Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

От здоровья педагога к здоровью детей



Экологическая гимнастика-саморегуляция

(разработка Друбецкой Л.А.)

Современному человеку, живущему в условиях стрессов, и, в особенности, ребенку свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, или, наоборот, апатия, упадок сил. Взрослые жалуются на неуправляемость ребенка, его конфликтность c окружающими, пониженную коммуникабельность, капризность, склонность к бурному выражению негативных эмоций. Однако те же проблемы часто возникают не только у ребенка, но и у взрослого (родителя и педагога).

Также говоря о стрессе, можно сказать, что это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Избежать стресса практически невозможно, и каждый из нас рано или поздно испытывает их. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает, точнее - не живет. Если же говорить о негативных последствиях стресса, то его основные признаки обычно проявляются в ощущениях усталости, раздражении, ухудшении работоспособности, повышенной восприимчивости к болезням. Чрезвычайно страдают от стресса мышцы. В состоянии стресса наши мышцы постоянно напряжены, и это негативно влияет на все жизненно важные органы, нервную систему, кожу и костно-суставный аппарат человека. Если "стресс" - это напряжение, то "релаксация" (от лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения.

Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызванной комфортными упражнениями эко-гимнастики-саморегуляции, являющейся разновидностью танцевально-терапевтической практики и релаксации.

Каждому из упражнений дается образное природосообразное название, это увлекает участников. Они выполняют упражнения, не просто подражая ведущему, а как настоящие артисты, перевоплощаясь, входя в заданный образ природы. Опыт показывает, что в результате применения подобных упражнений у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными, а если в упражнениях участвовали мамы с детьми, то в семье происходит гармонизация атмосферы. Значимость подобных упражнений отмечается учеными и практиками.

РовинскаяHYPERLINK "http://festival.1september.ru/authors/106-453-503" Оксана Анатольевна, психолог:

«В процессе релаксации активизируется вся лимбическая система, а, следовательно, происходит коррекция всех участков и областей головного мозга, при условии систематического применения данного метода. Новым для педагогики становится метод релаксации и обучение умению расслабиться, как эффективный способ самоуправлениия, а также:

· укрепления нервной системы, улучшения психического и физического здоровья;

· приобретения уверенности в себе;

· гармонизации левого и правого полушария и тем самым достижения гармоничного взаимодействия сознания и подсознания;

· повышения работоспособности;

· достижение творческого вдохновения, когда все задачи решаются просто и легко».

От здоровья педагога к здоровью детей

В представленной технологии личность педагога как субъекта педагогического процесса проявляется в его ориентации на здоровье, экологию и творчество, проявляется в его стремлении к самосовершенствованию как в личной жизни, так и педагогической деятельности.

В этом контексте саморазвитие и самооздоровление педагога-педагога можно рассматривать как неотъемлемое условие саморазвития и оздоровления воспитанника, поскольку научить может знающий, передать опыт – его имеющий, наполнить ценностями – обладающий ими.

Приобщаясь к культуре и экологии здоровья, педагог формирует у себя установку на уникальность жизни и ценность психического и физического здоровья человека.

Педагог должен не только прививать ребенку умение сохранять свое физическое и психологическое здоровье в потоке роста информации и стрессов, закреплять в сознании радостное ощущение ценности жизни и природы, защищенности, свободы самовыражения и сохранения достоинства, но также ему необходимо научиться владеть собой, избегать разрушительного воздействия отрицательных эмоций, то есть формировать экологичное здоровьетворящее мышление, которое направлено на достижение согласия с самим собой и окружающим миром. Такое сознание позволяет контролировать воображение и эмоции, способно уменьшить внутренний конфликт и внутреннюю напряженность, снять стресс и, соответственно, предотвратить развитие психосоматических заболеваний и профессионального выгорания.

Развитие здоровьетворящего экологического мышления педагога предусматривает расширение кругозора и внутренней культуры, так как основано на знаниях психологии личности, заложено в основу профессионального мастерства и отражается в реальном поведении, в состоянии здоровья, отношении к природе.

