Данная подсистема, в том числе графические формы представления информации и система социометрических показателей, является авторской разработкой (№2002610641) сотрудников отдела информатизации ГЦРО С.В.Швецовой и Е.В.Цыпленковой на основе социометрического метода Дж.Морено.
Подсистема предназначена для исследования системы межличностных взаимоотношений учащихся. Ее применение направлено на информационное обеспечение принятия управленческих и педагогических решений, требующих осведомленности о состоянии взаимоотношений между учащимися как в конкретном классе, так и по школе в целом (4-9 классы). Социально-психологическая информация может быть использована для оперативного выявления конфликтных или негативных ситуаций в ученической среде, при планировании индивидуальной и групповой воспитательной работы, при решении вопроса о целесообразности перевода учащегося в другой класс или другую школу, при формировании 5-х классов и подборе классного руководителя и т.п.
Программное и математическое обеспечение подсистемы разработано на основе социометрического метода Дж.Морено с использованием шкалы оценки отношений от «+3» до «–3»:
Мне этот человек:
+3 –очень нравится
+2 – нравится
+1 – немного нравится, чем-то симпатичен
0 – безразличен
–1 – немного не нравится, чем-то неприятен
–2 – не нравится
–3 – очень не нравится, крайне неприятен
Если этот человек – твой близкий друг, обведи оценку кружком
Оценки отношения к одноклассникам, являющимся близкими друзьями отвечающего, обводятся кружком.
При подготовке бланков ответов, при организации ввода и хранения полученных данных и их последующей статистической обработки используются списки учащихся классов из базового комплекса подсистем, формируемые и обновляемые в ходе школьного делопроизводства.
Представление результатов социометрического опроса учащихся реализовано в виде системы графических экранных форм. Основной (базовой) экранной формой является индивидуальный социометрический локус учащегося.
Взаимные оценки учащихся рассматриваются как координаты точки на плоскости в системе координат «моя оценка»–«оценка меня» (горизонталь и вертикаль, соответственно), причем множество одинаковых взаимных оценок изображается концентрическими окружностями с центром в соответствующей точке. Цвет окружности выбирается в зависимости от пола, при этом каждая окружность «маркируется» порядковым номером учащегося в списке класса. Анализ информации, представленной этой экранной формой, производится по расположению концентрических окружностей и по значению ряда социометрических показателей. Для компактного представления информации, содержащейся в индивидуальном локусе, сконструирован специальный когнитивный объект – эллипс-свертка индивидуального социометрического локуса, представляющая собой эллипс, построенный по индивидуальным значениям основных социометрических показателей.
Основная экранная форма подсистемы «Социометрия» - индивидуальный социометрический локус учащегося
На этой же экранной форме можно просматривать информацию о итоговой успеваемости учащегося, которая дает психологу возможность установить, причинно-следственные связи между успеваемостью и социометрическим статусом учащегося.
Существует также параметрическая модель индивидуального социометрического локуса, построенная по основным социометрическим показателям. Индивидуальный профиль учащегося в этой модели сопоставляется как с профилем класса, так и с возрастным профилем (нормами).
Параметрическая модель индивидуального социометрического локуса
По индивидуальным социометрическим локусам в строится гистограмма для всего класса:
Рейтинг учащихся класса по отношению к ним со стороны одноклассников
В программной системе предусмотрен также режим одновременного отображения индивидуальных значений основных социометрических показателей всех учащихся, принимавших участие в опросе. Этот режим используется для оперативного выявления учащихся, положение которых в микросоциуме класса является неблагоприятным (их данные выводятся с указанием фамилии и класса), а так же при отслеживании социально-психологических последствий внедряемых в школе (в классе, в ряде классов) педагогических инноваций.
Выявление учащихся, находящихся в неблагоприятной ситуации
В программной системе предусмотрены также следующие экранные формы отображения социометрической информации:
1) траектория движения эллипс-свертки индивидуального социометрического локуса учащегося от замера к замеру (динамика индивидуальных социометрических показателей);
2) изображение совокупности эллипс-сверток всех учащихся класса;
5) гистограммы по индивидуальным и усредненным по классам значениям социометрических показателей;
7) изображение совокупности центров эллипс-сверток для группы учащихся, выбранных по некоторому критерию согласно решаемой задаче:
а) по всем ученикам школы, принявшим участие в социометрическом опросе, с указанием фамилий и класса тех учащихся, с которыми школьный психолог должен спланировать индивидуальную работу;
б) по параллелям – для изучения характерной для данной школы динамики основных социометрических показателей с целью планирования работы со школьной администрацией;
в) по произвольно сформированным выборкам учащихся (например, учащихся из неполных семей, детей-инвалидов, учащихся, состоящих на учете в КДН и т.п.) с целью выявления особенностей, присущим этим группам учащихся, и для планирования работы с ними.
