Проблема снижения учебной мотивации учащихся в настоящее время является одной из наиболее острых и неоднозначных проблем отечественного образования. С одной стороны, бесспорно стремление все большего числа молодых людей получить высшее образование, с другой стороны, по признанию абсолютного большинства практикующих педагогов, у учащихся «нет интереса к учебе».
Естественно возникает вопрос: с чем это связано? Без ответа на этот вопрос невозможно обеспечить высокое качество школьного образования. Известный педагог И.С. Якиманская, рассуждая о том, какой должна быть школа, пишет: «Школа – это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. ...Это адаптивная многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды, создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно-значимых ценностей и жизненных установок».
Понятно, что это идеальная модель школы, выстраиваемая на основе личностно-ориентируемой образовательной парадигмы, призванной сменить традиционную личностно-отчужденную. В этой модели образовательные усилия центрируются на ребенке, не подавляя при этом его индивидуальности, а напротив, приспосабливаясь к ней. Таким образом, основным принципом организации психолого-педагогического сопровождения ребенка должен выступать принцип взаимоадаптации: не только ребенок должен адаптироваться к образовательной среде, но и среда должна изменяться и приспосабливаться к возможностям ребенка, должна быть восприимчива к индивидуальным особенностям ребенка и к его состоянию. Это, в свою очередь предполагает наличие обратной связи: реакция образовательной среды должна быть основана на данных психолого-педагогического мониторинга реального состояния процесса взаимодействия.
С 2003 года в муниципальной системе образования г. Ярославля функционирует экспериментальная площадка Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ «Информационно-аналитическое сопровождение образовательного пространства» на базе Городского центра развития образования (ГЦРО). Целью работы площадки является создание модели адаптивного образовательного пространства, способного реагировать на индивидуальные особенности и состояние ребенка и в соответствии с этим изменять свои свойства.
Полученные результаты работы площадки используются нами для построения системы информационно-аналитического сопровождения ребенка в образовательном пространстве школы, позволяющей на практике реализовать принцип личностно-ориентированного обучения и воспитания. Принципиальная возможность создания такой системы появилась только в последние годы благодаря стремительному внедрению компьютерных технологий в образование.
Для реализации этой задачи с 2004 г на базе 6 школ (4, 12, 25, 39, 53, 62) под научно-методическим руководством ГЦРО была открыта Городская экспериментальная площадка «Построение личностно-ориентированной системы информационно-аналитического сопровождения ребенка в образовательном пространстве школы».
Исследовательские работы на площадке ведутся нами в тесном сотрудничестве с психологическими факультетами Ярославского педагогического университета им.К.Д.Ушинского и Ярославского филиала московского психолого-социального института.
В рамках этого сотрудничества организовано прохождение психологической практики студентов – в нашем Центре и в школах площадки. Мы считаем, что участие будущих специалистов-психологов в серьезном научно-практическом эксперименте, направленном на дальнейшую гуманизацию образования, сыграет положительную роль в их личностном и профессиональном становлении.
Заделом работы построения системы информационно-аналитического сопровождения ребенка в образовательном пространстве школы явилась разработанная в ГЦРО и функционирующая в муниципальной системе образования г. Ярославля с 1996 года автоматизированная система информационно-аналитического обеспечения управления образовательным процессом (АСИОУ).
В настоящее время она эксплуатируется в 96% общеобразовательных учреждений города. Так как ее проектирование было осуществлено достаточно удачно с точки зрения воспроизведения в базовой информационной модели структуры и особенностей исторически сложившегося к настоящему времени реального образовательного процесса в условиях массовой школы, информационная система может успешно эволюционировать вместе с ним.
За прошедшие два года с начала работы экспериментальной площадки АСИОУ пополнилась новыми прикладными подсистемами, созданными на основе разработанного диагностического инструментария, и предназначенными для проведения психолого-педагогического мониторинга.
Для изучения состояния системы межличностных взаимоотношений учащихся в АСИОУ ранее была реализована методика «Социометрия», в которой учащиеся оценивают свое эмоциональное отношение к одноклассникам по шкале (+3;–3). Эта методика проводится только в классах среднего звена общеобразовательной школы и позволяет оперативно выявлять учащихся, чьи взаимоотношения с классом складываются неблагоприятно с целью оказания им психолого-педагогической поддержки.
По постановке М.М. и Н.Я Семаго (АПКиПРО РФ) с целью устранения ограничений по применению данной модификации социометрического метода в АСИОУ был реализован «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Как показали проведенные исследования, изучение взаимоотношений среди учащихся с использованием этой проективной методики дает более «чистые» результаты, хотя и занимает больше времени.
Для изучения состояния опосредованных учебных предметом взаимоотношений между учащимися и педагогами в АСИОУ была реализована методика «ПК-метрия», в которой так же, как и в социометрии, используется принцип сопоставления взаимных оценок. Каждый учащийся в ходе анонимного опроса по шкале, аналогичной шкале школьных отметок («неуд», «уд», «хор», «отл»), оценивает степень удовлетворенности тем, как тот или иной педагог работает с ним по своему предмету. Далее оценка усредняется по классу. В качестве встречной оценки со стороны педагога – насколько он удовлетворен тем, как класс работает по его предмету, – берется среднее по четвертным отметкам из подсистемы АСИОУ «Итоговая успеваемость», которая, в свою очередь, предназначена в основном для анализа успеваемости и ведется заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Эта методика проводится в классах среднего и старшего звена общеобразовательной школы и позволяет оперативно выявлять пары «Педагог-Класс», в которых взаимоотношения складываются неблагоприятно, с целью проведения работы по их оптимизации. Для начальных классов планируется использование модификации данной методики на основе ЦТО.
