крепко над всем поразмыслили, то пришли кхристианской идее о Триедином Боге. Понятие это не придумано людьми; лишь примитивные религии придуманы.Теология, в некотором смысле, экспериментальная наука. Говоря "в некотором",я имею в виду, что теология подобна экспериментальным наукам, однако не вовсем. Если вы геолог и изучаете породы, то должны ездить в экспедиции, чтобынайти образцы этих пород. Они не придут к вам сами, но и не убегут от вас,если вы придете к ним. В этом деле вся инициатива принадлежит вам. Горныепороды не в состоянии ни помочь, ни помешать вам. Но, предположим, вы зоологи хотите сделать снимки диких животных в естественных для них условиях.Предстоящая вам задача отличается от задачи геолога, изучающего минералы.Дикие животные не придут к вам сами, но они в состоянии убежать от вас. Иони обязательно это сделают, если вам не удастся остаться незамеченным.Появляются первые признаки их инициативы. Поднимемся еще на один уровень. Предположим, вы хотите близко узнатьчеловека. Но если он не позволит вам это, вам никогда это не удастся. Выдолжны завоевать его доверие. В данном случае инициатива распределяетсяпоровну -- для дружбы между двумя человеческими существами необходимаобоюдная инициатива. Что касается познания Бога, то здесь инициатива исходит от Него. Еслион не откроет вам Себя, вы не сможете сделать абсолютно ничего, чтобы найтиЕго. Так оно и бывает: одним Он открывается в большей степени, чем другим,не потому, что у Него есть любимчики, а потому, что для Него невозможнооткрыть Себя человеку, чей разум и характер не находится в соответствующемсостоянии. Солнечный свет не может в пыльном зеркале отразиться так же ярко,как отражается он в чистом. Эту же мысль можно пояснить иначе: в то время как в других науках выпользуетесь инструментами, так сказать, из внешнего мира (микроскопами илителескопами), то инструмент, с помощью которого вы можете воспринять Бога,--все ваше существо. И если человек не содержит себя в чистоте, то образ Богабудет смутным и расплывчатым -- как Луна, рассматриваемая через грязныйтелескоп. Вот почему варварские народы исповедуют варварские религии: онисмотрят на Бога через нечистые линзы. Бог может открыть Себя таким, какой Он действительно есть, тольконастоящим людям -- не просто людям, которые хороши сами по себе, а таким,которые объединились в одну семью, любят и поддерживают друг друга ипомогают друг другу познать Его, Бога. Именно для таких отношенийпредназначал Он человечество: быть музыкантами в одном оркестре или органамив одном теле. Таким образом, единственный подходящий инструмент для изучения Бога --христианское братство, совокупность всех христиан, вместе ожидающих встречис Ним. Вот почему все люди, которые появляются время от времени на нашемгоризонте, предлагая изобретенные ими или упрощенные религии в подменухристианских традиций, только зря теряют время. Они подобны человеку,который, вооружившись старым полевым биноклем, пытается учить настоящихастрономов. Он может быть умным человеком, возможно, он умнее, чем некоторыепрофессионалы, но его полевой бинокль -- слишком неадекватный инструмент,чтобы он мог научить их чему бы то ни было. Через год-два о нем забудут, анастоящая наука будет идти, как шла. Если бы христианство относилось к числу наших изобретений, мы,безусловно, сумели бы сделать его проще. Но это не так. Не нам, христианам,соперничать в облегчении и упрощении с людьми, изобретающими религии. Да икак нам тягаться с ними? Мы ведь имеем дело с фактом. Позволить себе бытьпопроще может лишь тот, кто не знает фактов и не заботится о них. ВРЕМЯ И ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВРЕМЕНИ Существует неверное представление, что, читая книгу, мы не должныничего пропускать. Мне думается, напротив, те разделы или главы, которые, понашему мнению, не могут принести нам никакой пользы, читать не следует. Напротяжении этой книги я уже обращался к моим потенциальным читателям сподобным советом, и так как в этой главе я собираюсь говорить о вещах,которые одним могут быть полезны, а другими воспримутся как нарочитое иненужное усложнение, то я повторяю свой совет: пропустите эту главу, еслиона не покажется вам интересной, и переходите к следующей. В предыдущей главе я коснулся молитвы; и пока эта тема еще свежа внашей с вами памяти, я хотел бы поговорить о трудностях, возникающих унекоторых людей. Помнится, один из таких людей сказал мне: "Я могу верить вБога, но то, что Он слушает несколько сот миллионов человек, обращающихся кНему одновременно, до меня не доходит". Я пришел к выводу, что очень многиелюди разделяют эту точку зрения. Попробуем же разобраться в этом. Прежде всего, следует обратитьвнимание на то, что вся сложность, по-видимому, в слове "одновременно".Многие из нас легко могут себе представить, что при наличии у Боганеограниченного количества времени Он способен выслушать и неограниченноечисло просителей, если только они приходят к Нему один за другим. Такимобразом, проблема, очевидно, в неспособности понять, как может Богразбираться с необозримым количеством проблем в один и тот же момент. Что ж, эта сложность, вероятно, была бы неразрешимой, если бы делекасалось нас с вами. Наша жизнь приходит к нам момент за моментом. Одинмомент исчезает прежде, чем появляется другой, и каждый вмещает в себя оченьнемного. Вот что такое время. Конечно, мы с вами принимаем как должное, чтотакой порядок, эта последовательность -- прошлое, настоящее, будущее -- нечто-то действительное лишь для Земли и нас, ее обитателей, но объективнаяреальность, распространяющаяся на все сущее. Мы склонны считать, что всяВселенная и даже Сам Господь Бог пребывают в постоянном движении от прошлогок будущему, как мы с вами. Между тем современная наука знает, что это нетак. Теологи первыми заговорили о том, что некоторые вещи существуют вневремени. Позднее эту идею подхватили философы, и лишь в наше время --ученые. Вероятнее всего. Бог существует вне времени. Его жизнь не состоит измоментов, следующих один за другим. Если миллион человек молится Ему вдесять часов ночи. Ему не нужно выслушивать их всех -в один и тот же отрезоквремени, который мы называем "десять часов". Этот миг и каждый другой отначала мира -- бесконечное настоящее для Пего. Если хотите, в Егораспоряжении вся вечность, чтобы выслушать молитву пилота, с которой тотобращается к Нему, пока падает самолет. Это трудно представить, я