Программная система «Психологическая диагностика» (краткое наименование «Y» – «ПСИ») предназначена для ввода, хранения и автоматизированной обработки результатов диагностики с использованием комплекса методик, подбираемых пользователем (разработчики программной системы: Е.А.Хорева, Е.В.Цыпленкова, И.В.Баженов, средство разработки СУБД Clarion Professional Edition 6.0).
Результаты обработки данных представляются в графической и текстовой форме (диаграммы и таблицы). Использование программной системы «Y» в режиме мониторинга позволяет отслеживать динамику психоэмоционального состояния детей.
Руководство пользователя посвящено описанию следующих процедур:
· формирование диагностического комплекса посредством ввода методик,
· ввод первичных результатов диагностики в базу данных программной системы,
· графическое и табличное представление информации.
Программа АСИОУ устанавливается с минимальным набором психологических методик, скомплектованных под задачи работы отдела социально-психологического обеспечения ГЦРО:
1. ГИТ – групповой тест на интеллект
2. Направленность личности
3. Опросник Басса-Дарки
4. Оценка особенностей аффективной сферы ребенка
5. Склонность к отклоняющемуся поведению (мужской и женский варианты)
6. Самооценка (модификация Дембо-Рубинштейна)
7. Самооценка поведения в конфликте (тест Макеева)
8. Тест Томаса
9. Тест школьной тревожности Филлиппса
Вышеперечисленный набор методик можно пополнять новыми, вводя их в комплекс.
Ввод данных
Для того, чтобы ввести результаты опроса учащихся конкретного класса по введенной методике, нужно сначала установить курсор на названии этой методики (например, «Определение направленности личности»), затем нажать кнопку [Добавить]:
После этого будет выдана экранная форма для выбора класса. Нужно выбрать класс и указать дату проведения методики в данном классе:
После этого слева от названия методики появится знак «+», что означает, что для этой методики указан хотя бы один класс. Нужно щелкнуть мышкой по этому знаку для раскрытия «дерева» классов (в данном случае в дереве присутствует только один выбранный класс):
Рекомендуется на первоначальных этапах освоения программы выбрать режим ввода «таблицей» – в этом режиме проще ориентироваться. Выбор производится щелчком мыши по соответствующей радиокнопке.
После этого нужно встать курсором на название класса и снова нажать кнопку [Добавить]. После этого
Как только фамилия учащегося будет выбрана, можно приступать к вводу его ответов на вопросы данной методики (заметим, что каждая альтернатива в данной методике кодируется двумя цифрами):
Вопросы скомпонованы по 20 из-за ограничения размеров экрана. По завершению ввода первых двух десятков вопросов на закладке «1-20» нужно перейти на закладку «21-40» и продолжить ввод.
При вводе ответов учащегося на каждый вопрос переход от поля к полю производится либо по щелчку мыши, либо нажатием клавиши <Tab> (второе предпочтительнее).
Однако, при хорошем навыке ввода эта форма не является оптимальной, т.к. требует после набора каждой цифры выполнение лишних действий (перемещение мыши + щелчок, или нажатие клавиши <Tab>, расположенной далеко от числовой клавиатуры). Поэтому в программе предусмотрен «быстрый» ввод – ввод ответов строкой. Для того, чтобы вводить результаты в «быстром» режиме, нужно выбрать радиокнопку «ввод строкой», тогда экранная форма для ввода будет выглядеть следующим образом:
При «быстром» вводе разделители между ответами не ставятся. В данном примере все коды – двузначные, вводятся без пробелов и запятых.
Если на ввод альтернатив нужно предусматривать больше одного символа, ввод однозначных чисел производится с добавлением слева пробела или нуля (например, если вариантов ответа 10 и выбран пятый, то ответ вводится как 05).
Над строками расположена нумерация вопросов, причем десятки расположены на ряд выше.
Для добавления данных следующего учащегося нужно снова щелкнуть по кнопке [Добавить], находясь курсором на названии класса, выбрать из списка класса нужную фамилию и ввести данные.
После добавления данных хотя бы одного учащегося слева от названия класса так же появляется знак «+», свидетельствующий о том, что в данном классе есть введенные данные хотя бы по одному учащемуся. Можно раскрыть это дерево щелчком мышки по знаку «+», тогда весь список введенных учащихся становится виден:
Для того, чтобы обеспечить возможность проверки введенных данных, в подсистеме предусмотрено формирование таблицы ответов. Нужно встать подвижным курсором на название методики и нажать кнопку [Ответы для сверки].
Если в качестве средства просмотра отчетов был выбран Excel (в данном случае это оптимальный выбор), будет получена следующая таблица: