Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ



И ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Устная речь является наиболее употребительным средством общения. Усвоение глухими и слабослышащими дошкольниками устной речи предполагает овладение навыками ее восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения (произношения). В программе по данному разделу решается ряд задач. В ходе всего учебно-воспитательного процесса формируется и развивается слуховое восприятие детей. Глухие дошкольники учатся воспринимать на слух хорошо знакомый, специально отобранный речевой материал. Вместе с тем проводится работа по обучению восприятию незнакомого по звучанию материала. Слабослышащих дошкольников учат восприятию не только хорошо знакомого детям материала, но и малознакомого и даже незнакомого. При этом особое внимание уделяется формированию умения воспринимать речь разборчиво, т.е. узнавать на слух большинство элементов в составе речевой единицы. В процессе развития остаточного слуха формируется принципиально новая основа восприятия речи — слухо- зрительная. Помимо перечисленных выше, в ходе работы по развитию слухового восприятия решается задача расширения представлений детей с нарушением слуха о звуках окружающего мира.

В процессе обучения произношению решается основная задача — формирование внятной (понятной для окружающих) и естественной устной речи.

Успех работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в большей мере определяется качеством речи взрослых, являющейся для детей образцом для подражания. Произношение взрослых должно быть естественным, так как любое утрирование приводит к неправильному произношению у детей, а также резкому сокращению числа лиц, которых они будут понимать, привыкнув к восприятию неестественной речи. Весь речевой материал должен произноситься голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с правильным выделением ударного слога, с соблюдением норм орфоэпии. Речь взрослых должна быть интонированной и эмоционально окрашенной.

Развитие остаточного слуха детей включает обучение восприятию на слух речевого материала и разнообразных неречевых звучаний. Основное содержание работы над произношением составляет формирование навыков правильного произнесения слова и фразы. В связи с этим необходимо особое внимание уделять работе над речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями.

Речевой материал, который дети учатся слушать и произносить, состоит из слов, словосочетаний, фраз, а позже из специальных текстов, хорошо знакомых детям. Для развития слуховой

функции слабослышащих дошкольников их учат слушать также малознакомые и незнакомые слова и фразы; при работе с текстами в основном используются новые, незнакомые детям рассказы.

С первых дней обучения педагог постоянно побуждает детей к устному проговариванию всего того речевого материала, который они учатся слушать. При этом он следит за тем, чтобы реализовывались произносительные возможности каждого ребенка.

В ходе развития слухового восприятия и обучения произношению дошкольники овладевают не только определенными умениями и навыками, но и специфическим словарем, например: «Играй(те) на барабане; я играю на барабане; скажи слитно; Оля сказала неслитно, громко, быстро, высоко» и т.п. Слова и фразы, используемые на занятиях, усваиваются детьми в процессе постоянного употребления, а не заучиваются специально.

Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению ведется в определенной последовательности и системе. В процессе обучения у глухого и слабослышащего ребенка формируется условнорефлекторная связь: слушаю — говорю. Для этого с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении его побуждают к проговариванию всей обращенной к нему речи. Это проговаривание — на первых годах вслух, а на последующих про себя — способствует как формированию процесса слухо-зрительного и слухового восприятия, так и овладению произносительными навыками на основе подражания речи. Формирование слухо- речевой связи у глухих и слабослышащих детей возможно лишь на основе развивающегося слухового восприятия.

Занятия по развитию остаточного слуха и формированию произношения рассматриваются как единое целое, но для удобства изложения материала методические приемы описываются раздельно.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.