знаю. Позвольте мне пояснить эту мысль натаком примере. Предположим, я пишу повесть. Я пишу: "Мэри отложила работу. Вследующее мгновение раздался стук в дверь". Для Мэри, которая вынуждена житьв воображаемое время, между тем, как она отложила работу, и стуком в дверьнет интервала. Но я, автор, который изобрел Мэри, не живу в этомвоображаемом времени. Между первой и второй фразой я могу просидеть тричаса, думая о Мэри. Я могу думать о ней, как если бы она была единственнымдействующим лицом в книге, размышлять о ней столько, сколько мне захочется;но все часы, которые я затрачу на это, недействительны для того времени, вкотором живет Мэри (для времени, в котором протекает сюжет романа). Это, конечно, далеко не совершенная иллюстрация, но она может внестинекоторую ясность. Поток времени, в русле которого движется жизнь в нашейВселенной, отражается на Боге и последовательности или ритме Его действий небольше, чем отражается поток воображаемого времени в повести на творческомпроцессе ее автора. Бог в состоянии уделить неограниченное внимание любомуиз нас. Ему не надо разбираться с нами, как с огромной массой народа. Поотношению к Нему -- вы отдельный, особый человек, как если бы вы былиединственным живым существом, созданным Им. Когда Христос умер, Он умер закаждого из нас, как если бы каждый был единственным в мире. Моя иллюстрация не вполне соответствует идее, которую я стараюсьпояснить, и вот почему. Автор выходит из одного потока времени (протекающегов повести) только за счет того, что входит в другой, реальный. Бог, по моемуубеждению, вообще не живет во времени. Его жизнь не сочится по капле, моментза моментом, как наша. У него все еще не закончился 1940 год; и уже наступил1990-й. Ведь Его жизнь -- это Он Сам. Если вы представите себе время в виде прямой линии, вдоль которой мывынуждены путешествовать, то Бога вы должны себе представить в виде целойстраницы, на которой эта линия начерчена. Мы подходим к отдельным точкамэтой линии, одна за другой; мы должны оставить "А" прежде, чем мы сможемдостичь "Б", и не можем достичь "В" прежде, чем не оставим "Б" позади. Богсверху, или извне, или отовсюду вмещает в Себя всю линию целиком и видит еевсю. Эта идея стоит того, чтобы ее постичь, потому что с ее помощью изхристианства устраняются кажущиеся трудности. Прежде чем я сталхристианином, одно из основных моих недоумений сводилось к следующему.Христиане утверждают, что вечный Бог, Который вездесущ и Который движет всейВселенной, стал однажды человеком. Что же происходило со Вселенной,спрашивал я, когда Он был младенцем или когда Он спал? Как Он мог бытьодновременно Богом, Который знал все, и человеком, спрашивающим у Своихучеников: "Кто прикоснулся ко Мне?" Как видите, и здесь загвоздка -- вкатегориях времени: "Когда Он был младенцем", "Как мог Он одновременной".Иными словами, я предполагал, что жизнь Христа как Бога протекала во времении Его жизнь как жизнь человека Иисуса в Палестине представляла из себякороткий отрезок, взятый из времени, точно так же как моя служба в армиибыла коротким периодом моей жизни. Возможно, так думает об этом большинстволюдей. Мы представляем себе Бога живущим во времени, когда Его земнаячеловеческая жизнь только предстояла Ему в будущем. Затем мы видим Его вэтой жизни. Потом Он представляется нам, когда Он может оглянуться на Своюземную жизнь как на факт в прошлом. Но скорее всего эти наши представленияне имеют ничего общего с реальностью. Мы не можем ставить земную жизньХриста в Палестине в какое бы то ни было временное соотношение с Его жизньюкак Бога, существующего вне пространства и времени. По-моему, вневременнаяистина о Боге -- в том, что человеческая природа Христа с присущей ейслабостью, неведением и потребностью в сне включается каким-то образом вовсю Его Божественную жизнь. Эта человеческая жизнь в Боге, с нашей точкизрения, определенный период в истории нашего мира (с года рождения нашегоГоспода до Его распятия). Мы считаем, что этот период -- и период в истории Бога. Но у Бога нетистории. Он слишком реален от начала и до конца, чтобы иметь историю. Ведьиметь историю -- значит потерять часть реального существования (потому чтоистория -- та часть его, которая ускользнула от нас в прошлое) и не обрестидо поры до времени другой его части (потому что она еще в будущем).Фактически у нас нет ничего, кроме крошечной частицы настоящего, котороеисчезает прежде, чем мы начинаем о нем говорить. Не приведи нам Господидумать, что и Бог таков же. Даже мы можем надеяться, что в вечности будемизбавлены от такого рациона. Если вы думаете, что Бог существует во времени, у вас возникает ещеодна трудность. Каждый человек, который сколько-нибудь верит в Бога, верит ив то, что Бог знает о наших намерениях на завтрашний день. Но если Он знает,что я собираюсь сделать, не значит ли это, что я не свободен сделатьпротивоположное? Здесь опять-таки трудность возникает из-за предположения, что Богсуществует и проявляет Себя в соответствии с линией времени, подобно нам;единственная разница в том, что Он может видеть будущее, а мы нет. Что ж,если бы это было так, если Бог может предвидеть наши поступки, то оченьтрудно было бы понять, как мы можем не совершать их. Но представьте себе,что Бог над линией времени. В этом случае то, что мы называем "завтра",видно Ему так же хорошо, как то, что мы называем "сегодня". Для Него всебудет "сейчас". Он не вспоминает того, что мы делали вчера; Он просто видитэто теперь, потому что, хотя для нас "вчера" безвозвратно ушло и потеряно,для Него оно остается действительностью. Он не предвидит те вещи, которые мысделаем "завтра"; Он просто видит, как мы их делаем. Для нас "завтра" еще ненастало, а Он уже сейчас в "завтра". Нам бы никогда не пришло в голову, чтомы не свободны в выборе своих действий в данный момент из-за того, что Богзнает о том, что мы делаем. В каком-то смысле Он не знает наших действий дотех пор, пока мы их не совершили; но с другой стороны, когда бы мы их нисовершили, для Него это -- "сейчас". Это соображение мне сильно помогло. Если оно не помогает вам, забудьтео нем. Идея эта -- вполне христианская в том смысле, что ее придерживалисьмудрые представители христианства, и ничего противоречащего христианству вней нет. Но вы не найдете ее ни в Библии, ни в каком-либо из церковныхдогматов. И вы можете оставаться превосходным христианином, не принимая ееили не задумываясь над этим вообще.

БЛАГОТВОРНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Я начинаю эту главу с просьбы, чтобы вы постарались ясно представитьсебе такую картину: на столе лежат две книги, одна поверх другой. Совершенноочевидно, что нижняя книга ту, что на ней, наверху, поддерживает. Толькоблагодаря нижней книге верхняя на пять сантиметров выше поверхности стола,вместо того чтобы касаться этой поверхности. Давайте обозначим нижнюю книгубуквой "А", а верхнюю -- буквой "Б". Позиция "А" обусловливает позицию "Б".Это ясно, не так ли? Теперь представим себе (это, конечно, не можетслучиться в действительности, но подойдет для иллюстрации, давайтепредставим себе, что обе книги находились в таком положении вечно. В этомслучае позиция "Б" всегда зависела от позиции "А", но позиция "А" несуществовала до позиции "Б". Иными словами, результат в данном случае ненаступает после причины, как обычно бывает: сначала вы съедаете огурец, апотом у вас расстройство желудка. Этот принцип действует не всегда. Ещеминутку терпения, и вы увидите, почему я считаю это важным. Несколькими страницами ранее я сказал, что Бог -- это Существо,состоящее из трех Лиц, но остающееся тем не менее одним Существом (и привелприблизительную иллюстрацию -- куб, который состоит из шести квадратов, ноостается одной фигурой). Но как только я стараюсь объяснить, как эти Лицавзаимосвязаны, возникает впечатление, будто одно из них существовало преждедругих. Мне приходится прибегать к словам, которые повинны в такомвпечатлении. Первое лицо в этом Триединстве называется Отцом, второе Лицо --Сыном. Мы говорим, что Первый рождает или производит Второго: мы называемэто рождением, а не творением, потому что Он производит Существо того жерода, что и Он Сам. В данном случае единственное подходящее слово -- "Отец".Но, к сожалению, это слово предполагает, что Он существовал прежде, какчеловеческий отец существует до появления сына. На самом же деле это не так.Здесь нет места ни "прежде", ни "потом". Вот почему, я считаю, очень важноуяснить: одна вещь может быть источником или причиной другой и несуществовать прежде нее. Сын существует потому, что существует Отец; но вэтом существовании никогда не было момента, предшествующего рождению Сына. Вероятно, лучше всего взглянуть на это следующим образом. Я попросилвас представить себе две книги. Возможно, большинство из вас сделали это,совершили некий акт воображения, и перед вами возникла мысленная картина.Совершенно очевидно, что он был причиной, она -- следствием, илирезультатом. Но это не значит, что вы сначала вообразили, а затем получилиэту картину. В тот самый момент, когда начало действовать ваше воображение,она возникла перед вашим мысленным взором. Все это время ваша воляудерживала ее перед вами. Однако акт воли и картина начали существование водин и тот же момент и прекратили в одно время. Если бы был Кто-то, живущийвечно, и если бы Он вечно представлял в Своем воображении одно и то жесущество, то постоянно создавался бы какой-то мысленный образ, который былбы таким же вечным. Я полагаю, именно так мы и должны думать о Сыне, Который постоянноструится от Отца, как струится свет от лампы, или тепло от огня, или мысльиз головы. Он -- самовыражение Отца, то, что Отец желает сказать, и во всейвечности никогда не было момента, когда бы Отец не произносил Своего Слова.Заметили вы, что происходит? Все эти примеры света и тепла создаютвпечатление, что Отец и Сын -- это две субстанции а не две Личности.Очевидно, образ Отца и Сына, который дает нам Новый завет, гораздо болееточный, чем любые иллюстрации, которыми мы пытаемся его подменить. И так случается всякий раз, когда вы отходите от того, что сказано вБиблии. Вполне оправданно отойти от текста на какой-то момент, чтобы лучшеуяснить себе то или иное. Но затем необходимо к нему вернуться. Бог,естественно, гораздо лучше знает, как описать Самого Себя, чем любой из нас.Он знает, что отношения Отца и Сына следует, скорее всего, описывать какотношения между Первой и Второй Личностями, а не как что-то иное,придуманное нами. Самое главное в том, что это -- отношения любви. Отецнаходит радость в Сыне, Сын преданно любит Отца. Прежде чем мы пойдемдальше, обратите внимание на огромную важность этих слов. Самым разным людям нравится повторять христианское изречение: "Бог естьлюбовь". Но они как будто не замечают, что слова эти имеют смысл только втом случае, если Бог включает в Себя, по крайней мере, две Личности. ВедьЛюбовь -- это что-то такое, что одно лицо испытывает к другому. Если бы Богбыл существом в одном лице, тогда, до того как Он создал мир. Он не был былюбовью. Очевидно, когда говорят: "Бог есть любовь", люди имеют в видучто-то совсем другое, а именно, что "любовь есть Бог". Они, видимо, считают,что к нашему чувству любви, независимо от того, как и где оно возникает и ккаким результатам приводит, следует относиться с величайшим уважением.Возможно, они и правы; но христиане совершенно иначе понимают слова "Богесть любовь". Они верят, что живая, динамичная энергия любви действует вБоге вечно и именно она -- источник всего сущего. В этом, возможно, самое главное отличие христианства от всех остальныхрелигий: Бог -- не статичное существо и даже не просто личность. Этодинамичная, пульсирующая энергия, жизнь, что-то почти драматическое, что-то(пожалуйста, не сочтите меня непочтительным) подобное танцу. Единство междуОтцом и Сыном настолько живо и реально, что это единство само Личность. Язнаю, это звучит почти немыслимо, но взгляните на это следующим образом. Вызнаете, что, когда люди собираются вместе в клубе или в профсоюзе, возникаеттак называемый "дух" семьи, или клуба, или профсоюза. Люди говорят об этомдухе, ибо когда они собираются вместе, то вырабатывают особую манеру вестисебя, которая не была бы им свойственна, если бы они оставалисьразрозненными. (Это коллективное поведение может быть, конечно, и лучше, ихуже, чем поведение индивидуальное.) Так или иначе, подобное объединениелюдей как бы вызывает к существованию коллективную личность. Это,естественно, не личность в буквальном смысле слова, а подобие личности. Но втом-то и заключается одно из различий между Богом и нами. То, что возникаетиз объединенной жизни Отца и Сына - Личность. Третье Лицо Триединства,которое есть Бог. На профессиональном, теологическом языке это Третье Лицоназывается Святым Духом, или Духом Божьим. Не волнуйтесь и не удивляйтесь,если обнаружите, что ваше представление о Нем более туманно и неясно, чемпредставление о первых двух Лицах Триединства. Я думаю, на это существуетвполне законная причина. В процессе своей христианской жизни вы, какправило, не смотрите на Него. Но Он постоянно действует через вас. Если выдумаете об Отце как о Том, Кто находится "где-то там", перед вами, а о Сынекак о Том, Кто стоит рядом с вами, помогая вам молиться и стараясьпревратить вас в еще одного сына Божьего, то о Третьем Лице вы должны думатькак о чем-то, находящемся внутри или позади вас. Возможно, для некоторыхлюдей проще начать с Третьего Лица и продвигаться от Него в обратномнаправлении: Бог есть любовь, и эта любовь действует через людей, особенночерез всю совокупность христиан вместе взятых. Но этот дух любви, от самойвечности -- любовь между Отцом и Сыном. Какое же все это имеет значение для нас? Самое большое на свете. Всюэту драму, или образ жизни триединства, надо проиграть через каждого из нас.Или (если взглянуть на это с противоположной стороны) каждый из нас долженприблизиться к этому образу жизни, занять свою позицию в драме. Счастья, длякоторого мы созданы, не достичь иным путем. Все хорошее, как и плохое,подвержено воздействиям извне. Если вы хотите согреться, вы должны статьпоближе к огню. Если хотите намокнуть, вы должны войти в воду. Если выстремитесь к радости, силе, миру, вечной жизни, вы должны подойти ближе илидаже войти в то, что всем этим обладает. Радость, сила, мир, бессмертие --не награды, которые Бог мог бы, если бы захотел, протянуть любому. Этовеличайший источник энергии и красоты, бьющий в самом центредействительности. Если вы поблизости от него, брызги его достигнут вас; еслинет -- останетесь сухим. Если человек соединен с Богом, то как ему не житьвечно? И как может человек, разделенный с Богом, не засохнуть и не умереть? Однако как он может соединиться с Богом? Как нам с вами влиться втриединую жизнь? Вы помните, что я сказал во второй главе о рождении и создании? Мы свами не рождены Богом, мы только созданы Им; в нашем естественном состояниимы не сыны Божьи, мы всего лишь статуи. В нас нет зоэ, или духовной жизни;нам присуща только биос, или биологическая жизнь, которая неизбежно движетсяк угасанию и смерти. Суть того, что предлагает христианство, в следующем: мыможем, если не станем противиться Божьей воле, принять участие в жизниХриста. И если это случится, мы станем соучастниками той жизни, которая быларождена, а не создана, которая всегда существовала и всегда будетсуществовать. Христос -- Божий Сын. Если мы войдем в Его жизнь, то станемБожьими детьми. Мы будем любить Отца, как любит Он, и Святой Дух будетпребывать в нас. Христос пришел в этот мир и стал человеком для того, чтобыраспространить среди других людей ту высшую форму жизни, которая присуща ЕмуСамому. Я называю это "благотворной инфекцией". Каждый христианин долженстать маленьким Христом. Именно это и значит "быть христианином". УПРЯМЫЕ ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ Сын Божий стал человеком для того, чтобы наделить людей способностьюстать Божьими детьми. Мы не знаем -- по крайней мере, я не знаю,-- чтослучилось бы, если бы человеческий род не восстал против Бога и неприсоединился к вражескому стану. Возможно, тогда каждый человек пребывал быво Христе, был бы соучастником жизни Сына Божьего с рождения. Возможно,биос, или естественная жизнь, устремлялась бы тогда в зоэ, то есть в высшую,несотворенную жизнь, с самого своего зарождения, непрерывно, по мереразвития. Но все это только догадки и предположения. А нас с вами волнуетвопрос, как обстоят дела сейчас. Вот как: два вида жизни не только разнятся между собой (они и были быразличны), но противоположны друг другу. Естественная жизнь в каждом из насэгоцентрична, она требует внимания к себе и восхищения собою. Ей присущасклонность добиваться преимущества за счет других жизней, эксплуатироватьвсю Вселенную. И больше всего эта жизнь желает быть предоставленной самойсебе -- держаться в стороне от всего, что лучше, или сильнее, или выше, чемона, короче, в стороне от всего, что заставляет ее чувствовать себямаленькой и незначительной. Она боится света и воздуха духовного как люди,выросшие в грязи, боятся ванны. В каком-то смысле эта жизнь права. Оназнает, что, если духовная жизнь вовлечет ее в свою орбиту, вся ееэгоцентричность, все ее своеволие будут убиты. И поэтому она готовасражаться не на жизнь, а на смерть, чтобы избежать этого. Думали ли вы когда-нибудь в детстве о том, как было бы интересно, еслибы ваши игрушки ожили? Что ж, давайте представим, что вы на самом делеоживили их. Вот на ваших глазах оловянный солдатик превращается в маленькогочеловечка. Олову пришлось бы стать плотью; но вообразите, что