направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность»
профилизации «Правозащитная деятельность»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы квалификации преступлений». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. 49 с.
Настоящий комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Авторы:
к.ю.н., доцент
Д.Ю. Гончаров
ст. преподаватель
К.А. Игишев
Рецензент:
д.ю.н., профессор
С.Н. Сабанин
Одобрен на заседании кафедры права. Протокол от «20» февраля 2014 г. № 7.
Заведующая кафедрой права
А.А. Воронина
Рекомендован к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от «17» марта 2014 г. № 6.
Цель курса – глубокое освоение студентами понятийного и категориального аппарата, выработанного теорией квалификации преступлений как частью уголовно-правовой отраслевой науки, для получения возможности закрепления изученных отраслевых и прикладных юридических дисциплин.
Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует расширению кругозора студента, развивает основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры. Формирует личность с высоким уровнем правосознания.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Проблемы квалификации преступлений» относится к вариативной части (57-б3) профессионального цикла и является дисциплиной по выбору студента.
Изучение курса рассчитано на один семестр (7й).
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Уголовное право»:
Знания: основной понятийный аппарат уголовного права, основные институты уголовного права; роль и место уголовного права в системе отраслей права; предмет, метод, задачи и функции уголовного права; основание уголовной ответственности; элементы и признаки состава преступления; систему и правила назначения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия; основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Умения: применять полученные знания при освоении других дисциплин; пользоваться понятийным и категориальным аппаратом уголовного права; четко представлять структуру уголовного закона; формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия преступления, соучастия, наказания и т.д.) в виде развернутого определения; определять признаки конкретного состава преступления в совершённом деянии; доказывать теоретические тезисы (положения); подкреплять теоретические положения конкретными фактами правовой действительности, примерами из практики.
Владения: владеет способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста); владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.); владеет системой эвристических методов и приемов; способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе; готов участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; готов обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок; готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; готов выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации; способен толковать различные правовые акты; способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; готов участвовать разработке нормативно-правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности; владеть аналитическими навыками работы с нормативными актами, предварительно изучив их структуру и типологию; готов обозначить свою правовую позицию в обществе и ее соотношение с юридической ответственностью; готов грамотно знакомиться с нормативно-правыми актами, другими юридически значимыми документами; готов толковать нормативно-правовые акты; готов юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства; готов ориентироваться в действующем законодательстве.
2.2. Из курса «Логика в юриспруденции»:
Знания: основные логические понятия, логические законы и принципы; основные логические структуры и механизмы; различные виды доказательства в рамках формальной и математической логики.
Умения: применять полученные знания при освоении других дисциплин; моделировать мысли на основе признанных логических правил; использовать освоенные логические структуры в педагогической и юридической деятельности; анализировать нормативно-правовые акты и иные юридические документы с точки зрения их логической истинности или ложности; самостоятельно давать определения понятиям и совершать деление понятий по разным основаниям; формализовать тексты разного содержания и доказывать их разнообразными рациональными методами.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
- Юридическая психология.
- Криминалистика.
- Криминология.
- Уголовно-процессуальное право.
- Практикум по уголовно-процессуальному праву.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
- владение способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13);
- владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);
- владение системой эвристических методов и приемов (ОК-29).
профильно-специализированные компетенции:
- готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПСК-37);
- готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПСК-38);
- готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПСК-39);
- готовность обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПСК-40);
- готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПСК-41);
- готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПСК-42);
- готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПСК-43);
- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПСК-44);
- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПСК-46);
- готовность участвовать разработке нормативно-правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности (ПСК-47);
- готовность проводить оперативно-розыскные мероприятия (ПСК-50);
- готовность проводить профилактические мероприятия по предотвращению совершения правонарушений (ПСК-51).
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
- основной понятийный аппарат теории квалификации преступлений, основные проблемы квалификации преступлений;
- место квалификации преступлений в системе юридических дисциплин;
- роль и предмет и задачи квалификации преступлений;
- основание уголовной ответственности;
- элементы и признаки состава преступления;
- правила квалификации деяний, совершенных в соучастии, при множественности преступлений, при неоконченном преступлении;
- правила квалификации при конкуренции уголовно-правовых норм.
Уметь:
- применять полученные знания при освоении других дисциплин;
- пользоваться понятийным и категориальным аппаратом теории квалификации преступлений;
- структуру состава преступления;
- четко представлять формулировать соответствующие теоретические положения в виде развернутого определения;
- определять признаки конкретного состава преступления в совершённом деянии;
- доказывать теоретические тезисы (положения);
- подкреплять теоретические положения конкретными фактами правовой действительности, примерами из практики.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них 30 аудиторных часов и 42 часа самостоятельной работы студентов. Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:
- аудиторная – 2 часа в неделю в 7-м семестре;
- самостоятельная работа студентов – 2,8 часа в неделю в 7-м семестре.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий
Всего зачетных единиц (часов)
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Полный срок обучения
Сокращенный срок обучения
Полный срок обучения с применением ДОТ
Сокращенный срок обучения с применением ДОТ
1. Виды и объем учебной работы
Семестр
Общая трудоемкость дисциплины
2 (72)
Переаттестовано
-
-
-
-
-
Аудиторные занятия:
лекции
-
-
практические занятия
-
-
-
-
лабораторные работы
-
-
-
-
-
-
-
-
-
другие виды аудиторных занятий (текущие консультации)
-
--
-
-
-
-
-
Самостоятельная работа:
изучение теоретического курса
курсовая работа
-
-
-
-
-
-
-
-
-
контрольная работа
-
-
-
-
-
домашние задания
-
-
-
-
-
-
-
-
подготовка к зачету
-
-
-
-
Вид промежуточного контроля
Зачет
-
Зачет
-
Зачет
-
Зачет
-
Зачет
2. График изучения дисциплины
Курс
4,5
3,4
4,5
3,4
Семестр
8,9
6,7
8,9
6,7
Экзамен (семестр)
-
-
-
-
-
Зачет (семестр)
Курсовая работа (семестр)
-
-
-
-
-
Контрольная работа (семестр)
-
9,9
7,7
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п
Разделы учебной дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Лекции
Практические занятия
СРС
Консультации
1.
Понятие квалификации преступлений. Современное уголовное законодательство
1, 2
Еженед.
Эссе – 1;
Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
2.
Состав преступления как юридическое основание квалификации преступлений
2, 3
Еженед.
Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 3.
3.
Значение объективных признаков состава преступления для квалификации
3, 4
Еженед.
Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.
4.
Значение субъективных признаков состава преступления для квалификации
4, 5
Еженед.
Собесед. – 4; Участие в практ. занятии – 5.
5.
Вопросы квалификации неоконченного преступления
5, 6
Еженед.
Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.
6.
Вопросы квалификации преступлений, совершенных в соучастии