Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие современного российского законодательства и его основные черты



 

В настоящее время, к сожалению, отсутствует четкое, широко и единообразно принятое и нормативно закрепленное определение понятия "законодательство", что создает значительные трудности в правотворческой и правоприменительной деятельности, в учете и систематизации нормативных актов.

Под законодательством понимается:

- система издаваемых полномочными правотворческими органами юридических актов, устанавливающих нормы права.

- совокупность законов и других правовых актов высшего органа законодательной власти, а также нормативных указов Президента РФ и нормативных постановлений Правительства РФ.

- совокупность только законов.

В действующих правовых актах термин "законодательство" применяется по-разному во всех трех указанных выше смыслах.

Представляется, что самое широкое понятие "законодательство" как совокупность нормативных правовых актов не является в принципе научно корректным и практически эффективным для юридической деятельности. Не всегда оправдывает себя и второй его смысл. Оба определения принижают роль закона как акта, имеющего высшую юридическую силу, ставят его в один ряд с подзаконными, управленческими решениями, что препятствует возрастанию роли закона среди всех источников права как необходимого условия создания в России правового государства.

Очевидно, что понятие "законодательство" должно трактоваться однозначно, в своем узком, собственном смысле. Именно так оно понимается во многих теоретических работах последних лет, а также в Гражданском, Семейном и др. кодексах РФ. Однако необходимо иметь в виду, что в действующих нормативных актах пока еще нет четкого и общепринятого его определения. В то же время в будущем, в текущей правотворческой работе, а также в юридической практике и научных исследованиях необходимо постепенно переходить к однозначной, более узкой трактовке этого понятия именно как совокупности законов государства.

Современному российскому законодательству свойственны определенные, объективно обусловленные черты, которые постепенно воплощаются в жизнь и которыми призван руководствоваться российский законодатель. Одна из них сводится к тому, что законодательство страны представляет собой важнейший инструмент демократизации всех сторон жизни российского общества, обеспечения полновластия народа, установления, обеспечения и охраны прав и свобод личности. В политической сфере с помощью закона осуществлены и продолжают осуществляться такие поистине революционные преобразования, как кардинальное изменение избирательной системы и деятельности представительных органов страны, обеспечение многопартийности и возможности существования оппозиции, гласности, политического плюрализма, контроля за конституционностью принимаемых правовых актов, подлинная свобода слова, митингов, демонстраций. С помощью закона обеспечиваются право наций и народностей на свободное и независимое развитие, возможности малочисленных народов на сохранение и развитие языка, быта, культурных традиций; ликвидирован ряд несправедливостей относительно проживающих в Российской Федерации, подвергнутых репрессиям народов России. Существенно преобразуется духовная жизнь общества: обеспечивается свобода мнений и идеологический плюрализм, свободное развитие теоретической мысли, запрещена цензура.

Закон должен быть ориентирован, прежде всего, на человека, на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, на гуманизацию всего стиля жизни. Правовая система базируется на закрепленном в ст. 2 Конституции РФ положении, что человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина - обязанностью государства. Знаменателен тот факт, что пересмотр положений гл.2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина" предполагает особую, более сложную процедуру, чем изменение ряда других глав Конституции РФ.

Законодательство основано на признании неприкосновенности личности, уважении человеческого достоинства, равенстве в правах независимо от национальной принадлежности, социального положения, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, партийной принадлежности, недопустимости лишения или ограничения естественных неотъемлемых прав личности, на обеспечении свободы частной собственности, предпринимательства, идеологии и убеждений, приобретения и изменения гражданства, права обжаловать в суд действия администрации, ущемляющие права и законные интересы граждан.

За последние десятилетия все больше проявляется новая, постоянно развивающаяся черта правового статуса личности - провозглашение и охрана прав и свобод с помощью общепризнанных норм международного права. Такие права и свободы получили свое закрепление в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека и гражданина, в пактах о гражданских и политических правах, о социально-экономических и культурных правах, в Хельсинкском соглашении по безопасности и сотрудничеству в Европе, в европейских конвенциях о защите прав личности, а также в международных конвенциях, касающихся защиты тех или иных категорий граждан (детей, женщин, представителей малых народов и т.д.) либо отдельных видов прав и свобод. Тем самым естественные, неотъемлемые права личности получают свое более четкое и конкретное воплощение и либо действуют непосредственно, либо становятся образцами, моделями прав и свобод, зафиксированных в актах национального, внутригосударственного законодательства.

Следующая характерная черта российского законодательства заключается в том, что оно служит предпосылкой и основой для нормального и эффективного функционирования хозяйственного механизма в условиях становления рыночных отношений. Ныне это одно из его основных назначений, главный путь реформирования права, поскольку рыночные реформы не могут осуществляться без достаточно развитой, научно обоснованной и эффективной нормативно-правовой базы. Хозяйственное законодательство призвано обеспечивать внешние условия, порядок эффективного функционирования экономического механизма и всех составляющих его подразделений при обеспечении суверенитета товаропроизводителя, свободы предпринимательства и частной собственности.

Усиленное внимание к правовому регулированию хозяйственной деятельности определяется также и тем, что уровень развития экономики, успехи хозяйственной деятельности, рост национального богатства и благосостояния людей служат исходным фундаментом для качественного преобразования политической и государственно-правовой системы, становления гражданского общества и правового государства, роста ценности права и укрепления законности, экологической безопасности. Успехи в хозяйственных преобразованиях - основа реального обеспечения народовластия, свободы личности.

Количественный анализ действующего нормативного массива в РФ показывает существенный рост объема нормативных правовых актов, законов и подзаконных актов. Эта черта развития современного законодательства особенно важна с точки зрения задач, стоящих перед российскими законодателями. Россия переживает своеобразный правотворческий бум. Прежде всего, следует отметить значительное усиление темпов законодательной деятельности, как на федеральном, так и региональном уровне. Например, только за апрель 2003 г. было внесено 141 законопроект в Государственную Думу, из которых ею было принято 17 законов и 11 подписано Президентом РФ[394].

Весь массив действующего федерального законодательства, по данным справочно-поисковой системы "Гарант", составляет на момент 23 октября 2004 г. 386 458 актов.

Как видим, законов принимается в последнее время большое количество.

В средствах массовой информации, выступлениях депутатов и иных политических деятелей, предложениях партий и других общественных объединений, граждан высказывается масса предложений о принятии зако­нов по огромному спектру вопросов, в том числе достаточно мелких и частных. Однако, нужно ли по большинству из них создавать именно законы? Ориентация на механическое увеличение ко­личества федеральных законов не дает необходимых результа­тов.

Принятие законов по сравнительно мелким, второстепен­ным вопросам во многом объясняется борьбой политических, ведомственных и корпоративных интересов, лоббированием со стороны хозяйственных и иных государственных и частных структур. Не всегда еще четко прослеживается опора на осно­вополагающие, опорные акты в отрасли или соответственно институте законодательства. Законы часто выходят как резуль­тат компромисса между различными политическими силами и потому в значительной степени утрачивают свою эффектив­ность уже в момент их принятия.

Однако из-за большого их количества законы не систематизированы, что приводит к противоречиям и коллизиям. В связи с этим, в законодательной деятельности нужна должная осмотрительность, экономия правовых средств. Закон следует принимать не тогда, когда его можно при­нять, а когда нельзя не принять.

Повышение роли закона вовсе не предполагает, что любой вопрос должен быть урегулирован именно законом. Правиль­но подчеркивается в литературе, что подлинное верховенство закона будет достигнуто только в том случае, если он будет регулировать важнейшие отношения, оставляя решение зна­чительной части прочих вопросов на усмотрение органов правотворчества.

Наряду с увеличением общего объема российского зако­нодательства прослеживается и другая его закономерная тен­денция - расширение и углубление регулирования обществен­ных отношений. Полнота регулирования, т.е. наличие во всех сферах отношений, требующих правовой регламентации, до­статочно полной системы законов и вытекающих из них под­законных актов, как качество любой правовой системы, при­обретает в современной России особое значение. Без него не­возможно укрепление конституционной законности, оптими­зации воздействия права на радикальные политические и эко­номические преобразования в России.

Ныне ликвидированы многие существенные пробелы в российском законодательстве. Это и регулирование новых, недавно возникших общественных отношений (информационных, в сфере медицины, миграционные и др.), и те из них, которые существовали ранее, но до недав­него времени были вне поля зрения законодателя (языковые отношения, статус малочисленных народов и др.).

Тенденцию к углублению правового регулирования нельзя понимать как "мелочное регламентирование". Чрез­мерная регламентация сковывает инициативу и самосто­ятельность хозяйственных структур, граждан и иных субъектов права, порождает бюрократизм, формализм и боязнь принимать самостоятельные решения.

Для права современного цивилизованного государства характерны расширение самодеятельности, инициативы государственных органов, юридических и физических лиц в установлении и реализации своих прав и обязанностей. Но важно при этом отметить, что нормы права, используя весь разнооб­разный спектр методов воздействия - поощрение и запрет, рекомендацию и предоставление правомочия, экономический метод и юридическую санкцию, должны реагировать на все возникающие в жизни правовые проблемы, не оставлять их в стороне. Законодательство должно опираться, прежде всего, на достаточно общие научно обоснованные масштабы, эталоны деятельности субъектов права, хорошо между собой согласо­ванные и предоставляющие достаточно широкие возможности выбора вариантов поведения в зависимости от изменяющихся условий, новых требований жизни.

Оптимальное соотношение между стабильностью, устойчи­востью правового регулирования и его дина­мизмом - одна из характерных черт современного российского законодательства.

