«Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий ЧС техногенного (антропогенного) характера»
Учебные вопросы
1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий химических аварий.
2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий.
3. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий транспортных ЧС.
4. Медико – санитарного обеспечения при локальных вооруженных конфликтах и террористических актах.
Введение
В России насчитывается около 45 тыс. потенциально опасных производств. Наиболее аварийно опасными являются предприятия химического профиля.
Другим видом опасных производств являются РОО. Большинство действующих в России атомных электростанций расположено в густонаселенной европейской части страны. В 30-километровой зоне этих АС проживает более 4 млн. человек.
По данным зарубежной печати средний уровень риска возникновения ЧС техногенного характера в нашей стране на 2 порядка превышает, принято допустимый уровень в развитых странах.
Вопрос № 1
«Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий химических аварий»
Химически опасный объект (ХОО) - это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют АОХВ, при аварии или разрушении которого может произойти химзаражение окружающей природной среды с поражением людей, с/х животных и растений.
На территории России находится более 3000 ХОО.
Причинами химаварий являются:
в 58% случаев неисправность оборудования,
в 38% - ошибки операторов,
в 4% - ошибки при проектировании производств.
Разрушение ХОО возможно, также в результате вооруженных конфликтов или террористических актов.
50% аварий происходит при перевозке ядовитых веществ.
При авариях на ХОО основным поражающим фактором является хим заражение окружающей среды, которое приводит к поражению людей.
Для оперативных расчетов в очаге химпоражения обычно берется, что у: 60-75% может быть легкая степень поражения, у 10-25% - средняя и у 4-10% - тяжелая. Летальность 1-5%.
При крупных авариях к основному поражающему фактору зачастую присоединяются и другие поражающие факторы - механический, термический, обусловленные взрывами и пожарами, что приводит к возникновению комбинированных поражений. При пожарах у 60% пострадавших могут быть отравления продуктами горения.
Количество и структура возможных потерь населения в очаге зависит от:
1. численности людей в зоне поражения,
2. глубины распространения очага на местности,
3. своевременности оповещения людей об опасности
4. степени защищенности людей,
5. своевременности и полноты эвакуации.
Ликвидация медико-санитарных последствий аварий и катастроф на ХОО осуществляется на основе плана, который разрабатывается ЦМК соответствующего уровня при активном участии главного токсиколога района (города, обл.) применительно к каждомуХОО, в соответствии с «Типовым планом МСО населения при химавариях».
Мероприятия по МСО при авариях на ХОО осуществляются в тесном контакте с газоспасательной, противохимической, охраны общественного порядка и другими службами.
В очаге химпоражения проводятсяследующие основные мероприятия по организации оказания медпомощи пораженным:
1. В очаге поражения проводятся мероприятий противохимической защиты (укрытие людей в защитных сооружениях, использование СИЗ, проведение ЧСО, использование антидота и т.д.).
2. Организуется проведение медразведки очага поражения АОХВ (осуществляется бригадами скорой медицинской помощи, которые должны иметь СИЗ).
3. Пораженным, в максимально короткие сроки организуется оказание первой медицинской помощи, которая имеет исключительно важное значение в сохранении жизни. Большинству пораженных она оказывается, как на месте поражения (в зараженной зоне) - оказываются жизненно необходимые мероприятия, так и после их эвакуации (выхода) за пределы этой зоны. Она оказывается рабочими, служащими объекта в порядке само- и взаимопомощи, личным составом спасательных и медицинских формирований, вводимых в очаг, а также персоналом МСЧ и здравпунктов предприятий.
Общее руководство по оказанию первой медицинской помощи в очаге поражения на территории предприятия осуществляется ответственным медработником МСЧ, здравпункта.
Организация оказания медпомощи населению, пораженному АОХВ, вокруг ХОО возлагается на местные органы здравоохранения и осуществляется на базе учреждений здравоохранения и СМК.
4. Важнейшим элементом в сохранении жизни людей попавших в зону химзаражения является их эвакуация из зараженной зоны.Она производится пешим порядком и всеми видами транспорта за пределы зоны заражения.
В случае возникновения очага поражения быстродействующими АОХВ на пути эвакуации пораженных из очага вблизи границы зоны заражения в незараженном районе организуются места сбора пораженных. В этих местах силами ВСБ, бригад скорой медпомощи, БДП оказывается медпомощь по жизненным показаниям.