оловянномусолдатику это не нравится. Его совсем не привлекает плоть; он замечает, чтоолово испорчено. Он думает, что вы убиваете его. Он сделает все, что в егосилах, чтобы помешать вам. Вам бы не удалось переделать его в человека, еслибы это зависело от него. Я не знаю, что сделали бы вы с таким оловянным солдатиком. Но с намиБог сделал вот что: Второе Лицо Божественного Триединства, Сын, Сам сталчеловеком. Он родился в мир, как рождается настоящий человек -- реальныйчеловек определенного роста, с определенным цветом волос, говорящий наопределенном языке, весящий столько-то килограммов. Он, Вечно сущий, Которыйзнает все и Который сотворил Вселенную, стал не только человеком, номладенцем, а перед тем - зародышем в теле женщины. Если вы хотите понять,что это для Него значило, подумайте о том, как бы понравилось вам статьслизнем или крабом. В результате этого в нашей человеческой семье появился такой Человек,Который был всем тем, чем предназначалось быть людям, -- человеком, вкотором созданная жизнь, унаследованная от Матери, позволила превратить себяполностью и совершенно в жизнь рожденную. Но естественное человеческоесущество в Нем было полностью поглощено Божественным Сыном. Таким образом,человечество в один момент достигло, так сказать, пункта своего назначения-- перешло в жизнь Христа. И поскольку трудность для нас в своего родаумерщвлении естественной жизни, Он избрал для себя такой жизненный путь,который убивал на каждом шагу Его человеческие желания. Он познал нищету,непонимание семьи, предательство одного из близких друзей; Он подвергалсяпреследованиям и издевательствам и умер под пытками. И после того, как Онбыл убит -- убиваем, фактически, каждый день,-- человеческое существо в Нем,благодаря Своему органическому единству с Божьим Сыном, снова возродилось кжизни. Человек в Христе поднялся из мертвых. Человек, а не только Бог! Вэтом вся суть. В первый раз мы увидели настоящего человека. Один оловянныйсолдатик -- такой же оловянный, как все остальные,-- триумфально ожил. И здесь мы подходим к той точке, в которой мой пример перестаетдействовать. В случае с игрушечными солдатиками то, что один из них оживает,не имеет абсолютно никакого значения для остальных. Все они существуютотдельно, независимо друг от друга. Но с человеческими существами делообстоит иначе. Они лишь выглядят отдельными организмами, потому что вывидите, как они двигаются и действуют вне всякой связи друг с другом. Однакомы созданы так, что можем быть свидетелями только настоящего. Если бы мы могли видеть прошлое, вещи выглядели бы для нас совсемпо-другому. В жизни каждого человека был момент, когда он представлял изсебя часть организма своей матери, а еще раньше -- часть организма своегоотца, которые в свою очередь были частью его дедушек и бабушек. Если бы вымогли видеть человечество на протяжении времени, как видит его Бог, оновыглядело бы для вас не как масса отдельных точек, разбросанных тут и там, акак единый растущий организм, более всего напоминающий гигантское,необычайно сложное дерево. Вы увидели бы, что каждый человек связан со всемидругими. И не только это. В действительности каждый из нас отделен от Богане больше, чем отделены мы друг от друга. Каждый мужчина и женщина, каждыйребенок во всем мире чувствует и дышит сейчас, в этот самый момент, толькопотому, что Бог поддерживает в нем жизнь. Следовательно, когда Христос сталчеловеком, это было не то же самое, как если бы ожил оловянный солдатик.Скорее о явлении Его в мир можно рассказать так: нечто, постоянновоздействующее на все человечество, в определенный момент начало оказыватьвлияние на всю массу людей по-новому. С упомянутого момента это влияниераспространяется на тех, кто жил до Христа, и на тех, кто жил после Него, идаже на тех, кто никогда о Нем не слышал, подобно тому, как одна каплякакого-то вещества, упавшая в стакан воды, придает новый вкус и новый цветвсему содержимому стакана. Безусловно, ни одна из этих иллюстраций неотражает сколько-нибудь полно истинного положения вещей. Бог ни с чем несравним, Он творит вещи, которым нет ничего подобного, и вы едва ли можетерассчитывать, что обнаружите такое подобие. Какое же изменение внес Он в среду человечества? В чем оно состоит? Впревращении человека в сына Божьего, существа сотворенного -- в существорожденное: в превращении временной биологической жизни во вневременнуюдуховную жизнь. И все это ради нас и для нас. В принципе, человечество ужеспасено. Мы, отдельные люди, просто должны воспользоваться этим спасением,каждый человек -- индивидуально. Но наиболее трудная часть процесса -- та,которую мы не в состоянии выполнить сами, сделана за нас. Нам незачем своимисилами забираться в духовную жизнь. Сама эта жизнь уже спустилась кчеловеческой семье. Если только мы откроем сердце Человеку, в Котором этажизнь присутствует во всей полноте и Который, будучи Богом, в то же времянастоящий человек, Он совершит это в нас и за нас. Помните, что я сказал о"благотворной инфекции"? Один из представителей нашей человеческой семьиобладает этой новой жизнью; если мы подойдем к Нему ближе, то заразимся отНего. Вы, конечно, можете выразить ту же идею иными путями. Вы можетесказать, что Христос умер за наши грехи. Или что Отец простил нас, благодарятому, что Христос совершил за нас то, что надлежало сделать нам самим. Либочто мы омыты кровью Агнца. Вы можете сказать, что Христос победил смерть. Ивсе это верно. Примите ту из этих формулировок, которая вам больше по душе.Но только не начинайте при этом ссориться с другими из-за того, что ониотдали предпочтение другой.

