Форма кончика носа обусловлена наличием (как уже было сказано) парных хрящевых образований, идущих от основания кончика носа к крыльям. Они покрыты сверху мышечными тканями, вплетенными под кожу. Из-за этих образований кончик носа имеет форму раздвоенной миндалины, а иногда - округлую. Продолжая рассматривать призму носа по плоскостям н уточняя детали, в частности нижний раздел, как одни из самых сложных участков носа.
Окончательно проанализировав формообразование нижней поверхности основания носа, следует отметить, что нижняя площадка призмы носа имеет не одну общую плоскость, как это показано в ряде учебных пособии и учебников, а две симметричные треугольные плоскости. Они располагаются под определенным углом относительно друг друга, а между ними находится узкая плоскость перегородки носа, которая граничит с так называемым «фильтром» на носогубной поверхности. Треугольные плоскости основания носа должны быть местом расположения носовых отверстий с учетом их размеров и толщины стенок крыльев носа- Следует заметить, что угол расположения плоскостей основания носа зависит от его индивидуальных особенностей.
Закончив данный этап построения носа, проведем проверку. Проверять рисунок следует, как всегда, на расстоянии, в зависимости от размера изображения. Чем больше размер рисунка, тем дальше следует отходить. Проверяя общее состояние рисунка, обратите внимание на пропорции м перспективное сокращение. Частые ошибки, совершаемые студентами во время рисования носа, следующие: а) чрезмерно занижены основания крыльев носа по отношению к кончику. При таком неправильном определении отношений деталей носа друг к другу нарушается истинное положение угла носа, т.е. вместо острого угла получается тупой .
Причина - недостаточное знание анатомии и пропорциональных отношений или просто невнимательность при уточнении пропорциональных величин; б) отношения ДЛИНЫ верхней поверхности носа к лицевому основанию (от слезников до уголков крыльев носа) имеют разные величины. Студенты неверно намечают уровни слезников по отношении, к переносице- В преобладающем большинстве слезники и переносицу располагают на одном уровне, что совершенно недопустимо.
Во избежание всевозможных ошибок, рисуя с натуры, приучайте себя научать модель со всех сторон, вставая со своего места. Это поможет лучшему пониманию, изображаемого предмета. Например, рисуя нос спереди, осмотрите его в профиль, снизу и сверху, рисуя и профиль, смотрите спереди н т.д. Исправив ошибки, можете переходить к моделировке формы тоном.
Работа тоном
Приступая к тональном моделировке, не спешите с детальной проработкой, прежде нужно заняться лепкой общей формы носа. Работая т,м1..м. нужно исходить от источника освещения, при этом строго соблюдая тональные отношения- При обычном освещении, т.е. сверху и спереди, передняя плоскости носа будет наиболее освещена, а самой темной будет плоскость основания носа с падающими от него тенями на носогубной поверхности. Боковые плоскости носа находятся под скользящим! лучами, поэтому сила тона на них будет промежуточной. Соотнося наибольшую освещенную плоскость с самой темной, определите промежуточные тона. Тональные отношения в рисунке следует соблюдать в течение всего времени, вплоть до его завершения.
Практика показывает, что при моделировке тоном студенты сталкиваются с трудностями при выявлении нижнего раздела носа, начинам от кончика, границ боковых поверхностей ноздрей и его основания. Здесь необходимо определить границы плоскостей, проложить падающую тень, а затем усилить границы тоном.
Переходя к детальной моделировке формы, проверьте правильность выполнения предыдущих этапов работы. Проверяя, проследите, достаточно ли выражена трехмерность формы призмы носа, не сливаются ли плоскости в одну общую тональность.
При детальной моделировке формы носа внимательно следите за правильностью формообразования каждой детали. Детали должны быть подчинены целому и не выходить из общей формы. Вместе с тем. следите за пластической характеристикой формы носа, т.е. за переходом форм из одной поверхности в другую, с учетом их освещенности. При этом светотеневые градации помогут студентам видеть и передавать в изображении структуру формы носа.
Как уже отмечалось, работал тоном, студенты испытывают особую сложность при установлении верных тональных отношений. Здесь следует исходить из самых темных и самых светлых тонов на натуре и затем, сопоставлял полутона, привести рисунок к целостному решению. Детали ближнего плана по четкости должны быть более проработаны, чем детали дальнего плана. В тех случаях, когда детали дальнего плана выступают вперед, их следует ослабить.
Рисуя тени, не оставляйте чистый лист бумаги для рефлексов. Чтобы исключить из своей практики такого рода передачу рефлексов, вначале проложите легкий тон, затем усиливайте его на светотеневых границах на окружающих его поверхностях. Таким образом, постепенно усиливая тон, доведите рисунок до нужной тональности.
При моделировании тоном штрихи следует класть по форме, как это делается при рисовании простых геометрических и бытовых предметов, при этом избегайте излишней штриховки, не способствующей выявлении > главного — формы.
Для лучшего освоения принципов и методов изображения носа, студентам следует поупражняться над его построением, внимательно изучая анатомическое строение формы. Производя построение конструкции носа, постарайтесь осмыслить форму с самых разнообразных положений.