— Дедушка, — спросила однажды Маша, — А как в нашем лесу вырастают деревья? Вот, например, кто посадил этот дуб?
Дедушка посмотрел лукаво на Машу и решил рассказать ей одну из своих историй...
— Однажды осенью сойка нашла в дубраве спелый жёлудь и решила его припрятать про запас. Перелетела она в соседний лесок и спрятала жёлудь под ворохом сухих листьев. Улетела запасливая птица, а потом и забыла про свой жёлудь. Весной из жёлудя показался маленький, но сильный росток. Он быстро рос под лучами весеннего солнышка и вскоре превратился в молодой дубок. Деревце росло и крепло. Через несколько лет его уже было не узнать! Оно превратилось в красивый дуб с резными листочками.
Как-то осенью созрело на дубе много желудей. Прибежали под дуб полакомиться спелыми желудями кабаниха с кабанятами, прилетела и стайка соек. А старая сойка все летала и удивлялась — откуда это в лесу, где растут одни берёзы и ели, вырос такой красивый и крепкий дуб? Забыла она, что сама жёлудь когда-то припрятала. А из него-то и вырос этот красавец-дуб!
7. Рассмотри картинки. Какая картинка должна быть на первом месте? Кружком какого цвета она отмечена? Раскрась первую бусинку (первый пустой кружок справа от картинок) этим цветом. С остальными картинками проделай такую же работу. Посмотри на раскрашенные тобой бусы и расскажи по порядку о том, как в лесу вырос дуб.
Тема: «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ»
8. «Составь рассказы-описания».Составь рассказ-описание каждого дерева или кустарника по картинному плану. Начни рассказ так: Я хочу рассказать о... (малине).
Где растёт?
Ствол
Листья
Плоды
Польза для животных
Польза
9. для человека
9.«Составь рассказы-сравнения».Составь рассказы-сравнения по картинному плану. Начни рассказ так: Я хочу рассказать о... (малине и берёзе).
Тема «ФРУКТЫ»
1 Рассмотри фрукты и условные обозначения цвета, формы, размера. Нарисуй подходящие обозначения в пустых квадратиках рядом с каждым фруктом. Составь предложения по образцу: Апельсин оранжевый, круглый, среднего размера.
2 Сравни пары фруктов по цвету, форме и размеру. Составь предложения по образцу: Апельсин оранжевый, круглый, среднего размера. А вишня красная, круглая, маленькая*.
* Если задание вызывает трудности у ребенка, сравнение проводить сначала по одному признаку (например по цвету), затем по двум (цвету и форме) и только после этого по трем признакам.
Тема «ФРУКТЫ»
3 Рассмотри картинки и условные обозначения. Чем фрукты покрыты снаружи? Что у них внутри? Нарисуй подходящие обозначения в пустых квадратиках рядом с каждым фруктом. Составь предложения по образцу: Персик снаружи покрыт тонкой бархатистой кожицей, внутри у него большая коричневая косточка.
4 Сравни пары фруктов между собой. Составь предложения по образцу: Персик снаружи покрыт тонкой бархатистой кожицей, а банан — толстой кожурой. Внутри у персика большая коричневая косточка, а внутри у банана желтоватая мякоть.
Что снаружи?
Что внутри?
Тема «ФРУКТЫ»
5 Рассмотри картинки и условные обозначения вкуса, сочности, аромата. Нарисуй подходящие обозначения в пустых квадратиках рядом с каждым фруктом. Составь предложения по образцу: Груша сладкая, сочная, ароматная.
Вкус (сладкий, кислый, кисло-сладкий)
Сочность
Аромат
6 Сравни фрукты по вкусу, сочности и аромату. Составь предложения по образцу: Груша сладкая, сочная и ароматная. А лимон кислый, сочный и душистый.
Тема: «ФРУКТЫ»
7 «Помоги повару». Рассмотри картинки и условное обозначение. Назови пары фруктов. Из них повар просит тебя приготовить три блюда. Для этого раскрась подходящими цветами стаканы с соком, банки с начинкой для пирога и блюдца с желе рядом с фруктами.
Что можно приготовить?
8 Составь предложения по образцу: Из банана и яблока приготовили бананово-яблочный сок, бананово-яблочную начинку и бананово-яблочное желе.
Тема «ФРУКТЫ»
9 Послушай рассказ. Как его можно назвать?
Однажды весной в сад пришли дедушка Матвей с внуком Ваней. Они принесли с собой и посадили маленький саженец яблоньки. Ваня все лето помогал дедушке ухаживать за яблонькой: рыхлил землю вокруг деревца, поливал его.
За год яблонька подросла и окрепла. Следующей весной Ваня вместе с дедушкой опять пришли в сад и увидели, что на яблоньке появились маленькие душистые бело-розовые цветочки.
— Ну вот, Ваня, наша яблонька и зацвела! — сказал дедушка. — Осенью на ней появятся первые яблочки.
Когда настала золотая осень, дедушка с Ваней взяли корзинку и пошли в сад. Там их ждала красавица-яблонька.
Дедушка Матвей и Ваня собрали и положили в корзину спелые, вкусные и ароматные яблоки.
— Спасибо тебе, яблонька, за богатый урожай! — сказали на прощание дедушка Матвей и Ваня.
10 Рассмотри картинки. Раскрась бусинки справа от картинок подходящими цветами (по порядку следования картинок в рассказе). Расскажи о том, как вырастили яблоньку.
Тема «ФРУКТЫ»
11 «Отгадай загадки». По карточкам «прочитай» загадки ёжика. Образец: Этот фрукт красный, как помидор; круглый, как мяч; с мелкими семечками, как у груши. Соедини линией каждую загадку ёжика с картинкой-отгадкой.
12 «Составь загадку сам». По карточкам-подсказкам составь и нарисуй в пустых квадратиках загадки про оставшиеся фрукты. Загадай их друзьям или маме. Образец: Этот предмет жёлтый, как цыплёнок. Овальный, как... Среднего размера, как...
Тема «ФРУКТЫ»
13 Послушай рассказ. Как его можно назвать?
Осенью в саду собрали богатый урожай фруктов. На столе в большой миске лежали красивые яблоки.
И работа на кухне закипела. Сначала бабушка замесила тесто, а Маша сделала начинку из самых спелых яблок. Затем бабушка выложила на тесто начинку, украсила пирог и поставила его на противне в духовку.
Когда пирог был готов, внучка Маша помогла бабушке накрыть на стол, и они сели пить чай.
- Наш пирог получился очень вкусным! — сказала Маша.
- В народе, внученька, говорят: Весна красна цветами, а осень — пирогами!
14 Рассмотри картинки. Раскрась бусинки справа от картинок подходящими цветами (по порядку следования картинок в рассказе). Расскажи о том, как испекли яблочный пирог.
Тема: «ФРУКТЫ»
15 «Составь рассказы-описания».Рассмотри картинки и назови фрукты. Составь рассказ-описание каждого фрукта по картинному плану. Начни рассказ так: Я хочу рассказать о... (хурме).
Цвет
Форма
Размер
Что снаружи?
Что внутри?
Вкус
Сочность
Аромат
Что можно приготовить?
Где растёт (в саду, в огороде)?
16 «Составь рассказы-сравнения».Составь рассказы-сравнения каждой пары фруктов по картинному плану. Начни рассказ так: И хочу рассказать о... (хурме и лимоне).
Тема: «ОВОЩИ»
1. Рассмотри овощи и условные обозначения цвета, формы, размера. Нарисуй подходящие обозначения в пустых квадратиках рядом с каждым овощем. Составь предложения по образцу: Огурец зеленого цвета, овальный, среднего размера.
Цвет
Форма
Размер
2. Сравни пары овощей по цвету, форме и размеру. Составь предложения по образцу: Огурец зелёный, овальный и среднего размера, а тыква светло-зелёная, круглая, крупная.
Тема: «ОВОЩИ»
3. Рассмотри картинки и условные обозначения. Чем овощи покрыты снаружи? Что у них внутри? Нарисуй подходящие обозначения в пустых квадратиках рядом с каждым овощем. Составь предложения по образцу: Перец снаружи покрыт тонкой гладкой кожицей. Внутри у перца мелкие белые семена.
Что снаружи?
Что внутри?
4. Сравни пары овощей между собой. Составь предложения по образцу: Перец снаружи покрыт тонкой гладкой кожицей, а тыква — толстой коркой. Внутри у перца мелкие белые семена, а у тыквы — крупные белые семечки.
Тема «ОВОЩИ»
5. Рассмотри картинки и условное обозначение вкуса. Назови вкус каждого овоща.
6. «Помоги повару». Из каждой пары овощей повар просит тебя приготовить три блюда. Для этого раскрась подходящими цветами пиалы с пюре, миски с салатом и тарелки с запеканкой рядом с овощами.
7. Вкус (сладкий, кислый, пресный, горький)
8. Что можно приготовить?
7. Составь предложения по образцу: Из капусты и моркови приготовили капустно- морковный салат, капустно-морковное пюре и капустно-морковную запеканку.
Тема: «ОВОЩИ»
8. Рассмотри картинки и назови овощи. У одних овощей плоды созревают над землей. Это овощи-вершки. У других овощей плоды вызревают под землей. Это овощи-корешки (корнеплоды). Вершки срывают или срезают, а корнеплоды — выкапывают.
Вершки и корешки (корнеплоды)
Выкапывают, срезают, срывают
9. Рассмотри условные обозначения. Нарисуй подходящие обозначения в пустых квадратиках рядом с каждым овощем. Составь предложения по образцу: Плод картофеля — корешок (корнеплод). Его выкапывают.
Тема «ОВОЩИ»
10. Послушай рассказ. Как его можно назвать?
— За столом пусто, если нет капусты, — так говорят в народе, — сказал однажды весной Ване и Маше папа. — Давайте-ка попробуем вырастить на нашем огороде этот овощ!
Папа вместе с Ваней вскопали землю лопатами и разровняли её граблями. А Маша сделала в земле лунки и посадила в них купленную папой рассаду капусты.
Всё лето Маша и Ваня ухаживали за ростками капусты — поливали их холодной водой, собирали с листьев вредных прожорливых гусениц, боролись с сорняками.
Осенью маленькие растеньица капусты превратилась в большие тугие кочаны. Даже дедушка удивился такому богатому урожаю Вани и Маши.
— Ай да молодцы, ребятки! Какую «барыню» вырастили! Правильно люди говорят: «Кто работы не боится, у того всё на огороде родится!»
Маша и Ваня были очень довольны
11. Рассмотри картинки. Раскрась бусинки справа от картинок подходящими цветами (по порядку следования картинок в рассказе). Расскажи о том, как вырастили капусту.
Тема: «ОВОЩИ»
12. «Отгадай загадки». По карточкам «прочитай» загадки зайца. Образец: Этот овощ оранжевый, как апельсин; треугольный, как пирамидка; сладкий, как сахар. Соедини линией каждую загадку зайца с картинкой-отгадкой.
13. «Составь загадку сам». По карточкам-подсказкам составь и нарисуй в пустых квадратиках загадки про оставшиеся овощи. Загадай их друзьям или маме. Образец: Этот предмет зелёный, как лист. Овальный, как... Среднего размера, как...
Тема «ОВОЩИ»
14. Послушай рассказ. Как его можно назвать?
— Сегодня, дорогие мои дети, мы Вместе приготовим на обед борщ, — сказала мама. Ваня и Маша с радостью стали помогать маме.
Сначала ребята мыли щеткой, чистили и мелко резали овощи: картошку, свёклу, помидоры, перец, морковку, лук и чеснок.
Затем мама по порядку положила подготовленные овощи в кастрюлю с кипящей водой, посолила борщ и накрыла кастрюлю крышкой.
Когда борщ был готов, дети помогли маме накрыть на стол и сели обедать. Мама разлила по тарелкам ароматный душистый борщ, Ваня нарезал хлеб, а Маша добавила в каждую тарелку ложечку сметаны. Все ели и хвалили вкусный борщ.
—Никогда раньше борщ не получался таким вкусным! — сказал Ваня.
— А всё потому, что вы мне помогали! — ответила мама.
15. Рассмотри картинки. Раскрась бусинки справа от картинок подходящими цветами (по порядку следования картинок в рассказе). Расскажи о том, как сварили борщ.
Тема: «ОВОЩИ»
16. «Составь рассказы-описания».Рассмотри картинки и назови овощи. Составь рассказ-описание каждого овоща по картинному плану. Начни рассказ так: Я хочу рассказать о... (баклажане).
Цвет
17. «Составь рассказы-сравнения».Составь рассказы-сравнения каждой пары овощей по картинному плану. Начни рассказ так: Я хочу рассказать о... (баклажане и помидоре).
Что снаружи?
Размер
Где растёт?
Выкапывают. срезают, срывают
Форма
Что внутри?
Вкус
Что
можно приготовить?
Вершки и корешки
Тема: «ЯГОДЫ»
1. Рассмотри ягоды и условные обозначения цвета и формы. Где растут эти ягоды? Нарисуй подходящие обозначения в пустых квадратиках рядом с каждой ягодой. Составь предложения по образцу: Ягоды крыжовника зелёного цвета, овальные, растут в саду.
Цвет
Где растёт (в саду, в лесу)?
2. Сравни ягоды по цвету, форме и месту, где они растут. Составь предложения по образцу. Образец: Ягода крыжовника зелёная, овальная, садовая, а ягода брусники — красная, круглая, лесная.
Форма
Тема: «ЯГОДЫ»
3. Рассмотри картинки и условное обозначение вкуса. Нарисуй нужный символ в квадратике рядом с каждой ягодой. Составь предложения по образцу: Облепиха — кисло-сладкая ягода.
4. «Помоги повару».Повар просит тебя приготовить из ягод варенье и компот. Для этого раскрась подходящими цветами банки с вареньем и стаканы с компотом.
Что можно приготовить?
5. Составь предложения по образцу: Из облепихи приготовили облепиховое варенье и облепиховый компот.
Вкус (сладкий, кислый, кисло-сладкий)
Тема «ЯГОДЫ»
6. Послушай рассказ. Как его можно назвать?
— Не сходить ли нам, ребятки, в лес за ягодами? — спросила своих внуков летним, солнечным утром бабушка Соня. — Земляника уже красным ковром на полянках расстилается!
Ваня и Маша с радостью согласились. Бабушка взяла бидончик, а Маше и Ване дала по кружечке. До лесной земляничной полянки добрались быстро и начали собирать ягоды. Ох и не простое это было занятие!
Бабушка быстро и ловко собирала маленькие душистые ягодки. Она рассказывала внукам о том, как полезны для здоровья эти лесные ягодки-витаминки. Ребята старались не отставать от бабушки. Они терпеливо собирали землянику и набрали по целой кружке ягод.
— Какие вы у меня молодцы! — похвалила бабушка Ваню и Машу.
Все возвращались домой уставшие, но довольные.
Дома бабушка Соня сварила из лесных ягод ароматное земляничное варенье и напоила чаем своих трудолюбивых внуков.
7. Рассмотри картинки. Раскрась бусинки справа от картинок подходящими цветами (по порядку следования картинок в рассказе). Расскажи о том, как собрали ягоды для варенья.
Тема: «ЯГОДЫ»
8. «Отгадай загадки». По карточкам «прочитай» загадки галки. Образец: Эта ягода красная, как мак; маленькая, как пуговка; растёт в лесу, как гриб. Соедини линией каждую загадку галки с картинкой-отгадкой.
9. «Составь загадку сам». По карточкам-подсказкам составь и нарисуй в пустых квадратиках загадки про оставшиеся ягоды. Загадай их друзьям или маме. Образец: Этот предмет зелёный, как лягушка. Овальный, как... Кислый, как...
Тема «ЯГОДЫ»
10. «Составь рассказы-описания».Рассмотри картинки и назови ягоды. Составь рассказы-описания о каждой ягоде по картинному плану. Начни рассказ так: Я хочу рассказать о... (землянике).
Цвет
Форма
Вкус
Что можно приготовить?
Где растёт?
11. «Составь рассказы-сравнения».Составь рассказы-сравнения каждой пары ягод по картинному плану. Начни рассказ так: Я хочу рассказать о... (землянике и чёрной смородине).
Тема: «ГРИБЫ»
1. Рассмотри грибы (боровик, бледная поганка, подберёзовик, мухомор, подосиновик, лисичка) и условные обозначения. Какая у каждого гриба шляпка и ножка? Нарисуй в квадратике рядом с каждым грибом обозначение того, съедобный это гриб или ядовитый. Расскажи про каждый гриб по образцу: У боровика коричневая круглая шляпка и толстая белая ножка. Боровик — съедобный гриб.
2. Сравни грибы между собой. Составь предложения по образцу: У боровика коричневая круглая шляпка и толстая белая ножка, а у мухомора круглая красная в белую крапинку шляпка и тонкая белая ножка с юбочкой. Боровик — съедобный гриб, а мухомор — ядовитый.
Шляпка и её цвет
Ножка и её цвет
Съедобный или ядовитый?
Тема: «ГРИБЫ»
3. Послушай рассказ. Как его можно назвать?
Однажды в конце лета родители взяли Ваню и Машу в лес за грибами. Всю дорогу папа рассказывал детям, какие бывают грибы: большие и маленькие, молодые и старые, с коричневыми, красными и желтыми шляпками. А если повезёт, можно найти и самый лучший гриб — боровик...
И вот грибники вошли в лес. Ваня первый заметил большой и красивый гриб с красной шляпкой в белых горошках.
— Смотрите, — закричал Ваня, — я нашёл самый лучший гриб в лесу!
Все подошли к Ване чтобы получше рассмотреть его находку.
— Ваня, — сказал с улыбкой папа, — ты нашёл мухомор. Запомни этот гриб. Он — ядовитый для человека. Но лоси лечатся мухоморами от различных болезней...
Все пошли дальше. И вот, наконец-то, стали попадаться хорошие съедобные грибы. Грибники быстро наполнили сумки и корзинки и отправились в обратный путь.