ДBA ПРИМЕЧАНИЯ

Я хотел бы дать здесь примечания к двум вопросам, возникшим в последнейглаве. 1) Один рассудительный критик пишет: "Если Бог хотел, чтобы у Неговместо игрушечных солдатиков были сыновья, почему же Он не родил сыновейсразу, вместо того чтобы создавать игрушечных солдатиков, а затем подвергатьих столь трудному и болезненному процессу?" Частично ответить на этот вопрос довольно просто; ответ ли другую егочасть, возможно, за пределами человеческого познания. Отвечу на легкуючасть. Процесс превращения создания в сына не был бы ни трудным, ниболезненным, если бы человеческая семья не отвернулась от Бога тысячелетиятому назад. У людей была возможность сделать это, потому что Бог дал имсвободу воли. Он дал им свободную волю потому, что мир простых автоматовникогда бы не смог познать любви, а следовательно, и истинного,безграничного счастья. Трудная часть ответа -- в следующем. Все христиане соглашаются, что вполном, первоначальном смысле слова существует только один Сын Божий.Настаивая на своем вопросе: "А могло ли быть у Бога много сыновей?", мырискуем забраться в такие дебри, из которых выбраться не сумеем. Есть ливообще в словах "А могло ли бы..?" какой-нибудь смысл, когда вопрос касаетсяБога? Я полагаю, что такой вопрос можно ставить в отношении вещи илиявления, имеющих начало и конец, потому что она (или оно) могли бы бытьиными из-за того, что какая-то другая вещь (или явление) были иными, а эти,в свою очередь, могли бы быть иными по той причине, что иной была какая-тотретья вещь. И так далее (буквы на этой странице могли бы быть красными,если бы печатник взял красную типографскую краску, и он взял бы краснуюкраску, если бы получил соответствующую инструкцию, и т.д. и т.п.). Но когдаречь идет о Боге -- то есть о первооснове, о некоей неизменяемой реальности,которая обусловливает все остальные реальности, явления, факты, тоспрашивать, могло ли что-то обстоять иначе, бессмысленно. Он -- То, что Онесть, и этим вопрос исчерпывается. Но и помимо этого, мне крайне трудно осмыслить Бога, рождающего сыновейна протяжении вечности. Для того чтобы этих сыновей было много, они должныкак-то отличаться друг от друга. Два пенни выглядят совершенно одинаково.Почему же их два? Очевидно, потому, что они находятся в различных местах исостоят не из одних и тех же атомов. Иными словами, чтобы говорить о них какоб отдельных, различных единицах, мы должны прибегнуть к таким понятиям, какпространство и материя, то есть к сотворенной Вселенной. Я могу понятьразличие между Отцом и Сыном, не вовлекая в дело пространства или материи,потому что в этом случае один рождает, а другой рождается. Отец по отношениюк Сыну будет не тем, чем Сын -- по отношению к Отцу. Но если бы существовалонесколько сыновей, их родственное отношение друг к другу и к Отцу было быодинаковым, как бы они отличались друг от друга? С первого взгляда этутрудность, конечно, не замечают. Люди считают, что мысль о несколькихсыновьях имеет право на существование. Однако когда я задумываюсь об этомглубже, то прихожу к выводу, что реальной такая идея выглядит только потому,что мы смутно представляем этих сыновей в виде людей, стоящих друг подледруга в каком-то пространстве. Иначе говоря, хотя мы и воображаем, будтодумаем о чем-то, существовавшем до сотворения Вселенной, на самом деле мыконтрабандой пытаемся ввести в картину сотворенную Вселенную и поместитьсыновей внутри нее. Когда мы перестаем это делать, но все еще стараемсядумать об Отце, рождающем множество сыновей до сотворения мира, тообнаруживаем, что в сущности, думаем ни о чем. Образы тают, а сама идеяобращается в набор слов. Потом возникает другая мысль: а не была ли Природа-- пространство, время и материя -- создана именно для того, чтобы сделатьэту множественность возможной? Может быть, единственный путь получить"легионы" бессмертных духов -- в предварительном создании множествафизических существ во Вселенной и последующем одухотворении каждого из них?Но все это, конечно, догадки. 2) Представляя все человечество в виде единого огромного организма,подобного дереву, не следует думать, будто это свидетельствует о том, чтоиндивидуальные различия не имеют значения или что реальные люди -- Том,Нобби или Кэт -- менее важны, чем такие коллективные понятия, как классы илирасы. Фактически эти понятия противоположны друг другу. Отдельные частиединого организма могут очень сильно отличаться одна от другой, а отдельныеэлементы, не являющиеся частями единого организма, могут быть похожи друг надруга. Шесть однопенсовых монет никак не связаны между собой, но выглядятодинаково. Мой нос и мои легкие по виду своему совершенно несхожи, но живутони только благодаря тому, что и тот, и другие входят в состав моегоорганизма и принимают участие в его жизни. Христианство рассматривает отдельных людей не просто как членов однойгруппы или отдельные предметы в перечне, но как органы единого тела, которыеотличаются друг от друга, и каждый выполняет то, чего другие выполнить немогут. Когда вы ловите себя на желании сделать своих детей, или учеников,или соседей подобными вам во всем, вспомните, что Богу, вероятно, это вовсене угодно. Вы и они -- это отдельные органы, предназначенные для выполненияразличных функций. С другой стороны, если у вас возникает искушение необращать внимания на нужды других, потому что это не "ваше дело", вспомните:хотя другие и не похожи на вас, они часть того же самого организма. Если вызабываете, что любой человек принадлежит к одному с вами организму, выстановитесь индивидуалистом. Если же вы забываете, что другой -- не тот