Пораженные АОХВ удушающего и нервно-паралитического действия нуждаются в эвакуации из очага на носилках
5. Пораженным стойкими или неизвестными АОХВ организуется проведение санитарной обработки;
6. Практически все пораженные нуждаются не только в первой медицинской, но и в первой врачебной помощи. Поэтому проводится ее приближение к очагу поражения. Пораженные с тяжелой и средней степенью тяжести нуждаются в госпитальной медпомощи и стацлечении.
7. После госпитализации пораженных организуется оказание им квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
8.Основным принципом организации медпомощи при массовом поражении является ЛЭО пораженных АОХВ по системе: очаг поражения - лечебное учреждение. При этом используются все находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические, санитарно - гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от их ведомственной принадлежности.
Оказание первой врачебной помощи организуется вне зоны химического загрязнения в безопасном районе и оказывается она в закрепленных за ХОО ЛУ здравоохранения. В случае большого числа потерь могут привлекаться формирования СМК (ПМГ, ПГ). Причем в 40% случаев данный вид медицинской помощи совмещается с медсортировкой; тяжелопораженным первая врачебная помощь оказывается в условиях развернутого функционального подразделения.
Квалифицированная и специализированная медицинская помощь пораженным АОХВ, организуется в тех медучреждениях, куда они были первично госпитализированы. Как правило, дальнейшей эвакуации пораженные не подлежат. Они лечатся до выздоровления, там же решаются вопросы их реабилитации. За ХОО, как правило закрепляется больница, которая специально подготавливается к работе по массовому приему и лечению пораженных с данного объекта.
В крупных городах большая роль по оказанию медпомощи и лечению пораженных АОХВ отводится центрам по лечению острых отравлений.
При поступлении в ЛУ пораженных нестойкими АОХВ отделение спецобработки не развертывается и спецобработка не проводится.
При стойких или неизвестных АОХВ все пораженные считаются загрязненными, а защитные мероприятия выполняются в полном объеме.
При проведении медсортировки пораженных в ЛУ, из очага химаварии, выделяют следующие группы пораженных:
• Тяжелопораженные, которые нуждаются в оказании медпомощи по жизненным показаниям, выведении из состояния нетранспортабельности и последующей эвакуацией в специализированные стационары для лечения;
• Пораженные средней тяжести - нуждаются в оказании медпомощи и лечении в данном ЛУ, куда они были первоначально госпитализированы;
• Легкопораженные – которые нуждаются в обсервации (срок одни сутки) или в амбулаторной помощи и направляемые под наблюдение в медицинские учреждения по месту жительства;
• Практически здоровые, не имеющие признаков отравления химическими веществами.
При поражениях АОХВ, в большинстве случаев мероприятия первой медицинской, доврачебной, первой врачебной и госпитальной помощи в основном одинаковы (меняется только перечень применяемых лекарственных средств).
Вопрос
«Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий».
На территории РФ в настоящее время функционирует порядка 400 «стационарных» РОО. РОО– это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии или разрушении которого может произойти облучение ионизирующим излучением людей, с/х животных, а также может произойти радиоактивное заражение объектов экономики и окружающей природной среды.
В результате аварийного выброса возможны следующие радиационные воздействия на население:
• внешнее облучение от радиоактивного облака и от радиоактивно загрязненных поверхностей земли, зданий, сооружений и др.;
• внутреннее облучение при вдыхании находящихся в воздухе РВ и при потреблении загрязненных радионуклидами продуктов питания и воды;
• контактное облучение за счет загрязнения РВ кожных покровов.
Радиационные аварии могут возникать:
1. На АЭС.
2. На хранилищах радиоактивных отходов. Например; аварийный выброс РВ на комбинате «Маяк» (Челябинск-40) в 1957 г. загрязнил участок местности шириной 9 км, длиной более 100 км. Было эвакуировано 10 700 чел. проживающих на этой территории. На заводе по переработке радиактивных отходов в Томске-7 6 апреля 1993 г. произошла авария., когда след радиоактивного облака шириной 9-10 км распространился на 100-120 км.
3. В промышленности, строительстве, исследовательских и медицинских учреждениях, использующих радиоактивные источники.
Аварии с такими источниками могут происходить без их разгерметизации и с разгерметизацией. В случае разгерметизации радиактивного источника возможно радиактивное загрязнение значительной территории. Так в г.Гояния (Бразилия) 12 сентября 1987 г. два человека обнаружили ампулу с порошком l37Cs. В результате разноса порошка в городе образовалось 7 относительно больших и до 50 мелких участков загрязнения. Загрязнению кожи и одежды, а также внутреннему облучению подверглись 249 чел., из числа которых у 129 развились острые радиационные поражения средней и тяжелой степеней тяжести, и 4 чел. погибли от острой лучевой болезни.
