По специальности 030501.65 (021100) – юриспруденция
Красноярск 2007
Сравнительное государствоведение: Учебно-методический комплекс по специальности 030501.65 (021100) -Юриспруденция. Красноярск: филиал НОУ ВПО «СПб ИВЭСЭП» в г. Красноярске, 2007.- 30с.
Настоящий учебно-методический комплекс подготовлен на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 (021100) -Юриспруденция и предназначен для студентов очно-заочной и заочной форм обучения с целью оказания помощи как при подготовке к семинарским занятиям и зачету, так и в межсессионный период.
Наряду с содержанием по темам курса в учебно-методическом комплексе даны планы проведения семинарских занятий, методические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы, вопросы для подготовки к зачету, рекомендуемая литература.
Материалы учебно-методического комплекса обсуждены и одобрены на заседании кафедры юридических дисциплин, протокол № 6 от 22.02.07 г.
Автор-составитель: Тепляшин П.В., канд. юрид. наук, доцент кафедры юридических дисциплин филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске
Рецензенты: Ткаченко В.С., зам. директора филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, канд. юрид. наук, доцент;
Рогачев А.Г., доктор истор. наук, профессор Красноярского государственного аграрного университета
Сравнительное государствоведение относится к общетеоретической дисциплине о правовых основах теории государства в контексте метода сравнительного правоведения. Данная дисциплина предлагает конкретный сравнительно-правовой материал, способствующий как приобретению студентами определенных знаний и умений, так и общеправовому гносеологическому развитию студентов. В качестве концептуальной основы изучения представленной дисциплины выступают современные демократические взгляды и идеи на основополагающие принципы устройства государства и общества.
Изучение учебной дисциплины «Сравнительное государствоведение» ставит своей целью:
1. овладение студентами знаниями в соответствии с перечисленными ниже задачами и требованиями программы курса;
2. формирование навыков правового мышления и критической оценки в сфере сравнительного правоведения;
3. выработка умения анализировать и прогнозировать тенденции развития как российской государственности, так и основных институтов государства в зарубежном правовом континууме.
Задачи изучения дисциплины:
4. представить сравнительное государствоведение как самостоятельную учебную и научную дисциплину, занимающую соответствующее место в системе юридических знаний, имеющую собственную сферу проявления и практического отражения;
5. раскрыть основные методологические моменты выявления генезиса и сущности современного государства;
6. ознакомить студента с основными категориями и концепциями государственно-правовой действительности;
1. продемонстрировать проблемы и закономерности эволюционного развития, существования и потенциала государственности, её взаимосвязи с другими элементами социальной системы (экономикой, политикой, религией, различными проявлениями социально-культурных девиаций и др.);
2. раскрыть механизм правовой конвергенции и гармонизации в области сравнительного государствоведения;
3. объяснить концепт российской государственности на фоне общемировых реалий;
4. развить у студентов интерес к сравнительно-правовой проблематике как в исследовательском (реферативные и дипломные работы), так и в практическом отношениях.
В соответствии с поставленными целями и задачами студент в результате изучения и в контексте курса «Сравнительное государствоведение» должен иметь представление:
1. о сущности и социальной значимости своей профессии;
2. о теориях становления и эволюционного развития государственности у различных народов;
3. о современных тенденциях развития институтов государства в России и за рубежом;
4. об основных проблемах в сфере сравнительного государствоведения;
знать:
5. сущность, задачи и функции, основные принципы сравнительного государствоведения;
6. содержание и назначение метода сравнительного правоведения в государствоведении;
7. основные направления научных исследований в сфере сравнительного государствоведения в России и зарубежных странах;
8. понятийно-категориальный аппарат и методологические основы сравнительного государствоведения;
иметь навыки:
9. сбора нормативной и фактологической информации, имеющей значение для осуществления сравнительных исследований институтов современного государства;
10. гносеологического, аксиологического, критического и конструктивно-правового анализа государственной проблематики, а также политико-правовых отношений в сфере профессиональной деятельности;
11. формулирования рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование государственного механизма в Российской Федерации;
уметь:
12. самостоятельно осуществлять сбор, анализ и систематизацию материала сравнительно-правового характера;
13. обеспечивать соблюдение законодательства как в государственной сфере, так и на уровне взаимоотношения государства и личности;
14. принимать правовые решения и совершать иные юридически значимые действия в точном соответствии с законом;
15. осуществлять правовую экспертизу действующих правовых актов и разрабатывать проекты в сфере государственного управления, давать квалифицированные юридические заключения и консультации.
Учебная и научная дисциплина сравнительного государствоведения тесно связана с другими науками общеправового комплекса и дисциплинами, преподаваемыми на юридическом факультете (философией, историей и теорией государства и права, международным правом, конституционным правом России и зарубежных стран, социологией, политологией, юридической психологией и др.), способствует более глубокому усвоению общеправового содержания важнейших магистральных положений таких отраслевых дисциплин как муниципальное и земельное право, гражданское и трудовое право, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право, криминология и других юридических дисциплин.
Методологическим «фарватером» преподавания и изучения сравнительного государствоведения выступает выделение в учебном курсе составляющих частей, отражающих перечень тем, которые определяют систему науки. При этом целостность науки обеспечивается единством соответствующих понятий и категорий при многообразии теоретических направлений в методологии её исследования.
Ведущую роль в изучении курса играют лекции, семинарские занятия, самостоятельная подготовка. Лекции определяют основное содержание, сущность и тематическую направленность курса. При изучении особое внимание следует обращать на понятийно-категориальный аппарат и методологические основы сравнительного государствоведения.
Важной формой самостоятельной подготовки и определения уровня знаний является также написание студентами заочной формы обучения контрольных работ по одной из предложенных тем.
При изучении данного предмета следует использовать основную и дополнительную литературу, современные публикации по сравнительно-правовой и государствоведческой проблематике, журнальные статьи и газетный материал, законодательные акты и иные правовые документы.
Конечной формой контроля по дисциплине является зачет.
Учебно-методический комплекс отражает собой самостоятельное видение филиалом «СПб ИВЭСЭП» в г. Красноярске методики преподавания и содержания курса сравнительного государствоведения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
2.1. Учебно-тематический план
для студентов очно–заочной формы обучения
№ п/п
Наименование тем
Количество
аудиторных часов
Всего
Лекции
Семинары
1.
Введение в сравнительное государствоведение. Предмет и методологические основы сравнительного государствоведения
-
2.
Общая характеристика истории и современного состояния научных исследований в области сравнительного государствоведения
-
3.
Государство: сущность, генезис, эволюция
4.
Функции и механизм государства в современном мире
-
5.
Формы государства
-
6.
Государство, политика, гражданское
общество
7.
Реформа органов государственной власти и местного самоуправления
-
8.
Государство и его институты в различных правовых системах (семьях)
9.
Сравнительное государствоведение к контексте международного права. Соотношение государственного и международного права
-
10.
Правовая конвергенция, гармонизация и правопреемственность на фоне современной политико-правовой карты мира