Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психолого-педагогический мониторинг в общеобразовательном учреждении



 

Проблема снижения учебной мотивации учащихся в настоящее время является одной из наиболее острых и неоднозначных проблем отечественного образования. С одной стороны, бесспорно стремление все большего числа молодых людей получить высшее образование, с другой стороны, по признанию абсолютного большинства практикующих педагогов, у учащихся «нет интереса к учебе».

Естественно возникает вопрос: с чем это связано? Без ответа на этот вопрос невозможно обеспечить высокое качество школьного образования. Известный педагог И.С. Якиманская, рассуждая о том, какой должна быть школа, пишет: «Школа – это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. ...Это адаптивная многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды, создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно-значимых ценностей и жизненных установок».

Понятно, что это идеальная модель школы, выстраиваемая на основе личностно-ориентируемой образовательной парадигмы, призванной сменить традиционную личностно-отчужденную. В этой модели образовательные усилия центрируются на ребенке, не подавляя при этом его индивидуальности, а напротив, приспосабливаясь к ней. Таким образом, основным принципом организации психолого-педагогического сопровождения ребенка должен выступать принцип взаимоадаптации: не только ребенок должен адаптироваться к образовательной среде, но и среда должна изменяться и приспосабливаться к возможностям ребенка, должна быть восприимчива к индивидуальным особенностям ребенка и к его состоянию. Это, в свою очередь предполагает наличие обратной связи: реакция образовательной среды должна быть основана на данных психолого-педагогического мониторинга реального состояния процесса взаимодействия.

С 2003 года в муниципальной системе образования г. Ярославля функционирует экспериментальная площадка Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ «Информационно-аналитическое сопровождение образовательного пространства» на базе Городского центра развития образования (ГЦРО). Целью работы площадки является создание модели адаптивного образовательного пространства, способного реагировать на индивидуальные особенности и состояние ребенка и в соответствии с этим изменять свои свойства.

Полученные результаты работы площадки используются нами для построения системы информационно-аналитического сопровождения ребенка в образовательном пространстве школы, позволяющей на практике реализовать принцип личностно-ориентированного обучения и воспитания. Принципиальная возможность создания такой системы появилась только в последние годы благодаря стремительному внедрению компьютерных технологий в образование.

Для реализации этой задачи с 2004 г на базе 6 школ (4, 12, 25, 39, 53, 62) под научно-методическим руководством ГЦРО была открыта Городская экспериментальная площадка «Построение личностно-ориентированной системы информационно-аналитического сопровождения ребенка в образовательном пространстве школы».

Исследовательские работы на площадке ведутся нами в тесном сотрудничестве с психологическими факультетами Ярославского педагогического университета им.К.Д.Ушинского и Ярославского филиала московского психолого-социального института.

В рамках этого сотрудничества организовано прохождение психологической практики студентов – в нашем Центре и в школах площадки. Мы считаем, что участие будущих специалистов-психологов в серьезном научно-практическом эксперименте, направленном на дальнейшую гуманизацию образования, сыграет положительную роль в их личностном и профессиональном становлении.

Заделом работы построения системы информационно-аналитического сопровождения ребенка в образовательном пространстве школы явилась разработанная в ГЦРО и функционирующая в муниципальной системе образования г. Ярославля с 1996 года автоматизированная система информационно-аналитического обеспечения управления образовательным процессом (АСИОУ).

 

 
 

 


В настоящее время она эксплуатируется в 96% общеобразовательных учреждений города. Так как ее проектирование было осуществлено достаточно удачно с точки зрения воспроизведения в базовой информационной модели структуры и особенностей исторически сложившегося к настоящему времени реального образовательного процесса в условиях массовой школы, информационная система может успешно эволюционировать вместе с ним.

За прошедшие два года с начала работы экспериментальной площадки АСИОУ пополнилась новыми прикладными подсистемами, созданными на основе разработанного диагностического инструментария, и предназначенными для проведения психолого-педагогического мониторинга.

Для изучения состояния системы межличностных взаимоотношений учащихся в АСИОУ ранее была реализована методика «Социометрия», в которой учащиеся оценивают свое эмоциональное отношение к одноклассникам по шкале (+3;–3). Эта методика проводится только в классах среднего звена общеобразовательной школы и позволяет оперативно выявлять учащихся, чьи взаимоотношения с классом складываются неблагоприятно с целью оказания им психолого-педагогической поддержки.

По постановке М.М. и Н.Я Семаго (АПКиПРО РФ) с целью устранения ограничений по применению данной модификации социометрического метода в АСИОУ был реализован «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Как показали проведенные исследования, изучение взаимоотношений среди учащихся с использованием этой проективной методики дает более «чистые» результаты, хотя и занимает больше времени.

Для изучения состояния опосредованных учебных предметом взаимоотношений между учащимися и педагогами в АСИОУ была реализована методика «ПК-метрия», в которой так же, как и в социометрии, используется принцип сопоставления взаимных оценок. Каждый учащийся в ходе анонимного опроса по шкале, аналогичной шкале школьных отметок («неуд», «уд», «хор», «отл»), оценивает степень удовлетворенности тем, как тот или иной педагог работает с ним по своему предмету. Далее оценка усредняется по классу. В качестве встречной оценки со стороны педагога – насколько он удовлетворен тем, как класс работает по его предмету, – берется среднее по четвертным отметкам из подсистемы АСИОУ «Итоговая успеваемость», которая, в свою очередь, предназначена в основном для анализа успеваемости и ведется заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Эта методика проводится в классах среднего и старшего звена общеобразовательной школы и позволяет оперативно выявлять пары «Педагог-Класс», в которых взаимоотношения складываются неблагоприятно, с целью проведения работы по их оптимизации. Для начальных классов планируется использование модификации данной методики на основе ЦТО.

В АСИОУ реализован также ряд методик, позволяющих проанализировать психоэмоциональное состояние учащихся и педагогов. Для учащихся нами были отобраны следующие методики: «Тест школьной тревожности» (Филлиппс), «Самооценка» (модификация методики Дембо-Рубинштейна) и «Склонность к отклоняющемуся поведению». Для педагогов: «Шкала эмоциональной возбудимости», «Стилевая саморегуляция поведения человека», «Опросник психического выгорания», «Особенности организации профессиональной деятельности», «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», «Опросник профессиональных предпочтений».

Для изучения особенностей организационной культуры учреждения и психологического климата в коллективе в АСИОУ реализована методика, позволяющая на основе данных анонимного опроса педагогов получать информацию, которую необходимо учитывать при анализе данных, полученных по всем вышеперечисленным методикам.

Данные мониторинга могут анализироваться на разных уровнях: индивида, класса, параллели, образовательного учреждения, совокупности образовательных учреждений. Для этого в АСИОУ имеется встроенная система статистической обработки и графического представления данных мониторинга:

сравнительный анализ данных по средним арифметическим с учетом стандартных отклонений, с построением соответствующих диаграмм;

корреляционный анализ данных с построением коррелограмм и выявлением максимально нагруженных показателей;

факторный анализ с выдачей матриц факторных нагрузок для содержательной интерпретации латентных факторов.

Анализ информации, полученной в результате статистической обработки данных мониторинга должен быть направлен, по нашему мнению, в первую очередь на выявление «точек приложения сил», оптимальных с точки зрения минимизации усилий при корректирующем воздействии на процесс взаимоадаптации ребенка и образовательной среды. Конкретные действия по «приложению сил» должны быть соотнесены со всеми результатами статистической обработки, с реальной ситуацией и описаны в практических рекомендациях школьным психологам.

В 2004-2005 учебном году наши исследования проводились на выборке учащихся 6 школ с 5-й по 7-ю параллель (всего 925 учащихся). В 2005-2006 учебном году к учащимся 5-7 параллелей были присоединены учащиеся 8-й параллели (всего 910 учащихся), а также педагогические коллективы школ (всего 183 педагога).

В результате проведенного исследования нам удалось выявить одну из «точек приложения сил» – по нашему мнению, в первую очередь силы должны быть направлены на снижение фрустрации потребности учащихся в достижении успеха. Именно этот показатель оказался максимально нагруженным корреляционными связями с остальными показателями, в особенности, с результатами оценки учебной и педагогической деятельности.

Потребность в достижении успеха напрямую связана с собственной самоэффективностью, под которой понимается представление о собственной успешности и способности к достижению целей. В основе формирования и развития самоэффективности ребенка лежат вера значимых взрослых (родителей, педагогов) в его успех и способности, демонстрирование ими веры и положительной оценки успехов детей, а также осознание самим ребенком имеющегося опыта успеха в важных для него сферах.

Отсюда следует, что ребенка важно научить узнавать свой успех. Это может сделать взрослый, давая обратную связь ребенку. А также важно создавать ситуацию успеха. Например, такая возможность помощи в осознании ребенком своего успеха есть у педагога в ситуации оценивания школьных достижений у данного ребенка. Так, педагог может не просто назвать вслух оценку, но и прокомментировать ее, указывая на позитивные достижения ребенка.

К сожалению, в последнее время наблюдается отход от этой, ранее обычной, педагогической практики. Более того, все чаще оценка вообще не называется, учащийся остается в полном неведении относительно состояния собственных знаний, а это уже нарушение общего закона о необходимости обратной связи в системе, ведущее к разрушению учебной деятельности в целом.

Прежде всего, это объясняется собственной психоэмоциональной напряженностью педагогов. И для того, чтобы сформировать у учителей потребность в «позитивно детализированной» оценке, необходима целенаправленная и систематическая работа школьной психологической службы, в том числе – по оказанию психологической поддержки самим учителям.

С учетом общих закономерностей, выявленных на основе данных психолого-педагогического мониторинга, нами были разработаны общие практические рекомендации для школьных психологов по работе с педагогическими коллективами школ. Так как система АСИОУ установлена в каждой школе, психолог при реализации общих рекомендаций имеет возможность учитывать особенности внутришкольной ситуации, пользуясь результатами статистического анализа содержащихся в школьной базе данных.

Как показывает опыт, наличие практических рекомендаций само по себе ничего не меняет. Необходим анализ условий их выполнения и проработка системы соответствующих мер, включающих проведение целевых методических объединений для школьных психологов, семинаров и совещаний для директоров и членов школьной администрации, издание соответствующих распоряжений и приказов, что предполагает понимание и содействие со стороны органов управления образованием. В 2002 году Управлением образования мэрии г. Ярославля была создана Городская психологическая служба, которая в настоящее время осуществляет координацию деятельности психологических служб всех образовательных учреждений, входящих в муниципальную систему образования. Благодаря наличию такой службы становится возможным осуществление исследования «полного цикла» – от наблюдения до воздействия и получения обратной связи об изменившемся после воздействия состоянии объекта исследования.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.