Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимодействие сурдопедагога и воспитателя



Объемом проводимых учителем-дефектологом занятий хотя и определяется его педагогическая нагрузка, но не исчерпывается вся работа в дошкольном учреждении. Даже самая интенсивная деятельность не может сама по себе обеспечить высокой продуктивности специального обучения глухих и слабослышащих дошкольников.

Занятия по остальным разделам программы, весьма значимые для полноценного развития дошкольников, проводятся воспитателями, а также музыкальным руководителем. В число этих занятий входят: физическое воспитание, игра, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, труд, музыкальные занятия. Они проводятся как в утреннее, так и в вечернее время, чередуясь с режимными процессами.

Сурдопедагогические и воспитательские занятия различаются видами деятельности детей, иногда местом их проведения и продолжительностью во времени, количеством участвующих в занятии детей (индивидуальные, групповые или подгрупповые занятия). Вместе с тем во всех занятиях с дошкольниками можно увидеть много общего как в содержании, так и в методике их проведения, в требованиях к речи детей, к использованию дидактических средств, специального учебного оборудования и др. Нет резких границ между воздействием дефектолога и воспитателей на ребенка. В конечном счете всеми видами занятий и организацией жизни детей в дошкольном учреждении обеспечиваются здоровый образ жизни, нормальный психологический климат и оптимальные условия для физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания и слухоречевого развития детей. Выключение из комплексной работы любого раздела может отрицательно сказаться на успешности обучения детей по всем остальным разделам целостной программы воспитания. Нет видов деятельности детей малозначимых, второразрядных. Учитель-дефектолог не может рассчитывать на высокие результаты в речевом, умственном, слуховом развитии детей, если нерегулярно или на невысоком уровне будут проводиться занятия воспитателем с этими же детьми.

Это объясняется не только тем, что дети не получат достаточной нагрузки в течение дня в виде конкретных знаний и умений. Пробел может сказаться в несформированности некоторых способностей, вызревающих в недрах одной деятельности и необходимых в качестве предпосылок для развития другой деятельности. Так, например, формирование составных компонентов языковой способности, таких, как подражание, соотнесение предметных и речевых действий, усвоение языковых регулярностей, символической функции, зависит от полноценного развития разного вида движений, предметных и игровых действий, способности предметного и знакового замещения, ритмической способности, что, в свою очередь, требует качественного обучения игре, труду, рисованию, лепке, конструированию, движениям и т. д.

Успешность в обучении речи, в развитии математических представлений зависит от содержания, объема, способа ознакомления детей с окружающей действительностью, от развития у них наблюдательности, любознательности, потребности получать новые сведения о жизни от взрослых и сверстников.

Все это не может быть в нужной мере сформировано только на занятиях самого учителя - дефектолога.

Еще в большей зависимости от всего воспитательно-образовательного процесса оказывается работа по развитию остаточного слуха детей. Не только специальные занятия, где учитель-дефектолог учит детей слушать и различать разнообразные звучания, правильно произносить отрабатываемый речевой материал, но практически весь период бодрствования ребенка должны быть использованы в целях активизации слуховой функции и тренировки речевого аппарата, чтобы устная речь была доведена до автоматизма.

Как видим, учитель-дефектолог вдвойне заинтересован в качественной, продуктивной работе воспитателей своей группы и музыкального руководителя. Последний на своих занятиях средствами музыки влияет на развитие движений, ритма, подражания, слуха, голоса, произношения и т. п. Следовательно, в деятельности учителя-дефектолога может быть обозначено еще одно существенное звено — это организационно-методическая и координационная работа с другими педагогами своей группы, т. е. с музыкальным руководителем и воспитателями. Поскольку учитель-дефектолог обычно имеет самый высокий уровень квалификации среди других педагогических работников, его влияние должно сказываться на коррекционно-образовательной направленности всех организованных занятий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.