На прогулках с детьми рекомендуется использовать различные игровые и сказочные сюжеты, активизирующие детскую фантазию: оживление персонажей, динамизацию, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, педагог обращается к детям: "Давайте оживим дерево и спросим у него: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? Как ты будешь двигаться, покажи. А если налетит ветер, как изменятся твои движения?"
Итак, эко-гимнастика (Э.Г.) – отождествление себя с природным объектом и его пластическое выражение в виде упражнения. Э.Г. строится на образах, задаваемых воспитателем или на основе сказки, просмотренных картин или наблюдений детей. Э.Г. проводится как отдельное занятие либо в виде контрастных упражнений, включенных в другие занятия, в том числе, как момент релаксации на уроке или занятии ("спящая кошка").
Основные темы Э.Г. связаны с окружающим миром (воздух, свет, вода, человек, растение, насекомое, предмет, явление природы и др.).
Примеры. Представьте и покажите контрастные упражнения:
- На особенности объекта: высокая сосна, а теперь - маленький кустик;
- На действия объекта: сильный ветер, вздымающий волны, легкий ветерок, колыхающий цветок;
- На изображение характера объектов: облачного (огненного, деревянного и т.п.) прыгающего человечка; фонарь, который то светится, то гаснет; летящую и замирающую бабочку и др.).
· Технология создания эко-игр, игр на развитие внимания, саморегуляции, релаксации
Прежде всего, необходимо понять, что игры – модель человеческих отношений, в которых дети усваивают в легкой, занимательной форме нравственные ценности и базовые знания. Игры - школа уважения и заботы об окружающей среде, школа доброжелательности, гармонизации характеров, уважения к личности другого, эмпатии и взаимоприятия. Они не менее чем детям, нужны и подросткам. Через игры устанавливается необходимый контакт для дальнейшего сотворчества. Игры проводятся на учебных занятиях, на уроках, помогая развить внимание и саморегуляцию. Игры способствуют созданию условий для развития индивидуального и коллективного творчества, гармонизации взаимодействия в команде, снятие стрессов и психоэмоционального напряжения.
В играх, которые нами созданы или используются на наших занятиях, важным моментом является включение элементов саморегуляции и внимания. Такие игры – основа успешной жизни каждого взрослого человека. И развивать эти качества необходимо с раннего детства. В клубе-мастерской участники создают свои игры на основе базовых игр – это является основой технологии создания игр.Среди них следующие направления:
· «Актеры и режиссер»(на внимание и саморегуляцию).
· «Точки и линии» (на развитие творческого мышления и выразительности пластики).
· «Веселая компания» (на внимание).
· Дыхательные эко-игры и упражнения.
· Коммуникационные игры (салочки дружелюбия).
· Игры на развитие эмпатии («Повтори за мной», «Хвалилки», игры на Дарение и др.).
· Командные эко-игры и танцевальные эко-турниры.
Их особенности:
- они являются многофункциональными, включающими в себя развитие творческого мышления, творческих способностей, развитие коммуникации, саморегуляции, внимания и др.;
- рассматриваются как комбинации пластических образов человека, животного, насекомого, птицы или явления природы.
Приведем описание ролевой эко-игры «Дельфины» (д/сад №1412).
«Ролевая эко-игра - чудесный инструмент развития творчества ребенка. И какое наслаждение наблюдать за "рождением" этого творчества.
…Движения 5-летнего Антона завораживали. Он мягко кружился на месте, постепенно продвигаясь к берегу. Антон играл дельфина. Удивляло его лицо: строгое, погруженное в себя, наполненное внутренним достоинством. Ни дети, ни воспитатели никогда не видели Антона таким величественным... Это было искусство. Искусство, рожденное необъяснимой силой. Искусство перевоплощения.
Дельфина на берегу ждали дети. Таковы были правила игры: "дельфин плыл к своим друзьям, чтобы с ними играть, катать их в море (как хорошо, что у детей есть эта вера в игру). Маленькие Илюша и Даша (им по три года) тихо сидели и наблюдали за приближающимся "дельфином". Антон взял их за руки и повел за собой. И все увидели, что в нем проснулось какое-то новое чувство. Это была нежность, забота, то, что называют любовью. Настоящее и сильное чувство единения.
Дети дали нам всем этот урок, подарив навсегда запоминающийся образ: Антон — величественный, заботливый, а за ним — малыши — тихие и доверчивые».