Стабильность - неотъемлемое качество права, без которо­го оно не может существовать как устойчивая, постоянная система регулирования отношений в современном цивилизо­ванном обществе. В юридической норме находят свое закрепление лишь те отношения между людьми, которые устоялись, прошли проверку временем и могут быть установлены в каче­стве эталона поведения, устойчивого его варианта. Жестко выраженная внешняя форма права (законы, постановления и др.) придает устоявшимся отношениям еще большую устойчи­вость.

Законодательство должно быть достаточно гибким, и стремление к его стабильности не должно препятствовать необходимости оперативно реагировать на изменение обстанов­ки, возникновение новых потребностей жизни.

Современная российская правовая система должна быть устойчивой, не подверженной быстрым и многочисленным изменениям. Лишь тогда она сможет быть эффективным сред­ством формирования и закрепления новой политической и экономической системы страны.

Немаловажное значение имеет и такая черта законода­тельства современной России, как тенденция к децентрализации правового регулирования, к уменьшению роли и объема деятельности федеральных законодательных и исполнитель­ных органов и передача большого объема правотворческих полномочий на места. Четкая централизация правовой систе­мы, свойственная советскому периоду и позволяющая цент­ральным органам непосредственно решать все важнейшие во­просы правовой политики, ушла в прошлое и ныне заменена идеей децентрализации на основе последовательного распре­деления правотворческих полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и самостоятельными муни­ципальными образованиями.

Тенденция к устойчивому сокращению удельного веса фе­дерального законодательства по сравнению с региональными и муниципальными нормативными массивами показывает, что идея децентрализации управления в стране, решения боль­шинства вопросов на местах все больше прокладывает себе дорогу. Объясняется это в первую очередь идеями укрепления федеративных начал российского государства, необходимос­тью перехода функций управления на места, повышения ак­тивности и инициативы местных законодательных и исполни­тельных органов.

Одной из объективных тенденций развития законодатель­ства современной России является повышение социальной зна­чимости и авторитета закона как акта, стоящего на вершине правовой системы, регламентирующего наиболее важные во­просы жизни страны и обладающего наибольшей юридичес­кой силой в системе источников права РФ. Закон непосредст­венно олицетворяет собой принцип народовластия в стране.

Его верховный характер, авторитетность и непререкаемость - непреложные принципы любого цивилизованного общества, обязательное условие становления правового государства. Ре­гулирование с помощью закона наиболее стабильно, устойчи­во, не подвержено быстрым изменениям и корректировке и в этом плане выгодно отличается от актов правотворчества ис­полнительных структур.

Характеризуя состояние российского законодательства на современном этапе, следует отметить такую его черту, как ак­тивное взаимодействие национальной правовой системы и меж­дународного права, что отражает усиление сотрудничества между народами, государствами, регионами во всех основных сферах жизни, тенденцию глобализации проблем современно­го мира, углубление единства судеб всех народов и человечест­ва в целом.

Усиление такого взаимодействия - одна из конституци­онных основ правовой системы России. В ч. 4 ст. 15 Конститу­ции РФ установлено, что общепризнан­ные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Определено также правило, что если международ­ным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международно­го договора. Как известно, ст. 15 относится к гл. 1 Конститу­ции РФ "Основы конституционного строя", что подчеркивает особую значимость указанных положений, изменение которых в соответствии со ст. 135 Конституции РФ значительно услож­нено.

Конституционный характер взаимоотношения внутриго­сударственного и международного права определяется и в ряде других положений Конституции РФ. Так, в ч. 1 ст. 17, которая открывает гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", говорится, что в Российской Федерации признаются и гаран­тируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В ч. 3 ст. 46 Конституции РФ устанавливается важное для обеспечения и охраны правового статуса личности право каждого гражданина в соответствии с международными дого­ворами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (см. также ст. 62, 63, 67, 69 Конституции РФ).

Многие демократические нормы Конституции РФ, других законов впервые были сформулиро­ваны в таких международно-правовых документах, как Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах и др. Влияние принципов и норм международ­ного права проявляется также и в том, что многие из них представляют собой как бы программу дальнейшего развития законодательства России, определяют те идеалы, к которым законодатель должен стремиться при создании законодатель­ной базы российского правового государства.

Можно отметить еще одно качество современного законодательства Рос­сии - это тенденция к решительной стабилизации институтов власти: ук­репление "вертикали" власти, введение механизма ответственности органов государственной власти субъектов РФ перед федеральны­ми органами за нарушение норм федерального законодатель­ства.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое система права?

2. Что такое отрасль, подотрасль права, правовой институт?

3. Каковы признаки, раскрывающие наиболее существенные черты отрасли права?

4. Каковы основания деления права на отрасли?

5. Каковы различия между публичным и частным правом?

6. Из каких отраслей складывается российское право?

7. Что такое система законодательства?

8. Каковы основания деления системы законодательства на определенные части?

9. Что такое законодательство?

10. Какие основные черты российского законодательства Вам известны? Охарактеризуйте их.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.