Сравнительное правоведение - учебная дисциплина, предметом изучения которой является система научных знаний о правовых системах современности.
Основная цель преподаваемого курса – предоставить студентам систему знаний об устойчивых закономерностях возникновения, развития и функционирования правовых элементов и явлений, существующих в различных правовых системах; способствовать развитию самостоятельного правового мышления, широкого кругозора и профессиональной эрудиции будущих юристов.
В процессе изучения предмета перед студентами ставятся задачи:
· изучения различных правовых систем современности, тенденций и закономерностей общеправового развития;
· овладение приемами сопоставления и оценки правовых систем современности.
Достижение цели обеспечивается системным последовательным изучением курса во всех организационных формах учебного процесса.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
· основные понятия, используемые в сравнительном правоведении;
· значение и функции сравнительного правоведения;
· особенности предмета сравнительного правоведения;
· теорию сравнительно-правового метода;
· историю сравнительного правоведения;
· характеристики основных правовых систем современности;
· общие тенденции и особенности развития основных правовых систем современности.
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
· анализировать явления правовой действительности с позиций исторического, естественно-правового, нормативно-позитивистского и социологического видения права;
· оценивать национальные правовые институты и правовую систему в целом через призму других правовых систем;
· исследовать нормативные источники различных правовых систем по конкретным правовым проблемам, преимущественно на уровне отраслей и институтов права;
· собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по проблемам сравнительного правоведения.
· владеть навыками нормативного и функционального сравнительно-правового исследования правовых систем и их групп, отраслей права, правовых институтов и норм, юридической практики и правовых доктрин.
В целом изучение курса дает студентам возможность, используя полученные знания и приобретенные умения, оценить взаимовлияние правовых систем современности и творчески использовать оправдавший себя зарубежный опыт развития отдельных правовых институтов и отраслей.
Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.
Изучение сравнительного правоведения основывается на знаниях общей теории права, истории государства и права, истории политических и правовых учений.
Структура содержания учебной дисциплины.
В основе структурирования содержания учебной дисциплины положен принцип, который предполагает разбивку теоретического материала на относительно самостоятельные учебные разделы и темы. По каждому разделу, в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций, преподавателем проектируются и реализуются определенные педагогические технологии. В данном случае, это представление теоретического материала в виде лекций с использованием презентационного материала, выступления студентов на семинарах по разработанным ими темам.
Методы (технологии) обучения.
При изучении дисциплины «Сравнительного правоведения» применяются следующие эффективные методики и технологии:
· технологии блочного (по разделам) обучения;
· технология учебно-исследовательской деятельности;
· коммуникативные технологии (опрос, дискуссия и другие методы активного обучения);
· рейтинговые технологии;
· УМК;
· информационные технологии в форме презентаций;
· тестирование без применения компьютерных технологий.