Особенностью аварии с радиоактивным источником является сложность установления факта аварии, часто подобная авария устанавливается после регистрации тяжелого радиационного поражения.
4. Загрязнение окружающей среды возможно при перевозках радиоактивного сырья.
По границам распространения РВ и последствиям радиационные аварии подразделяются на; локальные (в пределах объекта), местные (в пределах санитарно-защитной зоны объекта) и общие аварии.
Характерной особенностью следа радиоактивного облака при авариях на АЭС является: пятнистость и мозаичность загрязнения, обусловленная многократностью выбросов, разными метеоусловиями во время выброса, а также значительно более медленным снижением уровня радиации, чем при ядерных взрывах, за счет большего количества долгоживущих изотопов. По опыту Чернобыля установлено, что уровень радиации за первые сутки снижается в 2 раза, за месяц - в 5, за квартал - в 11, за полгода - в 40 и за год - в 85 раз.
К основным силам по ликвидации медико-санитарных последствий радиационных аварий в МЗ относятся:
1. Медучреждения и формирования ФМБА на базе которых создана «Специализированная служба экстренной медпомощи при радиационных, химических и других авариях». Эта служба осуществляет медико-санитарное обеспечение работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.
2. ЦГСЭН на федеральном, региональном и территориальном уровнях. В их составе функционируют радиологические лаборатории.
3. ВЦМК «Защита». В его составе имеется: отдел организации медпомощи при радиационных авариях и специализированная радиологическая бригада. Эти специальные подразделения ВЦМК «Защита» используются при радиационных авариях, последствия которых выходят за пределы зоны обеспечения предприятий и требуют участия территориальных органов здравоохранения.
4. Специализированный гематологический НИИ РАМН и другие учреждения Минздрава России.
Аварии на стационарных РОО и в пределах их санитарно-защитных зон ликвидируются силами ФМБА
Аварии, не связанные со стационарными РОО, как правило, бывают локального или местного масштаба и в ликвидации медико-санитарных последствий таких аварий принимают участие силы и средства ТЦМК, ВЦМК «Защита», а также силы и средства территориального здравоохранения.
Организация медико - санитарного обеспечения пострадавших от РВ включает:
• оказание доврачебной и первой врачебной помощи пораженным на месте поражения;
• лечение пораженных в специализированных ЛУ;
• амбулаторное наблюдение и обследование населения, находящегося в зонах радиационного загрязнения местности.
В очаге поражения сразу же после возникновения аварии доврачебная и первая врачебная помощь пораженным оказывается медперсоналом аварийного объекта и прибывающими бригадами скорой медпомощи МСЧ.
На первом этап медпомощь включает в себя:
· вывод (вывоз) пораженных из зоны аварии,
· проведение необходимой специальной обработки,
· размещение пострадавших в зависимости от условий в МСЧ или других помещениях,
· медицинскую сортировку,
· оказание первой врачебной помощи,
· подготовку к эвакуации
При сортировке лиц попавших зону радиоактивного заражения (поражения) выделяются две группы людей:
1-я группа - подлежащая направлению в ЛУ с определением очередности эвакуации и 2-я группа - остающаяся на амбулаторное наблюдение по месту проживания.
При небольшом числе пораженных, все они подлежат эвакуации в ближайшие после аварии сроки в специализированные (радиологические) ЛУ для диагностики и последующего стационарного лечения.
При значительном числе пораженных действует следующая схема:
• лица с ОЛБ I степени, не имеющие клинических проявлений болезни (облучение в дозе до 2 Гр), после купированных симптомов первичной реакции могут быть оставлены на амбулаторном лечении; это же относится и к получившим легкие местные поражения (доза мест. облучения до 12 Гр);
• лица, получившие облучение в дозе свыше 2 Гр, подлежат эвакуации в специализированные ЛУ не позднее исхода первых суток после облучения;
• в специализированных ЛУ при большом числе поступивших с крайне тяжелой и острейшей формами ОЛБ пациенты могут получать лишь симптоматическое лечение.
Важным разделом медико-санитарного обеспечения ликвидации последствий радиационных аварии является организация меднаблюдения за людьми, вынужденными находиться различное время в зонах радиоактивного загрязнения местности.
К этой категории относятся: ликвидаторы и население, остающееся в зонах радиоактивного загрязнения до эвакуации или до завершения эффективной дезактивации района проживания.
3 вопрос
«Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий ЧС на транспортных и дорожно-транспортных объектах».
МСО пострадавших при транспортных и ДТП (современная схема).
Транспортный травматизм в нашей стране является не только медицинской, но и социальной проблемой.
Среди всех транспортных происшествий - происшествия
на водном транспорте составляют - 3,9%,
на авиационном - 1,4%,
на железнодорожном - 0,5%.
дорожно-транспортные составляют 94,2%.
На дорогах в нашей стране ежегодно происходит около 230 тыс. ДТП, в которых гибнет, 30 - 32 тыс. человек, получают травмы 250-285 тыс. человек. Дорожно-транспортный травматизм является ведущей причиной смертности и госпитализации среди людей моложе 50 лет. Социально-экономический ущерб от ДТП, в 2007г. составил 294 млрд. руб.
В целях повышения безопасности дорожного движения в РФ, принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».(Утверждена пост. прав. № 100 20.02-06г.).Основная цель Программы – сократить на 10% количество ДТП и смертность пострадавших в 1,5 раза.
В реализации этой программы большое значение принадлежит СМК, а также муниципальным и территориальным органам здравоохранения.
Уровень смертности пострадавших при ДТП зависит от следующих причин:
1. Быстроты получения информации о ДТП. (Несв. информирование - 16%)
2. Умения оказывать первую помощь при ДТП (в 19% не умели ее оказать).
3. Времени начала оказания медпомощи (Задержка прибытия бригад скорой медпомощи на место происшествия – 35%).
4. Недостаточная профподготовка специалистов службы скорой помощи, во время оказания медпомощь при множеств. и сочетанных травмах – 20%.
5. Неполноценность автомоб. аптечек и стандартных медукладок –10%.
На госпитальном этапе это связано:
1. С недостаточной готовностью больниц, расположенных вдоль автотрасс. (Низкая укомплектованность ЛДО этих больниц хирургами, травматологами, нейрохирургами, анестезиологами – реаниматологами. В 40-55% больниц имеют по 1 такому специалисту, а почти каждый 2-ой поступающий имеет множественные или сочетанные травмы).
2. Недостаточное оснащение ЛУ современными приборами для ИВЛ, реанимации, интенсивного лечения и мониторинга или высокая степень их износа (55-77%).
3. Недостаточные профзнания многих специалистов этих больниц.
В соответствии с Федеральной программой «Повышение безопасности дорожного движения» и национальным проектом «Здоровье» в РФ создана система экстренного оказания медпомощи пострадавшим в ДТП.
Эта система включает в себя следующие компоненты:
1. Создание и совершенствование нормативно-правовой базы регламентирующей вопросы оказания медпомощи при ДТП (совместный приказ МЗ и СР, МВД и МЧС России «Об организации оказания медпомощи в догоспитальном периоде пострадавшим в ДТП».
2. Для экстренной организации оказания медпомощи пострадавшим в результате ДТП, созданы автоматизированные информационно-управляющие системы (АИУС) в ТЦМК, интегрированные в РСЧС (АИУС включает в себя мобильные комплексы оперативного управления, связи и телемедицины).
3. Систему обучение лиц оказывающих первую помощь пострад. при ДТП.
К этим лицам относятся: водители, сотрудники ДПС, сотрудники дорожных служб и другие лица, участвующие в ликвидации последствий ДТП. Такое методическое обучение организуют ТЦМК. Для этого разработаны учебные программы, оборудованы специальные учебные классы по оказанию первой помощи. В ТЦМК ЯО такой класс создан в 2008г. на 8 учебных мест, оснащен компьютерами, манекенами, тренажерами, учебными фильмами.
4. Своевременное оказание медпомощи пострадавшим в ДТП.
Это осуществляется за счет: немедленного прибытия бригад скорой медпомощи на место ДТП с последующей эвакуацией пострадавших в трассовые больницы (травмоцентры 2 го уровня), с использованием специальных реанимобилей и санитарных вертолетов.
С этой целью проведено заблагов. закрепление определенных участков автодорог за ЛУ, чтобы время прибытия бригад СМП было не более 40 мин.
В ближайшие годы авиационные технологии в эвакуации пострадавших в ДТП будет реализованы на 3-х трех федеральных дорогах (М-10 Москва - Санкт-Петербург, М-4 «Дон» и М-7 «Волга»). Для этого планируется задействовать 14 легких вертолетов( в 2011 году было пока только 5).
5. Создание 2-х уровневой системы оказания медпомощи при ДТП.
На первом уровне оказывается неотложная медпомощь на месте ДТП с последующей доставкой пострадавших в травмоцентры 2 уровня. В ЯО на федеральной дороге М-8 это - Переславская, Ростовская, Даниловская ЦРБ.