жеорган, что вы, и пытаетесь подавить всякое различие между людьми, чтобы всестали одинаковыми, то становитесь тоталитаристом. Между тем христианин нииндивидуалистом, ни тоталитаристом быть не должен. Мне очень хочется сказать вам -- и вы хотите сказать мне, -- какая изэтих ошибок опаснее. Но это дьявол морочит нас. Он всегда посылает в мирошибки парами, состоящими из двух противоположностей, и побуждает настратить как можно больше времени, размышляя о том, какая хуже. Вы, конечно,понимаете, почему? Он полагается на нашу неприязнь к одной из ошибок, чтобыпостоянно привлекать нас к противоположной. Но мы не должны потакать ему. Мыдолжны с широко открытыми глазами идти к своей цели, следуя между соблазнамитой и другой ошибки и стараясь не впасть ни в одну. ВООБРАЖЕНИЕ Позвольте мне и эту главу начать двумя примерами, точнее, напомнить вамдве истории, над которыми я попрошу вас задуматься. Одну из них -- сказку"Аленький цветочек" -- вы все читали. В этой сказке девушка должна была покакой-то причине выйти замуж за чудище. И она это сделала. Но прежде онаповерила в любовь этого чудища, испытала на себе его доброту и самапопыталась ответить любовью. Когда она поцеловала чудище, как если бы онобыло человеком, то, к великому ее облегчению, прямо на глазах чудище и насамом деле превратилось в прекрасного юношу, и зажили они в любви исогласии. В другой истории рассказывается о человеке, который был вынужден носитьмаску. В этой маске он выглядел гораздо привлекательнее, чем без нее. Емупришлось носить ее несколько лет, и когда он наконец снял ее, то обнаружил,что его лицо приняло очертания маски. Он воистину стал красивым. То, чтобыло вначале притворной, ненастоящей красотой, стало реальностью. Я думаю, обе эти истории могут (иносказательно, конечно)проиллюстрировать то, о чем я собираюсь говорить в этой главе. До сих пор ястарался описывать факты -- чем является Бог и что Он сделал. А сейчас яхочу перейти к практическому вопросу: что должны делать мы? Какой смыслимеет для нас вся эта теология? Возможно, мы почувствуем это уже теперь.Если вам достало интереса дочитать до этого места, надеюсь, вам хватит его ина то, чтобы сделать еще один шаг вперед, а именно: произнести молитвы.Чтобы вы ни сказали, вы, вероятно, повторите и слова той молитвы, которойнаучил нас Господь. Вы помните, как она начинается? "Отче наш". Сейчас вы уже знаете, чтоэти слова значит. Они совершенно недвусмысленно свидетельствуют о том, чтовы ставите себя в положение сына Божьего. Иными словами, вы облекаетесь вХриста, так сказать, воображаете себя Христом. В тот самый момент, когда довас доходит смысл этих слов, вы начинаете понимать, что на самом деле вы --не сын Божий. Вы совсем не такое существо, как Сын, Чьи интересы, Чья воляабсолютно едины с интересами и волей Отца. Вы -- комок сосредоточенных насамом себе страхов, надежд, жадности, зависти и самолюбия. И все это, всяваша сущность, обречено на смерть. Таким образом, то, что вы берете на себясмелость уподобляться Христу -- возмутительная самонадеянность. Но, странноедело, именно так Он и приказал нам вести себя. Почему? Что за смысл выдавать себя за то, чем вы на самом деле неявляетесь? Однако даже на человеческом уровне существуют, как вы знаете, дварода притворства -- плохое и хорошее. В первом случае человек пытаетсякого-то обмануть: например, он притворяется, будто помогает вам, вместо тогочтобы помочь на самом деле. Но второй, полезный вид притворства ведет кчему-то настоящему. Например, вам не хочется проявлять дружелюбие к X., новы знаете, что должны его проявить; в таком случае правильнее всего вестисебя так, как если бы вы были лучше, чем на самом деле. И через некотороевремя вы действительно почувствуете к X. большее расположение, чем вначале.Всем нам это знакомо. Очень часто единственный путь ощутить реальностьчего-то -- это вести себя так, как если бы вы ее уже ощутили. Вот почемуигры так важны для детей. Они ведь постоянно притворяются, будто онивзрослые, -- играя в войну или в магазин. Но с каждым разом мускулы ихстановятся тверже, а разум -- острее, так что то, что они притворяютсявзрослыми, помогает им расти на самом деле. Далее, в тот самый момент, когда вы сознательно говорите себе: "Вот, явоображаю, будто я Христос", вы, скорее всего, тут же чувствуете, какимобразом возможно сделать это ваше "притворство" не столь явным, хоть чуточкуприблизить его к реальности. Вы обнаруживаете, что думаете о таких вещах, окоторых не думали бы, если бы действительно были сыном Божьим. Что ж,постарайтесь прогнать эти мысли. Или, быть может, вы внезапно поймете, что,вместо того чтобы произносить молитвы, вам следовало бы сесть за стол инаписать письмо матери или отправиться на кухню и помочь жене вымыть посуду.