Образование Советского государства имело как объективные, так и субъективные предпосылки.
К объективным относится общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России к 1917 году и обусловленная трагическими результатами Первой мировой войны, активностью большивиков и ростом общественного недовольства. Ее обострение привело к Февральской революции, в результате которой был разрушен весь государственный аппарат, обеспечивающий монорхическую форму правления, и создано два революционных органа власти - Временное правительство и Петроградский Совет. Такая система власти (двоевластие) была крайне неустойчивой, поэтому ее развитие перемежалось постоянными кризисами[350].
В результате в России сложилась ситуация полной потери управляемости страной, все более нарастали анархические тенденции в развитии государства, сделавшие в значительной степени неизбежным большевистский переворот, в результате которого вся власть перешла Советам рабочих и солдатских депутатов. Попытка стабилизировать положение с помощью проведения таких изменений в политической структуре, как провозглашение России республикой, создание законодательной власти (созыв Демократического совещания - предпарламент), была слишком запоздалой.
Успех большевиков в Октябре 1917 г. не только не завершил, но, напротив, усилил борьбу за власть в стране. Итогом этой борьбы стал роспуск Учредительного собрания, который стал решающим шагом в становлении государственного аппарата Советской власти и привел к неизбежности гражданской войны.
Все эти факторы (ликвидация старой государственной системы управления, революционная ситуация, гражданская война) являются объективными в появлении Советского государства. Но не меньшую роль сыграли и субъективные факторы.
И здесь надо вернуться к традиционной оценке Советского государства, которая господствовала на марксистско-ленинском этапе отечественной теории государства и права. На этом этапе напрочь отвергались какие-либо случайные, субъективные обстоятельства возникновения Советского государства. Утверждалось, что Советское государство - это закономерный этап развития государства, когда к власти приходят рабочий класс, трудящиеся, что это тип и форма государства периода победы социалистического общественного строя. Отмечалось, что это форма правления, созданная самими трудящимися, прообраз которой был еще в организации Парижской коммуны (1870), Советов рабочих депутатов 1905 года, а В.И. Ленину и большевикам принадлежит заслуга открытия этого закономерного, нового типа государства.
В теории государства и права развивались идеи, что Советское государство - это государство диктатуры пролетариата, что это последний, тип государства, после которого начинается отмирание государства в ходе строительства бесклассового коммунистического общества.
Однако создание Советского государства стало возможным не только в результате действия объективных факторов, но также и ряда субъективных.
К таким субъективным факторам относится мощная теоретико-идеологическая разработка и пропаганда Советского государства в трудах В.И. Ленина, и, прежде всего, в работе "Государство и революция" (1917)1.
В этой работе В.И. Ленин развил некоторые идеи К. Маркса об организации власти в социалистическом государстве, а именно о диктатуре пролетариата. Кроме того, он исследовал опыт Парижской коммуны, т.е. организацию власти в одном городе, оказавшемся к тому же в чрезвычайном положении (защита от нападения извне, экономические трудности), и перене его на организацию власти в огромном государстве. Идеи выборности и сменяемости чиновников, уравнивания в оплате управленческого и физического труда, ликвидация профессиональной армии и всеобщее вооружение народа, управление всем народным хозяйством как единой фабрикой, т.е. устранение товарно-денежной формы хозяйствования и заменаее обменом и распределением продуктов, распределительной формой хозяйствования - эти и многие иные идеи распределительной социальной среды, государства как орудия, с помощью которого насильственно утверждается новый общественный строй, нашли воплощение в данной работе В.И. Ленина.
В работе "Государство и революция" содержатся утопические идеи о том, что как только все научатся управлять государством, осуществлять учет, контроль над мерой труда и потребления, тогда будет открыта дорога к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства. Это произойдет следующим образом: "все граждане превращаются здесь в служащих по найму у государства, каковыми являются вооруженные рабочие. Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного, государственного "синдиката". Все дело в том, чтобы они работали поровну, правильно соблюдая меру работы, и получали поровну"[351].
Однако уже в годы нэпа В.И.Ленину пришлось смириться с крахом некоторых своих идей и положений и признать "перемену всей точки зрения на социализм".
Что касается идеи диктатуры пролетариата, провозглашенной и развитой в этой работе, то она еще долгое время сохраняла свое значение как сущностная характеристика Советского государства. При этом В.И.Ленин утверждал, что демократия - это организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другой, что диктатура означает неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон власть, что научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть, а "революционный народ" непосредственно "чинит суд и расправу, применяет власть, творит новое революционное право"[352].
Эти идеи, положенные в основу теории и практики Советского государства, означали и противопоставление этого государства идеологии и практике демократического правового государства.
Возникновение Советского государства приходится на революционную ситуацию, окончательный "слом" самодержавия, монархии. Этот период характеризуется острой классовой борьбой, насилием, сменой общественного строя. Кроме того, в теории всегда подчеркивалось, что Советское государство выполняло две основные функции: созидательную (построение социалистического общества) и принудительную (подавление эксплуататоров).
Хотя подавление эксплуататоров привело и к репрессии против трудящихся, введению трудовой повинности с уголовной ответственностью за какие-либо отклонения от нее, тоталитарному ограничению государством заработной платы, к введению крепостного колхозно-совхозного строя, к геноциду, насильственным формам и функциям Советского государства.
А диктатура пролетариата постепенно выродилась в диктатуру партии, в диктатуру правящей партийной элиты, генерального секретаря коммунистической партии.
Субъективный фактор привел к полному разрыву между формальным обозначением характеристик Советского государства в конституциях СССР и РСФСР между официальной теорией и фактической формой правления, фактическими функциями и другими характеристиками Советского государства.
Словом, субъективный фактор играл определяющую роль в возникновении Советского государства, его теоретических обоснованиях и характеристиках. И это особенно важно для теоретического осмысления Российского государства, так как многие теоретические выводы, касающиеся конкретных форм правления, функций Советского государства, опирались именно на субъективный фактор, идеи и предложения, выдвигавшиеся В.И. Лениным, его сторонниками, единомышленниками.