Попадая в толпу индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств определяет его поведение в толпе.
Свойства человека толпы:
1) пониженный самоконтроль – снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения и возрастает зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию;
2) потеря индивидуальности и единение человека с толпой – люди в толпе постепенно утрачивают индивидуальные цели и намерения, происходит уравнение их психологических проявлений, их поведение становится похожим друг на друга. Индивиды, составляющие толпу вне зависимости от их образа жизни, занятий, характера и мыслительных способностей превращаясь в толпу образуют коллективную душу, заставляющую их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Толпа как система, состоящая из отдельных элементов (индивидов), объединенных вместе приобретает те качества, которые не были свойственны ни одному её элементу (индивиду) в отдельности;
3) бездуховность – приобретая коллективную душу, человек как бы теряет свою;
4) инстинктивность – преобладание инстинктивных желаний над волей, чему в немалой степени способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. Наблюдается социальная деградация личности;
5) анонимность – индивидуальность человека теряется в «безликой массе», человек как бы оказывается в толпе безымянным. Анонимность создает ложное ощущение независимости от каких-либо связей, его руки «развязываются»;
6) безответственность – утрата чувства ответственности, являющегося сдерживающим началом для индивида;
7) неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями;
8) снижение интеллектуальных качеств личности – толпа как бы уравнивает интеллект всех входящих в неё личностей взятых вне толпы;
9) не критичность мышления – воспринимаемая информация и собственное поведение индивида оцениваются им по заниженным нормам;
10) особенности переработки информации человека толпы заключаются в том, что он легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, приэтом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи;
11) бессознательность – в толпе происходит растворение сознательной личности. Человек толпы действует, не осознавая истинных мотивов опасности, жестокости, несправделивости и ужасности своих действий;
12) повышенная внушаемость – человеку толпы свойственна большая доверчивость к необычной информации, заведомо невыполнимым обещаниям, он может следовать невероятным, абсурдным призывам, лозунгам;
13) повышенная активность – обусловлена мобилизацией всех ресурсов индивида, благодаря чему в толпе человек может проявить такие физические качества, которые недоступны ему вне толпы (быстро бежать, поднять что-то тяжелое, высоко прыгнуть и т. д.);
14) чувство всемогущества и неодолимой силы, также способствует тому, что индивид поддаётся скрытым инстинктам;
16) состояние человека в толпе близко к гипнотическому трансу;
17) немотивированность поведения – индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересам толпы;
18) повышенная эмоциональность восприятия всего, что человек видит и слышит вокруг себя. Однако, человек не замечает оттенков, он воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.
Психология слухов
Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения.
Модель психологического воздействия слухов включает:
1) источник слуха;
2) субъект психологического воздействия – индивид передающий слух;
3) собственно слух;
4) объект психологического воздействия – индивид воспринимающий слух.
Этапы психологического воздействия слухов:
1) операционный – воздействие субъекта;
2) процессуальный – принятие (непринятие) воздействия объектом;
3) результат воздействия слуха – последствия перестройки психики объекта.
Слухи оказывают воздействие на центральную нервную систему, вызывая повышенную напряженность, стресс, астенические психические состояния, вплоть до истерики.
Виды слухов:
1) по достоверности:
а) абсолютно недостоверные;
б) недостоверные с элементами правдоподобия;
в) правдоподобные;
г) достоверные с элементами неправдоподобия.
2) по экспрессивности:
а) слух-желание;
б) пугающий слух;
в) агрессивный слух.
3) по происхождению:
а) стихийные;
б) умышленно сфабрикованные:
› первичные – изначально сфабрикованные слухи;
› вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами.
4) по силе влияния:
а) будоражащие групповое мнение;
б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;
в) разрушающие связи между лицами и группами.
Факторы, способствующие распространению слухов:
1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);
2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;
3) недоверие к информации властей;
4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);
5) общая усталость, изнурение;
6) подтверждение предыдущих слухов;
Мотивы распространения слухов:
1) потребность в самоутверждении – наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею;
2) чувство солидарности – стремление предупредить людей о грозящей их опасности;
3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями;
4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников;
5) подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку;
6) стремление выйти в лидеры;
7) желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор.
Социально-психологические особенности восприятия слухов:
1) стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон;
2) стремление спасаться вместе со всеми;
3) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности;
4) одобрение слуха большинством;
5) легкая внушаемость и заражаемость части людей;
6) низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха.
Функции слухов:
1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;
2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;
3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;
4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.
Последствия слухов:
1) рост напряженности;
2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности;
3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;
4) снижение работоспособности;
5) увеличение конфликтов
6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.
Психология паники
Паника (греч. panikon – безотчетный ужас) – это состояние массового страха при явной или мнимой угрозе.
Характеристики паники:
1) возникает в больших по численности группах;
2) вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;
3) возникает стихийно и неорганизованно;
4) свойственна поведенческая неопределенность людей (состояние растерянности, неясности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).
Виды паники:
1) по охвату людей:
а) массовая – охватывает большие массы людей (при пожарах, наводнениях и т. д.);
б) индивидуальная – паника отдельного человека (студента перед экзаменом, женщины перед родами);
2) по характеру:
а) аффективная паника – групповая реакция, регулируемая мгновенно охватившими людей сильными чувствами ужаса и страха. Начинается с индивидуальной паники отдельных истерических, высоко внушаемых личностей (паникеров), которые заражают паническими настроениями других людей. Характерно состояние острого психоза, истерии, не контролируемого поведения, туманное восприятие окружающего;
б) поведенческая паника (панические настроения) – это эмоционально продиктованные осмысленные решения и действия, которые не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающих к ним. Развивается и затухает постепенно. Возникает не в толпе, а среди населения или его отдельных групп.