При необходимости пострадавших из травмоцентров 2 уровня эвакуируют, на современных реанимобилях, в травмоцентр 1 уровня, где оказывается высокоспециализированная медпомощь. В нашей области травмоцентром 1 уровня является больница им. Соловьева. По этой программе наша область получила 10 специальных реанимобилей.
6. Оснащение ЛУ, включенных в систему медпомощи на дорогах, современным диагностическим оборудованием (рентгеновскими томографами, дыхательной аппаратурой, приборами реанимации, интенсивного лечения и мониторинга за состоянием пострадавшего).
7. Спецподготовку, медперсонала ССМП, специалистов трассовых больниц и лиц сопровождения пострадавших в вертолетах.
Обеспечение радиосвязью медицинского работника вертолета с руководителем спасательных работ и приемным отделением медстационара, принимающего пострадавшего.
8. Разработку и совершенствование стандартов и лечебных технологий оказания медпомощи пострадавшим с различными видами травм.
Вопрос 4
«Медико – санитарное обеспечение при локальных вооруженных конфликтах и террористических актах».
Понятие «терроризм» произошло от латинского слова «terror» - страх, ужас. Определение терроризма дано в ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом».
Терроризм- насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Различают терроризм направленный (нацелен на конкретный объект, физическое лицо) и терроризм рассеянный (жертвами его становятся случайные лица).
Различают скрытые террористические акты, когда террористы стремятся не привлекать к ним внимания общественности (отравления, похищения неугодных лиц), и демонстративные, когда исполнители стремятся придать максимальный общественно-политический резонанс.
Терроризм классифицируется по:
Целям – физическое устранение политических оппонентов, устрашение гражданского населения, «акция возмездия», провоцирование военного конфликта и т.д.
Масштабам - преступление против личности, групповое убийство, диверсии по всей территории страны.
Способам террористических актов - применение огнестрельного оружия, организация взрывов и поджогов в городах, взятие заложников, уничтожение транспортных средств и т.д.
Сейчас понятия «терроризм» и «катастрофы» как никогда близко сошлись. Особенно если иметь в виду возможность терроризма с применением ОМП.
Система оказания медпомощи населению при террористических актах разработана ВЦМК «Защита» МЗ РФ, которая введена в практику совместным приказом МЗ и МЧС в 1999году. Эта система предусматривает:
1. Первоначально в зону террористического акта направляются дежурные бригады ближайших станций (отделений) скорой медпомощи. При их недостаточном количестве привлекаются дежурные бригады скорой медпомощи соседних станций.
При необходимости задействуются:
- резервные бригады скорой медпомощи,
- оперативные бригады центра по лечению острых отравлений и
- другие формирования СМК (ВСБ, БДП).
2. В зону теракта обязательно направляются бригады психиатрического профиля для оказания помощи населению с психосоматическими нарушениями.
3. Для приема пораженных в результате террористических актов в ЛПУ создается постоянный резерв госпитальных коек.
4. В зону теракта для организации работы медицинских сил направляется оперативная группа ТЦМК.
5. После оказания первой и доврачебной медпомощи, пострадавшие срочно эвакуируются санитарным или дополнительно выделенным транспортом в ближайшие ЛУ. Здесь им организуется и оказывается первой врачебной, квалифицированной, а при возможности и специализированной медпомощи.
6. Пораженные с наиболее сложными ранениями (заболеваниями), находящиеся в транспортабельном состоянии, могут эвакуироваться, главным образом авиационным транспортом, в клиники и больницы федерального уровня. Для этого ВЦМК «Защита» организует созданиерезерва госпитальных коек различного профиля.
7. При необходимости для усиления ЛУ, принявших пораженных из зоны террористического акта, ЦМК направляют БСМП, медикаменты и другое медимущество из состава резерва. ВЦМК «Защита» за счет Федерального бюджета содержит резерв медикаментов на 1500 пораженных, при ТЦМК за счет бюджета субъекта РФ содержит резерв медикаментов – на 500 пораженных,
8. При необходимости проводится усиление системы здравоохранения субъекта РФ, где совершен теракт, может осуществляться за счет сил и средств СМК Фед. уровня, для этого при ВЦМК «Защита» находятся в постоянной готовности к убытию в зону террористического акта оперативная группа штаба ВСМК, ПМГ, БСМП и консультанты.
9. Оперативное руководство ликвидации мед. последствий теракта на Федеральном уровне возложено на ВЦМК «Защита»
10. Идентификация трупов пораженных в ходе спасательных работ проводится специалистами бюро судебно-медицинской экспертизы совместно с сотрудниками МВД. Непосредственно в зоне спасательных работ развертывается площадка сбора трупов, на которой работает бригада, выделенная специально от бюро судмедэкспертизы.