Поднимитесь в таком случае и сделайте то, что вам подсказывает внутреннийголос. Видите, что происходит? Сам Христос, Сын Божий, человек (такой же, какмы с вами) и Бог (такой же Бог, как Его Отец), находится рядом с вами и ужев этот момент обращает ваше воображение в реальность. И это не высокопарныеслова, выражающие лишь ту мысль, что ваша совесть подсказывает вам, чтоделать. Если вы прямо спросите вашу совесть, вы получите один ответ. Если выпомните, что вы воображаете себя Христом, ответ будет иной. Существуетмножество вещей, о которых ваша совесть не скажет вам прямо, что они плохи(особенно в стадии обдумывания), но которые вы сразу же отвергнете, еслисерьезно стараетесь подражать Христу. Потому что тогда вы не просто будетедумать о том, что хорошо, а что плохо, но будете стараться подхватитьблаготворную инфекцию от этого Человека. Это скорее похоже на созданиепортрета, чем на подчинение определенным правилам. Интересно, что внекотором отношении это труднее, чем следовать правилам, зато в другом --гораздо легче. Настоящий Сын Божий будет рядом с вами. Он начинает превращать вас всущество, подобное Самому Себе. Он начинает, так сказать, "прививать" вамСвой образ жизни и мыслей, вливать в вас присущую Ему зоэ. Он начинаетпревращать оловянного солдатика в живого человека. И конечно, та часть ввас, которая все еще остается оловянной, будет этому противиться. Некоторые из вас могут заметить, что ничего подобного на своем опыте неиспытывали. Вы можете сказать: "У меня никогда не было чувства, будто мнепомогает невидимый Христос, зато люди часто мне помогали". В этой связи мневспоминается анекдот из времен первой мировой войны об одной женщине,которая сказала: "Нашу семью не волнуют перебои с хлебом, мы все равно едимтолько гренки". Если у вас нет хлеба, то не будет и гренок. Если бы не былопомощи Христа, вы не увидели бы и помощи людей. Он действует на нас самымиразличными путями, а не только в рамках того, что мы называем "религиознойжизнью". Он действует через природу, через наши тела, через книги, иногда --через переживания, которые на первый взгляд могут показатьсяантихристианскими. Когда молодой человек, который ходил в церковь попривычке, осознает со всей искренностью, что он не верит в христианскуюдоктрину, и перестанет посещать церковь, то если его побуждает к этомустремление быть честным, а не желание пойти наперекор родителям, дух Христа,возможно, ближе к нему, чем прежде. Но более всего Его Дух действует на нас через наше общение друг сдругом. Люди -- это зеркала, или "переносчики" Христа ближним. Иногда они исами об этом не подозревают. "Благотворную инфекцию" могут переносить и те,кто ею не заражен. Мне, например, помогли прийти к христианству люди,которые сами не были христианами. Но, как правило, именно те, которые знаютЕго, приводят к Нему других. Вот почему роль Церкви, этой совокупности всеххристиан, открывающих Его друг другу, настолько важна. Не будетпреувеличением сказать, что в двух христианах, следующих вместе за Христом,христианство возрастает не в два, а в шестнадцать раз по сравнению с тем,когда они следовали за Ним в одиночку. Но не забывайте, для грудного младенца естественно принимать молокоматери, не зная ее. Также и для нас поначалу естественно видеть человека,который помогает нам, и не видеть при этом стоящего за ним Христа. Однако мыне должны оставаться грудными младенцами. Мы должны идти вперед, должныпонять, Кто посылает нам помощь. Не увидеть и не понять этого было быбезумием. Тогда нам осталось бы полагаться на людей; а это рано или поздноприведет к великому разочарованию. Даже лучшие из них допускают ошибки; ивсем суждено умереть. Мы должны быть благодарны каждому из тех, кто оказалнам помощь, мы должны уважать и любить их, но никогда не полагатьсяабсолютно и безраздельно ни на одно человеческое существо, пусть это будетсамый лучший, самый мудрый человек на свете. Вы можете делать массупрекрасных вещей из песка; только не пытайтесь строить на нем дом. А теперь мы начинаем видеть то, о чем постоянно говорит Новый завет. Онговорит о христианах, "рожденных вновь", о людях "облекшихся в Христа"; отом, что Христос "изображается в нас", о обретении "ума Христова". Сразу жеотрешитесь от мысли, что все это -- лишь сложная метафорическая форма длявыражения той идеи, что христиане должны читать сказанное Христом истараться проводить это в жизнь, подобно тому как человек читает Платона илиМаркса и старается воплощать их идеи. Мысль в разной форме, но постоянновстречающаяся в Новом завете означает гораздо большее: реальный Христос --здесь, сейчас, в этой комнате, где вы произносите молитву -- делает что-тодля вас и с вами. Причем речь идет не о прекрасном человеке, умершем дветысячи лет тому назад, а о живом Человеке, все еще человеке в такой жестепени, как и вы, но и Боге в такой же степени, в какой Он был Им, когдасоздавал мир. И вот этот живой Богочеловек приходит к вам и приступает кработе над вашим самым сокровенным, внутренним "я", убивает в вас вашестарое "я" и заменяет его другим, таким, каким обладает Он Сам.Вначале -- всего на несколько мгновений. Затем -- на более продолжительныеотрезки времени. И наконец, если все идет хорошо. Он навсегда обращает вас всущество совершенно другого сорта -- в нового маленького Христа, в существо,которое, по-своему, пропорционально своим возможностям, обретает тот же роджизни, который присущ Богу, в существо, которое разделяет силу Бога, Егорадость, знание и бессмертие... Немного погодя, мы делаем два другихоткрытия. 1) Мы начинаем замечать не только наши греховные поступки, но и нашугреховность. Другими словами, нас начинает беспокоить не только то, что мыделаем, но и то, чем мы являемся. Это звучит несколько сложно, и япостараюсь выразить ту же мысль яснее, прибегнув к личному своему примеру.Когда я готовлюсь к вечерней молитве и стараюсь припомнить все совершенныемною за день грехи, в девяти случаях из десяти самым очевидным будетнарушение заповеди любви к ближнему: я или сердился, или огрызался, илинасмехался, или обрывал разговор, или кричал и возмущался. И в моем умесразу же возникает оправдание: меня провоцировали; со мной заговорилинеожиданно; меня застали врасплох; у меня не было времени собраться смыслями. Все это как будто служит смягчающим обстоятельством: мое поведениемогло бы быть гораздо хуже, если бы я это совершил

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.