Формы проявления паники:
1) массовое бегство – это неосознанное бегство людей от мнимой или реальной опасности;
2) панические настроения – это психологические состояния отдельных лиц или целых классов, слоев общества, при котором меняется соотношение между ориентирующими и регулирующими компонентами, эмоциональным и рациональным. Поведение становится подвержено случайным стимулам и плохо предсказуемо;
3) экономическая паника чаще всего встречается на банковских биржах, в силу чего наблюдается либо неимоверный наплыв вкладчиков, либо финансовый кризис, при инфляции, повышении цен и смене экономического уклада жизни в стране.
Факторы, способствующие развитию паники:
1) атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей;
2) опасности, которая в случае свершения грозит человеку смертью, увечьем или потерей имущества;
3) кратковременность ситуации для принятия решения, от которого многое зависит;
4) необходимости действовать без осознанного плана;
5) наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов;
6) большое количество людей, подверженных панике;
7) некоторые непредсказуемые физические, психические и социальные факторы (стечение обстоятельств).
Факторы препятствующие панике:
1) социально-демографические особенности:
а) высокий уровень образованности;
б) имущественный статус;
в) мужской пол;
г) взрослый возраст;
2) психологические свойства личности (критичность мышления, уверенность в себе, пониженная внушаемость).
Развитие паники:
1) появление стимула к панике;
2) сильная эмоциональная реакция отдельных индивидов, которые начинаю метаться и сеять панику;
3) эмоциональное заражение окружающих, которые также приходят в паническое движение;
4) всеобщая паника, которая сопровождается криками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бегстве;
5) восстановление спокойствия в результате поредения толпы и потери сил, апатия.
Способы предотвращения паники:
1) на первом этапе – громкое и властное убеждение;
2) на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей;
3) на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупредительного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий).
Психология власти
Власть – это возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают (объект власти), обязан повиноваться тому, кто приказывает (субъект власти).
Для власти обязательно:
1) наличие не менее двух партнеров;
2) подчинение объекта приказу субъекта власти;
3) наличие общественных норм, устанавливающих, право субъекта власти отдавать приказы и обязанность объекта власти им подчиняться.
Виды власти:
1) власть принуждения строиться на страхе наказания субъектом объекта влияния, лишением его каких-либо благ, что нередко выступает для человека в качестве мотивационной силы, побуждая его действовать соответствующим образом. Однако, злоупотребление наказаниями негативно влияет на социально-психологический климат коллектива, ведет к возникновению у подчиненного лица негативного отношения к руководителю, к сокрытию своего неподчинения и неудач, взаимному недоверию руководителя и подчиненного;
2) власть вознаграждения базируется на способности субъекта власти каким-либо образом наградить объект власти в случае достижения им позитивных итогов деятельности последнего. Причем, это может быть как материальное вознаграждение (премия, подарок), так и признание, похвала, продвижение по служебной лестнице, более высокий разряд, получение нового рабочего инструмента, интересное трудное задание, заграничная командировка и т. д. Однако, и в этом случае присутствует элемент страха наказания в случае невыполнения работы в срок;
3) экспертная власть возникает в результате приписывания субъекту влияния значительного превосходства в знаниях или опыте. Так, мы обычно доверяем врачу или юристу, поскольку за этими советами стоят годы профессионального обучения и соответствующей практики, хотя можем не понимать всех их объяснений. Для данного типа власти характерно распространение силы власти за пределы данной специфической сферы: признавая высокую компетентность какого-либо специалиста в какой-то конкретной области, мы порой полагаем, что он является столь же компетентным и в других областях. В случае возникновения недоверия к источнику такой власти возникает «эффект бумеранга» – человек стремится поступать противоположным образом в ответ на воздействие такого лица;
4) информационная власть проистекает из убедительного содержания какого-либо сообщения самого по себе и не зависит ни от личности субъекта влияния, ни от характера его взаимоотношений с объектом. Данный тип власти может приводить к серьезным внутренним, устойчивым изменениям убеждений, установок или ценностей объекта власти;
5) референтная власть базируется на идентификации объекта с субъектом влияния, на чувстве общности с ним. При этом субъект влияния воспринимается как образец для подражания, которому объект внимания стремится подражать. в негативных формах. Референтное влияние может проявляться в случае, когда субъект влияния нам несимпатичен («эффект бумеранга»);
6) легитимная власть основана на убеждении объекта в законности власти субъекта и своей обязанности подчиняться ему. Выделяют:
а) легитимную власть взаимности – основана на стремление «дать, чтобы взять» (например, взяточничество);
б) легитимная власть справедливости основана на убеждении в справедливости своих действий («Я это заработал»);
в) легитимная власть ответственности (или зависимости) основана на том, что субъект принуждает объекта помочь или прислушаться к нему, так как он – сильный и должен помогать слабому. Обычно используется теми людьми, которые чувствуют недостаточность у себя других форм власти.
Различные виды власти взаимосвязаны. Использование одного типа власти может сильно повлиять на другие.