Приобретаемый педагогом индивидуальный опыт по сбережению собственного здоровья на определенном этапе начинает трансформироваться в социально-культурно-экологогический, то есть приобретать общественную культурно-экологическую значимость: учитель способен дать новые идеи о ценности культуры экологии здоровья, предложить здоровьесохраняющие образцы и нормы поведения, то есть, в конечном счете, стимулировать здоровьесберегающую деятельность учеников.

Культура экологии здоровья педагога представляется в нескольких ракурсах:

– как фактор физического и психологического здоровья, свидетельствующий о высокой работоспособности и профессиональном долголетии;

– как фактор профессиональной деятельности, обеспечивающий творческое саморазвитие педагога;

– как фактор учебно-педагогического процесса, формирующий культуру здоровья у воспитанников;

- как фактор безопасности основ жизнедеятельности и сохранения окружающей среды.

 

Содержание экологической гимнастики-саморегуляции

Упражнения эко-гимнастики дают возможность детям и педагогам повысить жизненный тонус, снять стрессовое состояние, восстановить душевное равновесие, а детям укрепить здоровье, развить воображение и творческое мышление. Упражнения эко-гимнастики проводятся в формате от 5 минут до 45 минут, как в помещении, так и на улице. В рамках эко-гимнастики проводятся всевозможные творческие конкурсные программы и турниры.

Данная технология представляет собой креативную игровую гимнастику, построенную на близких и понятных образах природных явлений (облаках, ветрах, воде, огне и др.), на образах животных и птиц, насекомых и рыб, сказочных персонажей. Она проводится педагогом-воспитателем с детьми в помещении (под музыку и без музыки, как релаксационные паузы на уроке-занятии или как самостоятельный комплекс), а также на улице, во время прогулки. С ее помощью можно научиться двигаться, не уставая, двигаться гармонично, красиво и естественно.

Природа дарит детям и взрослым через эко-гимнастику свое многообразие и богатство. Она помогает оставаться в тонусе, а также научиться расслабляться. Доказано, что естественное расслабление необходимо для поддержания здоровья и динамического равновесия в организме. Это способ, с помощью которого можно снять нервное напряжение и усталость, а значит избавиться от симптомов, которые обычно сопровождают стресс. При этом релаксация должна быть полной – как мышечной, так и психической, а в движении это делать и легче, и приятнее. Человек раскрепощенный, пластичный, легкий в движении формирует вокруг себя гармоничное пространство.

В эко-гимнастике важное значение придается образности и осмысленности движения. Только в этом случае значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, на развитие творческого мышления, на эмоциональную и социальную деятельность ребенка.

Эко-гимнастика состоит из двух разделов: разминочно-оздоровительный раздел и творческий раздел.

В разминочно-оздоровительном разделе могут быть использованы разнообразные здоровьесберегающие техники: игры-саморегуляции, гимнастика, самомассаж, оздоровительный бег (в том числе, на месте), йога, аутотренинг, цигун, танцетерапия, фитнес и др.

В творческом разделе нужно придумать новые упражнения, игры, сюжеты сказок или историй, показать их, сделать к ним рисунки и т.п.

 

Примерная тематика упражнений:

· Упражнения Воды: изобрази ручей, пруд, море, водопад, океан, дождь и др.;

· Упражнения Воздуха: изобрази ветер, роза ветров, ураган, смерч и др.;

· Упражнения Огня: изобрази солнце, свеча, костер, игры огня и др.;

· Упражнения Земли: изобрази жизнь растений, жизнь насекомых, жизнь животных, птиц, рыб, игры с минералами и др.

· Сказочная гимнастика (с использованием образов сказочных персонажей).

Особенности эко - гимнастики:

· В упражнениях участникам нужно выражать характерные признаки персонажа (тяжелый как слон, легкий как облако, струящийся ручеек, неподвижная гладь пруда и т.п.).

· Участникам нужно уметь мгновенно поставить точку при движении, «замереть» по команде, что стимулирует развитие саморегуляции благодаря смене процессов торможения и возбуждения.

· Эко-гимнастика стимулирует развитие творческого мышления и креативности благодаря возможности создавать новые упражнения.

· Эко-гимнастика позволяет включать в жизнедеятельность детей релаксационные паузы;

· Вместе с детьми упражнения выполняет сам взрослый, который своим примером вдохновляет детей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.