Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Эта проблема пока еще не нашла единообразного разрешения в юридической науке. Некторые теоретики права делят нормы права традиционно на три части: гипотеза - указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться, диспозиция - определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия) и санкция - меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции[363].
Однако, существуют и другие точки зрения. Например, С.С.Алексеев указывает на логическую связь между элементами нормы (логическую структуру нормы): "... структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции может быть выражена формулой: "если.., то.., иначе..."[364]. Представляется, что для логического анализа такая структура нормы права недостаточно детальна.
Учитывая это, известный зарубежный специалист в области теории права Дж. Райт выдвинул гипотезу, что норма состоит из шесть частей: 1) характер (разрешающая, запрещающая или обязывающая норма); 2) содержание (название деяния); 3) условия, в которых логически возможна реализация нормы; 4) авторитет (орган, установивший норму); 5) субъект (т.е. адресат, к которому обращена норма); 6) обстоятельства, с наступлением которых реализуется норма. Первые три части он считал основными и называл "ядром нормы". Санкцию и публикацию нормы он считал чем-то примыкающим к норме[365].
По мнению председателя научного Фонда правовых и экономических исследований, кандидата юридических и экономических наук О.В. Берга,с точки зрения логического анализа авторитет нормы как ее элемент представляется излишним, поскольку с учетом принципа обязательности любой нормы права ее авторитет имеет значение только при рассмотрении правовых коллизий. Кроме того, он считает целесообразнфм объединить в единый элемент нормы условия, в которых возможна ее реализация, и обстоятельства, с наступлением которых реализуется норма, поскольку логически эти элементы неразделимы. При этом санкция нормы логически непосредственно связана с ее гипотезой и диспозицией. Таким образом, структуру нормы права он считает состоящей из пяти основных элементов: 1) гипотеза - условия (обстоятельства), при которых применяется данная норма права; 2) субъект - категория граждан, организаций и других субъектов права, в отношении которых применяется норма права; 3) характер - вид правомочий, которыми наделяется субъект нормы права; 4) содержание - деяние, по отношению к которому применяются указанные в норме права правомочия субъекта нормы; 5) санкция - юридическая ответственность, которую несет субъект нормы при ее невыполнении[366].
При этом О.Э.Лейст считал, что "санкция является атрибутом не всякой, а только той юридической обязанности, которая имеет категоричный характер, соблюдение которой властно предписано государством, запрещающим уклонение от определенного правила поведения"[367]. Следовательно, санкция, по его мнению, является элементом только обязывающей и запрещающей, но не управомочивающей нормы права.
Соотношение предложенной и традиционной структуры нормы права заключается в том, что диспозиция нормы права как ее составная часть в традиционной классификации включает в себя такие элементы из предложенной классификации, как субъект, характер и содержание нормы.
Однако же автор настоящей главы, придерживаются иной точки зрения на структуру нормы права (см. схему 17).
Схема 17
Специализация норм, различие их характера и назначения в регулировании предопределяют тот факт, что отдельные нормы имеют несовпадающие части, что нет единой универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам.
Право направлено на выполнение двух основных задач: положительное регулирование отношений, регламентирование правомерных поступков, а также охрану правовых предписаний от нарушений. Наличие указанных задач предопределяет разделение всех норм-правил поведения на два основных вида - нормы позитивного регулирования и правоохранительные нормы. Нормы позитивного регулирования устанавливают права и обязанности творческого, организующего характера, направлены на регулирование правомерного поведения, формулируют положительные веления в праве (право на предпринимательство, на наследство, обязанность платить налоги и т.д.). Правоохранительные нормы, будучи отрицательной реакцией государства на неправомерное поведение, предусматривают меры государственного принуждения к правонарушителям (нормы уголовного права, меры взыскания за неисполнение договора и т.п.). Правоохранительные нормы, предусматривающие юридические санкции, обеспечивают исполнение предписаний норм положительного регулирования.
Указанные виды норм, выполняя разные функции в правовом регулировании, имеют несовпадающую структуру. Так, нормы положительного регулирования состоят из двух самостоятельных частей - гипотезы и диспозиции. Гипотеза указывает на условия, при наличии которых норма должна осуществляться, определяет сферу ее действия. Диспозиция формулирует права и обязанности участников общественных отношений (что они могут или должны делать) в условиях, предусмотренных гипотезой нормы. Так, п.1 ч. 6 ст. 114 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) устанавливает правило о том, что в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда (гипотеза) предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов (диспозиция).
Правоохранительная норма также состоит из двух элементов: диспозиция (указание на правонарушение, его признаки), и санкция (меры юридической ответственности за правонарушение, предусмотренное в диспозиции).
Санкции, сформулированные в правоохранительных нормах, бывают различных видов. Одни из них предусматривают меры "штрафного", карательного свойства. Они состоят в лишении правонарушителя каких-либо благ (лишение свободы и др.), в наложении на него особых обязанностей (штраф и др.), во властном осуждении и порицании его противоправного поведения (выговор и др.). В зависимости от видов правонарушений такие санкции делятся на уголовные, административные, дисциплинарные и иные.
Другие санкции определяют меры, принимаемые органами государства в целях, прежде всего, восстановления нарушенного правопорядка. Таковы принудительное исполнение невыполненной обязанности (например, взыскание долга), возложение обязанности возместить причиненный имущественный ущерб, отмена незаконного акта, признание сделки недействительной и др.
Словесная формулировка нормативного акта не всегда содержит все структурные элементы нормы. Внешнее изложение статей (пунктов) нормативных актов может не совпадать со структурой нормы, являющейся законодательно-логической категорией. Иногда очевидные для понимания элементы нормы не формулируются, а лишь подразумеваются, логически вытекают из других статей (пунктов) того же акта или из иных нормативных актов. Более того, правила законодательной техники, требования простоты, компактности и удобства изучения и применения закона обусловливают объединение в одной статье (пункте) нескольких норм либо, наоборот, формулирование частей одной и той же нормы в разных статьях закона; При подготовке новых нормативных актов важно, чтобы в проектируемых актах присутствовали или логически подразумевались все структурные элементы будущих норм, чтобы в них четко были видны условия их применения, круг лиц, на который будет распространяться проектируемое регулирование, меры ответственности за их нарушение.
Тесная связь элементов правовой нормы нацеливает правоприменителя на тщательный анализ всего правового материала, на учет и сопоставление тесно связанных между собой статей (пунктов) нормативного акта.