Современному человеку, живущему в условиях стрессов, и, в особенности, ребенку свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, или, наоборот, апатия, упадок сил. Взрослые жалуются на неуправляемость ребенка, его конфликтность c окружающими, пониженную коммуникабельность, капризность, склонность к бурному выражению негативных эмоций. Однако те же проблемы часто возникают не только у ребенка, но и у взрослого (родителя и педагога).
Также говоря о стрессе, можно сказать, что это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Избежать стресса практически невозможно, и каждый из нас рано или поздно испытывает их. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает, точнее - не живет. Если же говорить о негативных последствиях стресса, то его основные признаки обычно проявляются в ощущениях усталости, раздражении, ухудшении работоспособности, повышенной восприимчивости к болезням. Чрезвычайно страдают от стресса мышцы. В состоянии стресса наши мышцы постоянно напряжены, и это негативно влияет на все жизненно важные органы, нервную систему, кожу и костно-суставный аппарат человека. Если "стресс" - это напряжение, то "релаксация" (от лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения.
Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызванной комфортными упражнениями эко-гимнастики-саморегуляции, являющейся разновидностью танцевально-терапевтической практики и релаксации.
Каждому из упражнений дается образное природосообразное название, это увлекает участников. Они выполняют упражнения, не просто подражая ведущему, а как настоящие артисты, перевоплощаясь, входя в заданный образ природы. Опыт показывает, что в результате применения подобных упражнений у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными, а если в упражнениях участвовали мамы с детьми, то в семье происходит гармонизация атмосферы. Значимость подобных упражнений отмечается учеными и практиками.
«В процессе релаксации активизируется вся лимбическая система, а, следовательно, происходит коррекция всех участков и областей головного мозга, при условии систематического применения данного метода. Новым для педагогики становится метод релаксации и обучение умению расслабиться, как эффективный способ самоуправлениия, а также:
· укрепления нервной системы, улучшения психического и физического здоровья;
· приобретения уверенности в себе;
· гармонизации левого и правого полушария и тем самым достижения гармоничного взаимодействия сознания и подсознания;
· повышения работоспособности;
· достижение творческого вдохновения, когда все задачи решаются просто и легко».
От здоровья педагога к здоровью детей
В представленной технологии личность педагога как субъекта педагогического процесса проявляется в его ориентации на здоровье, экологию и творчество, проявляется в его стремлении к самосовершенствованию как в личной жизни, так и педагогической деятельности.
В этом контексте саморазвитие и самооздоровление педагога-педагога можно рассматривать как неотъемлемое условие саморазвития и оздоровления воспитанника, поскольку научить может знающий, передать опыт – его имеющий, наполнить ценностями – обладающий ими.
Приобщаясь к культуре и экологии здоровья, педагог формирует у себя установку на уникальность жизни и ценность психического и физического здоровья человека.
Педагог должен не только прививать ребенку умение сохранять свое физическое и психологическое здоровье в потоке роста информации и стрессов, закреплять в сознании радостное ощущение ценности жизни и природы, защищенности, свободы самовыражения и сохранения достоинства, но также ему необходимо научиться владеть собой, избегать разрушительного воздействия отрицательных эмоций, то есть формировать экологичное здоровьетворящее мышление, которое направлено на достижение согласия с самим собой и окружающим миром. Такое сознание позволяет контролировать воображение и эмоции, способно уменьшить внутренний конфликт и внутреннюю напряженность, снять стресс и, соответственно, предотвратить развитие психосоматических заболеваний и профессионального выгорания.
Развитие здоровьетворящего экологического мышления педагога предусматривает расширение кругозора и внутренней культуры, так как основано на знаниях психологии личности, заложено в основу профессионального мастерства и отражается в реальном поведении, в состоянии здоровья, отношении к природе.
Приобретаемый педагогом индивидуальный опыт по сбережению собственного здоровья на определенном этапе начинает трансформироваться в социально-культурно-экологогический, то есть приобретать общественную культурно-экологическую значимость: учитель способен дать новые идеи о ценности культуры экологии здоровья, предложить здоровьесохраняющие образцы и нормы поведения, то есть, в конечном счете, стимулировать здоровьесберегающую деятельность учеников.
Культура экологии здоровья педагога представляется в нескольких ракурсах:
– как фактор физического и психологического здоровья, свидетельствующий о высокой работоспособности и профессиональном долголетии;
– как фактор профессиональной деятельности, обеспечивающий творческое саморазвитие педагога;
– как фактор учебно-педагогического процесса, формирующий культуру здоровья у воспитанников;
- как фактор безопасности основ жизнедеятельности и сохранения окружающей среды.
Содержание экологической гимнастики-саморегуляции
Упражнения эко-гимнастики дают возможность детям и педагогам повысить жизненный тонус, снять стрессовое состояние, восстановить душевное равновесие, а детям укрепить здоровье, развить воображение и творческое мышление. Упражнения эко-гимнастики проводятся в формате от 5 минут до 45 минут, как в помещении, так и на улице. В рамках эко-гимнастики проводятся всевозможные творческие конкурсные программы и турниры.
Данная технология представляет собой креативную игровую гимнастику, построенную на близких и понятных образах природных явлений (облаках, ветрах, воде, огне и др.), на образах животных и птиц, насекомых и рыб, сказочных персонажей. Она проводится педагогом-воспитателем с детьми в помещении (под музыку и без музыки, как релаксационные паузы на уроке-занятии или как самостоятельный комплекс), а также на улице, во время прогулки. С ее помощью можно научиться двигаться, не уставая, двигаться гармонично, красиво и естественно.
Природа дарит детям и взрослым через эко-гимнастику свое многообразие и богатство. Она помогает оставаться в тонусе, а также научиться расслабляться. Доказано, что естественное расслабление необходимо для поддержания здоровья и динамического равновесия в организме. Это способ, с помощью которого можно снять нервное напряжение и усталость, а значит избавиться от симптомов, которые обычно сопровождают стресс. При этом релаксация должна быть полной – как мышечной, так и психической, а в движении это делать и легче, и приятнее. Человек раскрепощенный, пластичный, легкий в движении формирует вокруг себя гармоничное пространство.
В эко-гимнастике важное значение придается образности и осмысленности движения. Только в этом случае значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, на развитие творческого мышления, на эмоциональную и социальную деятельность ребенка.
Эко-гимнастика состоит из двух разделов: разминочно-оздоровительный раздел и творческий раздел.
В разминочно-оздоровительном разделе могут быть использованы разнообразные здоровьесберегающие техники: игры-саморегуляции, гимнастика, самомассаж, оздоровительный бег (в том числе, на месте), йога, аутотренинг, цигун, танцетерапия, фитнес и др.
В творческом разделе нужно придумать новые упражнения, игры, сюжеты сказок или историй, показать их, сделать к ним рисунки и т.п.
Примерная тематика упражнений:
· Упражнения Воды: изобрази ручей, пруд, море, водопад, океан, дождь и др.;
· Упражнения Огня: изобрази солнце, свеча, костер, игры огня и др.;
· Упражнения Земли: изобрази жизнь растений, жизнь насекомых, жизнь животных, птиц, рыб, игры с минералами и др.
· Сказочная гимнастика (с использованием образов сказочных персонажей).
Особенности эко - гимнастики:
· В упражнениях участникам нужно выражать характерные признаки персонажа (тяжелый как слон, легкий как облако, струящийся ручеек, неподвижная гладь пруда и т.п.).
· Участникам нужно уметь мгновенно поставить точку при движении, «замереть» по команде, что стимулирует развитие саморегуляции благодаря смене процессов торможения и возбуждения.
· Эко-гимнастика стимулирует развитие творческого мышления и креативности благодаря возможности создавать новые упражнения.
· Эко-гимнастика позволяет включать в жизнедеятельность детей релаксационные паузы;
· Вместе с детьми упражнения выполняет сам взрослый, который своим примером вдохновляет детей.