Медработники в ходе своей профдеятельности, могут подвергаться опасностям по самым разным причинам - криминальным, политическим, военным. В последнее время участились нападений на сотрудников здравоохранения с целью похищения наркотических средств.
Сейчас появилась новая наука виктиология, главной задачей которой является обучение работников некоторых профессий, в том числе и медработников, как психологически правильно себя вести, адекватно реагировать на действия нападающих, не провоцировать последних на крайние меры.
Главным управлением МВД разработаны также «Методические рекомендации работникам системы здравоохранения о поведении в экстремальных ситуациях криминального характера».
Локальный вооруженный конфликт -это одна из форм разрешения противоречий с применением средств вооруженного насилия, при которомвооруженное столкновение ведется на ограниченной территории.
При локальных вооруженных конфликтах для оказания медицинской помощи используются силы и средства ВСМК, используется, как правило, двухэтапная система оказания медпомощи, причем идет постоянный рос роли авиационных транспортных средств в осуществлении медицинской эвакуации.
Это обусловлено особенностями современной боевой травмы, характеризующейся большой тяжестью и необходимостью в связи с этим быстрейшей эвакуации пораженных в условиях наименьшего травматизма в процессе транспортировки на этап квалифицированной медпомощи, а при наличии возможностей - на этап оказания специализированной медпомощи. Создание на борту комфортных условий размещения позволяет резко сократить перечень противопоказаний к эвакуации и уменьшить время доставки пострадавших на этапы оказания квалифицированной медпомощи.
Широкое применение авиационных средств для медэвакуации является одной из главных особенностей организации лечебно-эвакуационных мероприятий в условиях горного рельефа местности.
Снижения летальности и улучшения исходов лечения можно добиться путем совершенствования медпомощи, оказываемой на месте поражения. Есть такое понятие, как «медикализация» зоны ЧС, когда проводится отправка в зону ЧС групп медицинских работников оснащенные современным медоборудованием и медикаментами, для оказания высококвалифицированной медицинской помощи перед эвакуацией раненых. Особенно это дает положительный результат, когда невозможно использовать авиационный транспорт при эвакуации пострадавших.
Продолжение ТЕМЫ 8
«Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий ЧС природного характера (стихийные бедствия)»
Учебные вопросы:
1. Общая и медико-санитарная характеристика землетрясений
2. Основы организации медицинского обеспечения при ликвидации последствий землетрясений.
3. Общая и медико-санитарная характеристика топологических и метеорологических катастроф.
4. Основы организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий природных катастроф.
Введение
Территория России подвержена воздействию широкого спектра природных явлений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхождения, которые могут привести к различным природным катастрофам или СБ.
СБ -это разрушительное природное явление, возникающее часто внезапно, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, их гибель, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.
Наибольшую опасность из природных катастроф представляют землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы, сели, оползни и обвалы, цунами, лавины и лесные пожары.
Вопрос №1
«Общая и медико-санитарная характеристика землетрясений»
Землетрясение – это подземные толчки и колебания земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре. Землетрясения бывают тектонического, вулканического происхождения.
Ежегодно на планете происходит около 100 тыс. землетрясений, из которых люди ощущают около 10 тыс., а около 100 имеют катастрофический характер.
По разрушающему действию землетрясения схожи с действием ударной волны ядерного взрыва.
Участок земли, из которого исходят волны, называется центром, а точка, расположенная над ним на поверхности земли, - эпицентром землетрясения.
Сила землетрясения измеряется в условных единицах – МАГНИТУДАХ (землетрясение в 1 магнитуду приводит к смещению почвы на расстоянии от эпицентра в 100 км на 1 микрон). Увеличение силы землетрясения на 1 магнитуду приводит к увеличению энергии примерно в 30 раз, на 2 ед. в 900 раз и т.д. Шкала имеет 9-ть единиц.
Для характеристики событий происходящих на суше при землетрясении принята двенадцати бальная шкала Рихтера.
Землетрясения начинают ощущаться людьми в покое, интенсивностью в 2 –3 балла. Разрушения зданий в виде легких повреждений - тонкие трещины в штукатурке и в печах, осыпание побелки, возникают при интенсивность землетрясения в 5 баллов, значительные повреждения здания из кирпича получают при интенсивность землетрясения в 8 баллов, а дома со стенами из кирпича-сырца, самана полностью разрушаются (см. Таблицу по кодосхеме).
По тяжести медико-санитарных последствий землетрясения занимают ведущее место среди СБ. ( В прошлом веке на земном шаре в результате их погибло более 1,5 млн. чел., причиненный ущерб оценивается в 10 трлн. дол.)
Около 20% территории РФ также подвержена сейсмическому воздействию интенсивностью до 7 баллов и более 5% занимают чрезвычайно опасные 8-9 балльные зоны. Основными сейсмоопасными районами являются Северный Кавказ, Прибайкалье, Приморье, Сахалин, Камчатка и Курильские острова, где расположено более 100 городов и населенных пунктов, в которых проживает более 20 млн. россиян.
В России за последнее время произошло 2 землетрясения с катастрофическими последствиями это, Шикотанское 5 октября 1994 г. и Сахалинское 27 мая 1995 г., в результате которых погибло 2 тыс. чел.
При катастрофических землетрясениях соотношение безвозвратных и санитарных потерь колеблется от 1:15 (о. Ява) до 4:1 (Сахалин. Нефтегорск). По данным ряда авторов соотношение погибших, раненых и оставшихся без крова при крупных землетрясениях составляет в среднем 1:8:46.
Под завалами во время землетрясения до 60% тяжелопораженных погибает в течение первых суток и практически все - в течение 3 суток Пострадавшие средней и легкой степени тяжести начинают погибать с 4-х суток и 95% из них умирает на 5-6-е сутки.
I. В структуре санитарных потерь при землетрясениях преобладают различные травматические повреждения. Большой удельный вес занимают ушибы мягких тканей, повреждения конечностей, причем у половины пораженных имеет место повреждения костей, а также множественные травмы различной локализации. При землетрясении в Ашхабаде отношение легких травм к травмам средней тяжести и тяжелым составило - 6:1, в Армении - 1,6:1, то в Нефтегорске - 1: 2.
Причины травм при землетрясениях:
1. в 10% случаев травмы были получены в результате обвалов, обрушения стен и крыш зданий,
2. в 35% - от падающих конструкций, обломков зданий,
3. в 55% от неправильного поведения самих пораженных, необоснованных действий, обусловленных страхом и паникой.
II. Синдром длительного сдавления или краш - синдром.
В Ашхабаде он диагносцировался у 3,8% пострадавших, при землетрясении в Армении у 23,8%, в Нефтегорске у 29,0% пострадавших.
III. У большого числа людей во время землетрясения возникают различные психические расстройства.
Так острые реактивные состояния при 10 бальном землетрясении в г Скопле (Югославия 1963г.) отмечались почти у половины населения. У 20% жителей эти реакции длились до 2-3 ч, у 70% - до 1-5 сут. у 5% - от 5 суток до нескольких месяцев.
При 8 бальном землетрясении в Ташкенте в 1966 г. у 75 % населения отмечена реакция – как страх, длившаяся несколько часов, у 14% отмечены острые реактивные состояния, длившиеся до 1 сут. Считается, что в среднем до 10% населения в зоне землетрясения будет нуждаться в неотложной психоневрологической помощи и приеме транквилизаторов.
IV. Происходит увеличение числа соматических заболеваний или их обострение, требующие оказания медпомощи по неотложным показаниям (сердечная недостаточность, стенокардия, инфаркты миокарда, гипертонические кризы и т.п.).
V. При землетрясениях не исключается возможность комбинированных поражений, полученных в результате одновременного разрушения зданий, возникновения пожаров, повреждения химически опасных и взрывоопасных объектов, аварий на других предприятиях.
Величина санитарных потерь при землетрясениях зависит:
1. от силы и площади стихийного бедствия,
2. плотности населения в районе землетрясения,
3. внезапности и ряда других факторов.
Потери среди населения формируются в результате:
· Непосредственного и опосредованного воздействия на людей разрушений зданий и сооружений.
· Воздействие вторичных природных причин – оползни, цунами, лавины.
· Воздействие вторичных причин, связанных с деятельностью человека – пожары на газо - и нефтехранилищах, разрушение ХОО и РОО, электрических сетей.
· Возникновение различных заболеваний, в том числе и инфекционных.
Это связано с тем, чтов районах землетрясения население остается без жилищ, повреждаются водопроводные и канализационные системы, отключается электроэнергия. Все это можетсоздать напряженную эпидобстановку и привести к опасности возникновения вспышек различных инфекционных заболеваний.
Медико-тактическая обстановка в зоне землетрясения осложняется еще и тем, что из строя выходят многие ЛПУ, а также имеются потери среди медперсонала. Так, при землетрясении в Ташкенте из 140 медучреждений 118 получили повреждения, 22 полностью вышли из строя. При землетрясении в Армении было разрушено 250 медучреждений, из 36 больниц полностью разрушено 24, в аварийном состоянии находилось 97 поликлиник. Потери медперсонала в некоторых разрушенных городах составили около 70%.
И последнее, - в зоне землетрясения, из-за выхода из строя систем связи возникают значительные сложности в системе управления территориальным здравоохранением.
Вопрос № 2
«Основы организации медицинского обеспечения при ликвидации последствий землетрясений».
На организацию ЛЭО при ликвидации последствий землетрясений влияют:
1. Медико-санитарные последствия землетрясения (см. выше).
2. Организация спасательных работ в очаге и время прибытия в зону землетрясения спасателей. Согласно международной статистике, если спасатели войдут в зону землетрясения в течение первых 3 ч, то они могут спасти от гибели до 90% оставшихся в живых, через 6 ч число спасенных может составить всего уже 50%.
3. Возможности действующей в зоне землетрясения системы здравоохранения и величина потерь среди спасателей и медработников.
4. Наличие штатных средств, специально предназначенных для ЛЭО при землетрясениях.
При землетрясениях интенсивностью до 6 балов обычно используется система ЛЭО, существующая в обычных условиях; так называемая система «лечения на месте», т.к. за медпомощью может обратиться не более 1,5% жителей населенного пункта, подвергшегося воздействию землетрясения.
Начиная с 6 бального землетрясения, возникает необходимость выполнения ряда дополнительных мер, в том числе развертывание дополнительных коек в ЛУ за счет сил и средств здравоохранения территориального уровня.
Первая медицинская помощь пораженным в очаге землетрясения оказывается как правило в порядке само- и взаимопомощи, личным составом спасательных формирований вводимых в очаг, а также населением прибывающим из не пострадавших населенных пунктов.
При землетрясениях интенсивностью 7 баллов и более удельный вес пораженных, получивших первую помощь от жителей пострадавшего от землетрясения населенного пункта, как правило невелико. Это обусловлено в первую очередь большими потерями среди населения.
При землетрясениях в 7 и более балов возможности существующих в зоне землетрясения или вблизи от нее медучреждений могут оказаться недостаточными для оказания медицинской помощи всем пострадавшим, т.к. санпотери среди населения пострадавшего населенного пункта могут составить: при 7 бал. –13%, 8 бал. –23%, при более сильном землетрясении общие потери могут составить от 55 до 81% населения. При 7 бал. землетрясении травмы получает примерно каждый 7- 8 житель, при 8 бал. – уже каждый 3 – 4 житель.
Начиная с землетрясения силой 7- 8 балов начинают использоваться силы СМК регионального и территориальных уровней. Сама система оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи в зоне землетрясения создается как правило в течение ближайших 1-2 суток.
Для оказания пораженным при землетрясении первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи используются все ЛПУ, находящиеся на административной территории, на которой возникло землетрясение, независимо от их ведомственной принадлежности, а также формирования СМК территориального и ведомственного здравоохранения.
При землетрясениях, в 9 и более балов, практически все учреждения здравоохранения будут уничтожены или потеряют работоспособность, что заставляет эвакуировать значительную часть пострадавших на довольно большое расстояние от очага землетрясения, т. е. применяется система этапного лечения - с эвакуацией пораженных по назначению в специализированные ЛУ.
Для эвакуации, пораженных из очага поражения широко привлекается воздушный транспорт. Так при землетрясении на Сахалине (г.Нефтегорск) все пораженные, нуждавшиеся в госпитализации, поступили первоначально в больницу г. Охи, расположенную в 70 км от очага землетрясения. В дальнейшем более 51%, эвакуировалась в специализированные ЛУ других городов (26% в Хабаровск, по 12% - во Владивосток и в Южно-Сахалинск).
При эвакуации пострадавших из очага землетрясения необходимо:
• вблизи всех ЛУ, предназначенных для пострадавших, следует оборудовать посадочные площадки для вертолетов;
• на площадке для вертолетов, пристани, на аэродроме, если они находится на удалении от ЛУ, должен быть развернут медицинский пункт (эвакоприемник), в котором обеспечивается оказание нуждающимся первой врачебной медицинской помощи;
• перед погрузкой пораженных в транспортные средства в очаге землетрясения проводить контроль их состояния и выполнения необходимых неотложных мероприятий медицинской помощи;
• при эвакуации пострадавших на автомобильном транспорте на путях эвакуации следует организовать МРП, которые должны определять направления движения транспортных средств, с пораженными;
• особое внимание должно быть обращено на организацию сопровождения эвакуируемых пострадавших.
Вопрос № 3
«Общая и медико-санитарная характеристика топологических и метеорологических катастроф»