В АСИОУ реализован также ряд методик, позволяющих проанализировать психоэмоциональное состояние учащихся и педагогов. Для учащихся нами были отобраны следующие методики: «Тест школьной тревожности» (Филлиппс), «Самооценка» (модификация методики Дембо-Рубинштейна) и «Склонность к отклоняющемуся поведению». Для педагогов: «Шкала эмоциональной возбудимости», «Стилевая саморегуляция поведения человека», «Опросник психического выгорания», «Особенности организации профессиональной деятельности», «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», «Опросник профессиональных предпочтений».
Для изучения особенностей организационной культуры учреждения и психологического климата в коллективе в АСИОУ реализована методика, позволяющая на основе данных анонимного опроса педагогов получать информацию, которую необходимо учитывать при анализе данных, полученных по всем вышеперечисленным методикам.
Данные мониторинга могут анализироваться на разных уровнях: индивида, класса, параллели, образовательного учреждения, совокупности образовательных учреждений. Для этого в АСИОУ имеется встроенная система статистической обработки и графического представления данных мониторинга:
сравнительный анализ данных по средним арифметическим с учетом стандартных отклонений, с построением соответствующих диаграмм;
корреляционный анализ данных с построением коррелограмм и выявлением максимально нагруженных показателей;
факторный анализ с выдачей матриц факторных нагрузок для содержательной интерпретации латентных факторов.
Анализ информации, полученной в результате статистической обработки данных мониторинга должен быть направлен, по нашему мнению, в первую очередь на выявление «точек приложения сил», оптимальных с точки зрения минимизации усилий при корректирующем воздействии на процесс взаимоадаптации ребенка и образовательной среды. Конкретные действия по «приложению сил» должны быть соотнесены со всеми результатами статистической обработки, с реальной ситуацией и описаны в практических рекомендациях школьным психологам.
В 2004-2005 учебном году наши исследования проводились на выборке учащихся 6 школ с 5-й по 7-ю параллель (всего 925 учащихся). В 2005-2006 учебном году к учащимся 5-7 параллелей были присоединены учащиеся 8-й параллели (всего 910 учащихся), а также педагогические коллективы школ (всего 183 педагога).
В результате проведенного исследования нам удалось выявить одну из «точек приложения сил» – по нашему мнению, в первую очередь силы должны быть направлены на снижение фрустрации потребности учащихся в достижении успеха. Именно этот показатель оказался максимально нагруженным корреляционными связями с остальными показателями, в особенности, с результатами оценки учебной и педагогической деятельности.
Потребность в достижении успеха напрямую связана с собственной самоэффективностью, под которой понимается представление о собственной успешности и способности к достижению целей. В основе формирования и развития самоэффективности ребенка лежат вера значимых взрослых (родителей, педагогов) в его успех и способности, демонстрирование ими веры и положительной оценки успехов детей, а также осознание самим ребенком имеющегося опыта успеха в важных для него сферах.
Отсюда следует, что ребенка важно научить узнавать свой успех. Это может сделать взрослый, давая обратную связь ребенку. А также важно создавать ситуацию успеха. Например, такая возможность помощи в осознании ребенком своего успеха есть у педагога в ситуации оценивания школьных достижений у данного ребенка. Так, педагог может не просто назвать вслух оценку, но и прокомментировать ее, указывая на позитивные достижения ребенка.
К сожалению, в последнее время наблюдается отход от этой, ранее обычной, педагогической практики. Более того, все чаще оценка вообще не называется, учащийся остается в полном неведении относительно состояния собственных знаний, а это уже нарушение общего закона о необходимости обратной связи в системе, ведущее к разрушению учебной деятельности в целом.
Прежде всего, это объясняется собственной психоэмоциональной напряженностью педагогов. И для того, чтобы сформировать у учителей потребность в «позитивно детализированной» оценке, необходима целенаправленная и систематическая работа школьной психологической службы, в том числе – по оказанию психологической поддержки самим учителям.
С учетом общих закономерностей, выявленных на основе данных психолого-педагогического мониторинга, нами были разработаны общие практические рекомендации для школьных психологов по работе с педагогическими коллективами школ. Так как система АСИОУ установлена в каждой школе, психолог при реализации общих рекомендаций имеет возможность учитывать особенности внутришкольной ситуации, пользуясь результатами статистического анализа содержащихся в школьной базе данных.
Как показывает опыт, наличие практических рекомендаций само по себе ничего не меняет. Необходим анализ условий их выполнения и проработка системы соответствующих мер, включающих проведение целевых методических объединений для школьных психологов, семинаров и совещаний для директоров и членов школьной администрации, издание соответствующих распоряжений и приказов, что предполагает понимание и содействие со стороны органов управления образованием. В 2002 году Управлением образования мэрии г. Ярославля была создана Городская психологическая служба, которая в настоящее время осуществляет координацию деятельности психологических служб всех образовательных учреждений, входящих в муниципальную систему образования. Благодаря наличию такой службы становится возможным осуществление исследования «полного цикла» – от наблюдения до воздействия и получения обратной связи об изменившемся после воздействия состоянии объекта исследования.