Эпидемиология –изучение распространенности болезней и расстройств по географическому, социально-культурному признакам, по возрасту и полу, а также по профессиональной принадлежности человека и по др. признакам.
Этиология и анализ условий возникновения заболеваний (расстройств).
Классификация – разделение на виды, формы, группы и подгруппы заболеваний (расстройств).
Диагностика – установление диагноза, отнесение заболевания (расстройства) к той или иной группе.
Перечисленные разделы клинической психологии являются также этапами изучения любого расстройства (заболевания). Так, рассматривая каждое расстройство (заболевание), специалисты анализируют частоту его распространенности среди разных групп населения, условия и факторы его возникновения, феноменологию (основные клинические проявления, симптомы и жалобы больного, типичные при данном заболевании), основные виды, формы, варианты этого заболевания, правила установления диагноза, а также возможности оказания помощи или интервенции при данном расстройстве (заболевании).
Основные проблемные области клинической психологии:
· психология больного;
· психология лечебного взаимодействия;
· норма и патология психической деятельности;
· психология индивидуальных различий в ситуации заболевания;
· возрастная специфика психического реагирования на болезнь;
· семейные влияния как патогенные факторы;
· психология девиантного поведения;
· психологическое консультирование в ситуациях болезни;
· психотерапия как частный случай клинико-психологической интервенции;
· психосоматическая проблема;
· неврозология и другие.
Лекция 2
Основные понятия клинической психологии
Основные понятия, используемые в клинической психологии: здоровье, нездоровье, болезнь, норма, патология, внутренняя картина болезни, внутренняя картина здоровья.
Дихотомия «здоровье – болезнь» рассматривается как конкретизация дихотомии «норма – патология». При этом понятие нормы соотносится с понятием здоровья, а понятие патологии соотносится с понятием болезни.
Норма (в философии) – 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) узаконенное установление, обязательный порядок, строй чего-либо.
В клинической психологии актуальным остается вопрос о разграничении нормы и патологии в смысле отделения состояний здоровья от состояний болезни. Особенно остро эта проблема стоит в области психического здоровья. Какого человека можно считать больным? Какого человека можно считать психически больным? Вот несколько проблемных в этом отношении ситуаций. Определите, болен человек или нет, если: а) у преподавателя во время лекции болит голова; б) в ситуации конфликта один человек громко кричит, размахивает руками, угрожает другому; в) человека преследуют навязчивые мысли, и он не в состоянии от них избавиться; г) у человека возникает ощущение вздутия живота, колики в кишечнике.
В науке выработано несколько разных способов описания нормы, несколько видов ее понимания:
– нормальным считается то, что типично;
– нормальным считается то, что наиболее приспособлено к окружающей среде;
– нормальным считается то, что часто встречается, что бывает у большинства;
– нормальным считается то, что является стандартным;
– нормальным считается отсутствие патологии (негативный критерий нормы).
Описаны также следующие виды норм:
Статистическая норма – определяется посредством опытных среднестатистических данных (ненормальный – значит необычный).
Идеальная норма – «состояние совершенства», определение того, как должно быть в идеале (ненормальный – не соответствующий идеалу).
Субъективная норма – масштабом для оценки служат индивидуальные данные (ненормальный – не подходящий для индивида).
В процессе оценки психологического состояния человека, как правило, участвуют разные виды норм. Норма и норматив являются категориями изменчивыми, динамичными, но только в определенных пределах, в границах которых человек способен осуществлять нормальную жизнедеятельность.
Когда мы рассуждаем о нормальности или ненормальности проявления какого-либо признака или качества в поведении человека, мы интуитивно ориентируемся на двухполюсную модель. В этой модели норма располагается на отрезке прямой, а за пределами отрезка в обе стороны располагаются отклонения от нормы. То есть норма рассматривается как некий «континуум», внутри которого все проявления поведения человека считаются допустимыми и естественными. Поэтому к признакам ненормы относят и избыточные проявления какого-либо качества, и его недостаточные проявления.
Рисунок 1 – Пример нормы по качеству «общительность»
Точно так же можно описывать и проявления нормальности-ненормальности других личностных качеств.
Как норма, так и психические отклонения от нормы, имеют явную социальную детерминацию, закономерные социальные проявления и последствия. Следовательно, именно оценка нормы психического здоровья, отклонений от этой нормы имеет выраженный социальный контекст и зависит от этнических, культурных и других представлений о норме и патологии. Так, огромное разнообразие проявлений и сочетаний личностных особенностей приводит к тому, что у заведомо психически здоровых людей нередко настолько неприемлемые, социально неадекватные поступки, что возникает подозрение о наличии у такого человека психической патологии. В то же время некоторые психически больные люди на протяжении определенного периода могут вести себя настолько социально адекватно, что возникает сомнение в наличии у них психического заболевания. Поэтому возникает проблема: можно признать болезненными здоровые проявления человека, его индивидуально-психологические особенности, но точно так же можно признать и нормальными болезненные проявления человека, приняв их за индивидуально-психологические, характерологические особенности, как реакции на жизненные трудности.
Таким образом, категоричное противопоставление психической нормы и психической патологии является неправомерным, необходимо признать существование тонких переходов между ними. Попытка заполнить этот разрыв (разрыв между психической нормой и психической патологией) была сделана в теории К. Леонгарда, который предложил понятие «акцентуированная личность» и определил различные виды акцентуаций. Акцентуированные личности можно рассматривать как переходные типы личностей между нормой и патологией, но не являющиеся патологическими, как крайние варианты нормы, однако с чрезмерным, зачастую скрытым в обычных условиях усилением отдельных характерологических черт личности человека.
Здоровье – это отсутствие болезни, то есть отсутствие отклонений в биологических структурах или физиологических процессах организма. По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного благополучия (физического, душевного или социального). Под нездоровьем понимаются медицинский, психологический и социальный аспекты протекания болезни во всей их совокупной многомерности. Нездоровье характеризует состояние, которое побуждает (или может побудить) отдельного человека обратить внимание на симптомы болезни и искать помощи. Это состояние в результате вызывает множество социальных реакций, обусловливающих кратко- или долгосрочное отклонение от социального статуса человека.
В соответствии с определением здоровья, которое имеет отношение к телу или душе человека, выделяются разные виды здоровья.
Телесное здоровье обозначает благополучное функционирование тела человека, его отдельных систем и органов.
Психическое здоровье – состояние полного духовного благополучия человека, характеризующееся его способностью адекватно осознавать окружающую действительность, свое психическое состояние и поведение, а не только отсутствие психических расстройств (заболеваний). Психическое расстройство (заболевание) – расстройство психического здоровья пациента, в том числе поведенческое расстройство, обусловленное нарушением работы головного мозга и подтвержденное диагнозом врача-специалиста или врачебно-консультационной комиссией.
К определению психического здоровья применим так называемый негативный критерий нормы, когда нормой считается отсутствие того, что противоположно содержанию нормы, в данном случае – отсутствие психического заболевания (расстройства). Понятие «психическое заболевание (болезнь, патология)» используется для определения качественно иных состояний, измененных настолько, что они лишают человека возможности нормального социального функционирования, адекватной адаптации к обычным (нормальным) природным и социальным условиям.
В клинической психологии выделяется 4 группы людей с разными показателями психического здоровья:
1-я группа – совершенно здоровые люди, жалоб у них нет.
2-я группа – легкие функциональные (то есть не имеющие органической природы, обратимые) нарушения, о которых говорят жалобы астено-невротического порядка, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией.
3-я группа – лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкое проявление жалоб астено-невротического характера вне рамок психотравмирующей и трудной ситуации, перенапряжение механизмов адаптации.
4-я группа – клинические формы психического заболевания.
Психологическое здоровье рассматривается как благополучие функционирования личности человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, личностной зрелости человека. Психологически здоровый человек живет в гармонии с самим собой и с другими людьми, полноценно реализуя свою сущность. Признаки (критерии) психологического здоровья:
Ø позитивная установка по отношению к собственной личности;
Ø духовный рост и самореализация;
Ø интегрированность, цельность личности;
Ø автономия, самодостаточность личности;
Ø адекватность восприятия реальности;
Ø компетентность в преодолении требований окружающего мира.
Понятие «болезнь» используется для характеристики таких состояний человека, которые уже не выглядят как нормальные и поэтому нуждаются в специальном объяснении. Используя понятие «болезнь», мы объясняем изменения состояния человека. Они являются результатом изменений в самом человеке, как правило, в его организме. Изменившееся субъективное состояние обозначается как «плохое самочувствие». Таким образом, болезнь описывается в трех измерениях:
· Социальный аспект → изменившееся поведение, роль больного.
Рисунок 2 – Модель возникновения болезни
Рисунок 3 – Стадии поиска помощи в ситуации болезни
Концепция преодоления болезни.Иметь хроническое заболевание не означает автоматически быть хронически больным, то есть во всем объеме соответствовать статусу хронически больного. Насколько каждый человек поддается своей болезни, вносит изменения в свою жизнь, как он переживает и как за счет этого изменяется его самовосприятие, является результатом специфических усилий по преодолению болезни.