Дома Ваня и Маша помогали маме и папе перебирать, мыть, резать и готовить грибы.
— На всю зиму теперь нам грибов хватит! — сказала детям мама. — Не зря говорят в народе, что летний день год кормит!
4. Рассмотри картинки. Раскрась бусинки справа от картинок подходящими цветами (по порядку следования картинок в рассказе). Расскажи о том, как собирали грибы.
Тема: «ГРИБЫ»
5. «Составь рассказы-описания».Составь рассказ-описание каждого гриба по картинному плану. Начни рассказ так: Я хочу рассказать о... (боровике).
6. «Составь рассказы-сравнения».Составь рассказы-сравнения каждой пары грибов по картинному плану. Начни рассказ так: Я хочу рассказать о... (боровике и лисичке).
Ножка и её цвет
Шляпка и её цвет
Съедобный или ядовитый?
Что можно приготовить?
Тема: «ЦВЕТЫ И ТРАВЫ»
1. Рассмотри цветы и условное обозначение «Строение и цвет» и расскажи о каждом цветке или траве по образцу: У розы зелёный высокий стебель, покрытый шипами. На стебле розы зелёные листья и большой красный цветок.
2. Где растёт каждый цветок — в саду, в поле или в лесу? Когда распускается: весной, летом или осенью? Рассмотри условные обозначения «Где растёт?» и «Когда цветёт?». Нарисуй подходящие обозначения в квадратиках под цветами.
Когда цветёт (летом, весной, осенью)?
Строение и цвет
Где растёт (в саду, в поле, в лесу)?
3. Составь предложения по образцу: Роза растёт в саду и распускается летом. Это садовый летний цветок.
Тема: «ЦВЕТЫ И ТРАВЫ»
4. Послушай рассказ. Как его можно назвать?
На Новый год Маше подарили книгу о садовых цветах. Каких только цветов в ней не было! И нежные весенние: подснежники, крокусы, гиацинты, тюльпаны и нарциссы. И разноцветные летние: анютины глазки, лилии, незабудки. И яркие осенние: астры, гладиолусы, георгины, флоксы... Маша решила вырастить и в своем саду такие замечательные цветы.
Мама помогла дочке выбрать в магазине семена и луковицы красивых цветов и подготовить землю для посадки. Ранней весной Маша посадила их в ящик с землёй и полила водой. Вскоре появились первые всходы.
К лету растения подросли.
— Пришло время пересаживать твои цветы в сад! — сказала Маше мама.
Маша высадила цветы на клумбу в саду и всё лето ухаживала за ними: поливала, рыхлила землю вокруг цветов, боролась с сорняками...
Осенью вся семья собралась посмотреть на Машин цветник. Казалось, что цветы на клумбе с благодарностью кивали своей хозяйке головками и говорили: «Спасибо тебе за заботу, Маша!» Маша была очень довольна.
5. Рассмотри картинки. Раскрась бусинки справа от картинок подходящими цветами (по порядку следования картинок в рассказе). Расскажи о том, как Маша вырастила цветы.
Тема: «ЦВЕТЫ И ТРАВЫ»
6. «Составь рассказы-описания».Составь рассказ-описание каждого цветка по картинному плану. Начни рассказ так: Я хочу рассказать о... (розе).
Строение и цвет
Где растёт (а лесу, в поле, в саду)?
j
Когда цветёт (летом, весной, осенью)?
7. «Составь рассказы-сравнения».Составь рассказы-сравнения каждой пары цветов по картинному плану. Начни рассказ так: Я хочу рассказать о... (розе и ромашке).
УДК 372.41
ББК 74.3
А79
Издание развивающего обучения
Арбекова, Н.Е.
А79 Развиваем связную речь у детей 6—7 лет с ОНР.Альбом 1. Мир растений / Н.Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2010. — 32 с.
ISBN 978-5-91928-023-1
Альбом «Мир растений» входит в комплект пособий по развитию связной речи у детей 6—7 лете общим недоразвитием речи (ОНР). Представленные в нем упражнения по лексическим темам «Деревья и кустарники», «Фрукты», «Овощи», «Садовые и лесные ягоды», «Грибы», «Цветы и травы» помогут провести эффективную работу по развитию словесно-логического мышления и связной речи. Проведение систематических занятий по альбому предполагает проверку и оценку полученных ребёнком знаний логопедом, воспитателями и родителями. Это позволяет повторять изученный материал, что способствует закреплению у ребёнка сформированных речевых навыков.
Альбом «Мир растений» можно использовать при проведении индивидуальных или подгрупповых занятий по развитию связной речи детей как с речевыми нарушениями, так и без них. Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям.