Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАБОТА СУРДОПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ



Следующее важное звено в деятельности учителя-дефектолога — работа с родителями, которая варьируется в зависимости от типа учреждения, т. е. от времени пребывания в нем и условий содержания детей. В одних случаях дети находятся в детском саду в течение недели (пять-шесть дней), в других — их берут домой ежедневно. Распространено еще и круглосуточное интернатное содержание детей. У некоторых нет родителей, или они не стремятся часто брать детей в семью. Неполные, малообеспеченные или неблагополучные семьи доставляют педагогам массу хлопот. Однако в какой бы семье ни воспитывался ребенок из данного дошкольного учреждения, учителю-дефектологу приходится устанавливать с ней связь в целях более глубокого понимания особенностей развития самого ребенка и для выбора оптимального педагогического воздействия на каждого воспитанника группы.

Изучая семейные условия, сурдопедагог учитывает все особенности домашнего окружения каждого из детей дошкольной группы. Важно узнать состав семьи; количество взрослых, их род занятий;

материальное обеспечение; наличие других лиц с дефектами слуха, степень их слухоречевого развития; отношения между членами семьи; уровень культуры, моральный климат; привязанности ребенка к каждому родственнику; его любимые занятия дома; формы общения с ребенком, отношение к его дефекту, способы помощи в установлении контактов, отношение родителей к требованиям дошкольного учреждения. Необходимо иметь представление о том, знают ли в семье о путях коррекционного воспитания своего ребенка, реальных возможностях в выполнении рекомендаций педагогов, хотят ли члены семьи постичь специальные сурдопедагогические приемы и методы, способны ли воспитывать ребенка на личных примерах, верят ли в позитивные возможности ребенка с нарушенным слухом.

Сурдопедагог вместе с воспитателями обсуждает конкретные семейные условия, выявляет факторы, содействующие усилению педагогического влияния или тормозящие его. С учетом этих факторов в работе с родителями преобладают те или иные формы взаимодействия. Одних родителей приходится специально настраивать на систематические занятия с детьми дома, других, наоборот, предостеречь от чрезмерного увлечения отработкой учебного материала. Некоторые родители воспринимают нарушение слуха у ребенка как непоправимую беду и перестают верить в то, что он когда-либо будет подготовлен к самостоятельной жизни. Другие — ожидают немедленных результатов в овладении ребенком речью, в развитии его слуха, а все остальные линии развития либо не замечают, либо сбрасывают со счета.

Вариантов отношений к ребенку с нарушенным слухом со стороны семьи и к системе воспитательной работы дошкольного учреждения встречается очень много, и педагоги должны, независимо от этих отношений, давать только положительный настрой совместной работе по воспитанию детей, поддерживать даже самое незначительное полезное начинание родителей, разъяснять им ценность посильного вклада в воспитательный процесс. Учитель-дефектолог раскрывает перед родителями свои способы изучения ребенка, наблюдения за его развитием, формированием личностных сторон и качеств.

По мере продвижения детей в специальном обучении дефектолог объясняет родителям содержание работы по каждому разделу программы и значение каждого вида деятельности для общего развития, систематически дает как общие, так и конкретные индивидуальные советы методического и житейского характера. Педагоги демонстрируют родителям детские работы, рассказывают об отдельных поступках, высказываниях, интересных случаях из жизни детей в группе.

Доброжелательность тона, разумность требований, последовательность в решении конкретных задач, оптимистический взгляд на пути преодоления дефекта, равное внимание ко всем родителям группы, профессиональная грамотность дефектолога укрепляют его авторитет и способствуют активизации деятельности всех мам, пап, бабушек и других родственников в деле воспитания неслышащего ребенка.

Крайне необходимо, чтобы в домашних условиях у детей не менялся режим дня, к которому их приучили в дошкольном учреждении, чтобы закреплялись культурно-гигиенические и трудовые навыки, чтобы дети получали новые представления об окружающей жизни (прогулки, экскурсии, посещение театра, цирка, кино, выставок и т. п.). При этом родители должны постоянно разговаривать с детьми, помогать им выразить свои требования, мысли, впечатления речевыми средствами, дослушивать детей, терпеливо поправлять ошибки и неточности, давать новые образцы высказываний. Требования к пользованию аппаратом, к слуховому восприятию должны быть теми же, что предъявляются в детском саду. Педагоги предлагают родителям не просто выполнить с детьми какие-то задания, а придумать и провести новую интересную игру, подготовить пособие, проиллюстрировать рассказ об интересных событиях и т. п.

Известно, что дети, приходя в дошкольное учреждение из дома, стремятся поделиться со сверстниками и педагогами новыми впечатлениями, показать свои поделки или игрушки. Им особенно дорого все то, что сделано с мамой или папой, что напоминает о доме, о радостных встречах, увлекательных экскурсиях. Это пребывание ребенка дома само становится предметом изучения, стимулом для усвоения новых знаний, для расширения общего кругозора детей, развития их фантазии, инициативной речи.

Дефектолог с учетом конкретных условий и реального контингента родителей использует традиционные и некоторые не совсем типичные формы работы. Наряду с проведением родительских собраний, консультаций, праздников, открытых занятий, выставок детских работ, перепиской, могут организовываться коллективные походы, экскурсии, празднование дней рождения в домашних условиях, привлечение родителей для работы в детских учреждениях в качестве нянь, помощников воспитателей и др. Родители могут помогать в размножении программных и методических материалов, изготовлении пособий, письменных табличек, в записи речи детей на магнитофон, в кино- и фотосъемках. Родители, накопившие известный опыт в воспитании детей, делают доклады и сообщения на педсоветах, методических совещаниях, родительских собраниях и конференциях. Некоторым из них предлагается обобщить опыт воспитания в виде дневниковых записей, статей, брошюр и т. п. Вся работа должна быть направлена на то, чтобы окружающие ребенка близкие люди полнее осознали его возможности и пути компенсаторного развития при нарушенном слухе, чтобы каждый шаг на этом пути был тщательно измерен и осмыслен, чтобы взгляд в будущее ребенка был реалистическим.

Если с родителями ребенка у сурдопедагога бывают частые встречи (не реже одного раза в неделю), то им могут быть предложены четко спланированные задания по любому разделу программы.

При этом акцент делается на то, чтобы любой отрабатываемый материал облекался в занимательную форму с использованием игровых приемов, привлечением изобразительных средств, видоизменением способов действий с предметами или условий их предъявления. Педагог настаивает на преобладании чувственного компонента в усвоении знаний ребенком в домашних условиях.

Если родители живут далеко и их дети постоянно находятся в дошкольном учреждении на интернатном содержании, педагог вместе с детьми пишет письма (очень короткие тексты, сопровождающиеся рисунками, вклеенными картинками). При этом он предлагает родителям постоянно информировать ребенка о всех домашних делах, сообщать наиболее важные новости в виде рисунков с подписями или коротких, ясно составленных рассказов и описаний. Постепенно эти тексты писем приближаются по объему и оформлению к тем рассказам, которые прочитываются на занятиях по развитию речи. За несколько лет пребывания в дошкольном учреждении обычно накапливаются целые подшивки писем от родителей, и они становятся почти настольной книгой.

Работа с родителями аномального ребенка — дело чрезвычайно деликатное, обязывающее педагога проявлять и мудрость, и человеческую теплоту, и профессиональную грамотность, а подчас твердость и настойчивость.

У дефектолога в специальном дошкольном учреждении перечень обязанностей достаточно объемен. При этом для выполнения непосредственной педагогической деятельности приходится особое внимание уделять тем участкам работы, от которых в конечном счете зависит общий результат. Эти направления работы можно рассматривать как своеобразную инфраструктуру для основного вида деятельности педагога-дефектолога.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.