Преодоление болезни следует за наступлением болезни и охватывает все познавательные и двигательные виды активности, которые использует больной, чтобы сохранить свой физический, психический и социальный статус и компенсировать нарушенные функциональные способности. Поэтому преодоление включает в себя все усилия, с помощью которых больной пытается интегрировать физические, психические и социальные аспекты своей болезни в собственную внутреннюю и внешнюю реальность.
Какими бы значительными ни были медицинские, физические или психические последствия болезни, оценка и решение этих проблем в решающей степени зависят от личности больного, его жизненного опыта, социального статуса и условий жизни. Выработка способов преодоления зависит и от опыта преодоления других жизненных кризисных ситуаций.
Факторы отношения человека к болезни. От чего зависит отношение человека к своей болезни? Какие причины и условия его определяют? Существует несколько групп факторов, которые определяют отношение человека к болезни.
Мировоззренческие установки в отношении происхождения заболевания– каким образом человек с мировоззренческих позиций объясняет для себя самого причины своей болезни, почему и отчего он заболел?
1. Объективные объяснения: болезнь рассматривается человеком как неизбежность («все люди рано или поздно заболевают, такова жизнь»), болезнь как стечение обстоятельств («так получилось, что я оказался в том месте, где оборвались провода, которые упали мне на голову»), а также как результат собственных ошибок («не надо было так быстро бегать, не упала бы и не сломала бы ногу»).
2. Болезнь дана человеку свыше: болезнь как кара («меня Господь наказал»), болезнь как испытание («Господь дает человеку такие испытания, которые человек может выдержать»), болезнь как назидание другим («пусть молодежь видит, что не надо курить, а то будет рак легких, как у меня»), болезнь как расплата за грехи предков («мой отец вел неправедный образ жизни, и вот я расплачиваюсь за его грехи»).
3. Болезнь как результат нарушения межличностных отношений: болезнь как зависть («мне подруга позавидовала, что у нас в семье все хорошо»), болезнь как следствие ревности («это его бывшая пассия мне накликала эту болезнь»).
В зависимости от мировоззренческих установок человек определяет и тактику своего поведения в отношении лечения заболевания.
Ответ на вопрос «Что означает болезнь для самого больного?» является важнейшим фактором, определяющим отношение человека к своему заболеванию. Чем является болезнь для человека? Это может быть: опасность, угроза, наказание, преимущество, переоценка ценностей, реализация новых возможностей, старых планов.
Характер самой болезни во многом определяет отношение человека к ней: хроническая болезнь, острая болезнь, опасная для жизни болезнь.
Болезнь характеризуется набором специфических особенностей, затрагивающих значимые для пациента сферы жизнедеятельности. На основании следующих параметров оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней:
ü вероятность летального исхода;
ü вероятность инвалидизации и хронификации;
ü болевая характеристика болезни;
ü необходимость радикального или паллиативного лечения;
ü влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения;
ü социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме;
ü влияние болезни на семейную и сексуальную сферы;
ü влияние болезни на сферу развлечений и интересов.
Какой орган затронут (это определяет значимость органа для человека, ограничения человека, возможность продолжать прежний образ жизни или необходимость его перестройки, а также социальную значимость болезни с точки зрения общественного мнения): сердце, желудочно-кишечный тракт, лицо, разум (психические расстройства), кисть руки, нога.
Физическая болезнь или увечье значительно изменяют субъективную ценность различных частей тела.
Отношение к болезни зависит от возрастных, гендерных, профессиональных характеристик больного.
Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболеваний. Для детей, подростков и молодежи психологически тяжелыми являются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Люди зрелого возраста тяжело реагируют на хронические и инвалидизирующие заболевания, так как им необходимо удовлетворять потребности в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности. «Стыдные» болезни (к ним относят венерические и психические заболевания, геморрой, инфаркт, аборт) вредят социальному статусу и авторитету больного. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимы болезни, которые приводят к смерти.
Женщины лучше переносят болевые ощущения, состояния длительного ограничения движений или обездвиженность. С точки зрения профессии, значимым становится тот или иной орган, который необходим для выполнения профессиональной деятельности. При физическом труде страшно заболеть остехондрозом, представителям творческих профессий страшна депрессия, пианисту – травма кистей рук, а машинисту башенного крана – гипертензия, так как эти болезни ограничивают или лишают человека возможности выполнять его профессиональные функции.
Психологические факторы, общие для здоровья и патологии:
– установка на безнадежность и беспомощность оказывает разрушительное воздействие на функционирование органов в организме;
– оптимистическая установка служит буфером, который предотвращает развитие заболеваний, что связано с ощущением собственной эффективности, способности справиться с проблемой;
– стойкий негативный аффект представляет опасность для здоровья человека;
– эффект плацебо: выживание и процветание профессии врача с древнейших времен в значительной степени служит примером силы, которая заложена в вере человека в возможность исцеления.