Элементы массового сознания, традиции, с одной стороны является базисом, с другой, может ограничивать творческое сознание в реализации. То есть и без неё нельзя, но и с ней трудно.
Традиция в самом широком смысле это нечто третье, что появляется в процессе межличностного взаимодействия. Чем это взаимодействие ритуализированней и дольше, тем традиция чётче выражена и имеет больший вклад в общее энергоинформационное поле. Сравните, например, традицию какой-нибудь вечеринки в загородном коттедже человек на тридцать и традицию масонов или православных христиан.
Ритуалы и атрибуты это важные аспекты того или иного общества. Они нужны для того, чтобы традиция жила и становилась сильнее. Через них происходит обмен между традицией и членами сообщества. Прививкой от С.С. в сильных традициях является понимание того, что любой ритуал и атрибут священны, но являются лишь помощниками для общения человека с теми или иными ипостасями души и духа. Ритуал нужен только лишь для того, чтобы помочь человеку настроится на нужный лад (например, общение с богом), но, в принципе, он не обязателен.
Чтобы выжить в той форме, в которой она изначально была создана, традиция закрывается и отделяется от всего внешнего. Она заинтересована в замкнутости сообщества. Это нужно учитывать и адекватно реагировать, не поддаваясь на эту тенденцию.
Думая о традиции и о способах взаимодействия с ней, я пришёл к одному интересному выводу, который может удивить людей светских, которые не ходят в храмы, практиками духовными не занимаются, о смысле жизни не задумываются, в бога не верят и пр. Вывод этот заключается в том, что каждый человек находится в традиции. В первую очередь в традиции семьи. Так как семейная традиция ощущается как собственная кожа, то увидеть её со стороны очень сложно. Это та традиция, которая является первичной кладезью интроектов. Часто люди, не принимая семейную традицию внутри себя и собственную ей обусловленность (по принципу сценария или контрсценария) находят себе другую, часто противоположную по своим качествам, тем самым разрывая контакт с той силой, которой обладает его род. Любой интроект несёт в себе энергетический заряд, или силу. Задача творческого сознания вместе с критическим мышлением – вернуть себе эту силу, освободившись от формы.
Пример.
Мужчина Н. 35 лет. У него в семье было принято не говорить о сексе. Это было табу. Так же не было принято выражать свои чувства на людях. В итоге Н. выбирает своей традицией школу Ошо Раджниша. С одной стороны, данное решение является для него целительным, так как традиция данной школы поможет ему раскрыть то, что не получалось раскрыть в семье. Но с другой стороны, дело скорее в его отношении. Так как если это делается исходя из бессознательного детского бунта, то говорить о критическом взгляде на философию школы уже не приходится, так как есть подводный камень, добавочный смысл, сильно заряженный энергией детских обид. Тогда любые попытки критического переосмысления будут блокироваться (сонливость, раздражение, откладывание на потом, а иногда даже мысли такой не возникнет, ставить под сомнение). В этом сама традиция будет ему помогать. Вот почему часто люди покидают ту или иную школу сначала чисто интуитивно, только потом, через несколько месяцев или даже лет они начинают осмыслять со стороны, а что же это такое было для него, какую роль это играло в его жизни. Любая традиция несёт в себе ограничения, которые успокаивают, так как дают ориентиры и ответы на вопросы, иногда оправдания для безалаберности и пассивности (на всё воля божья). В чем эти ограничения состоят? Одобряется одно поведение, порицается другое. Это может быть как открыто, так и завуалировано, бессознательно. Пропагандируется одна философия, всё, что в неё не входит, также порицается и высмеивается. Но всё тут не так однозначно, потому что человек выбирает себе традицию исходя из своих качеств, личных предпочтений, то есть она в определённой степени приближения является его собственным отражением. В итоге он видит свой собственный закон в лице традиции. Тут получается ловушка, в которую адепт сам себя загоняет. Закон его, например, закон «не проявляйся», или «наука даст ответы на все вопросы», но он предпочитает видеть его вовне, в традиции, и подчинятся ему, отдавая ей часть своей личной силы, на которой держится этот закон. Потом может настать период, когда адепт взбунтуется против закона традиции и уйдёт из неё. Но каждый сам интерпретирует закон, по-своему, в согласии со своим внутренним устройством. Как говорил один учитель своим возмущённым ученикам: «Это ваш перенос, ребята».
Подводный камень жизни в традиции это инфантилизм, под воздействием которого адепт интерпретирует закон традиции, чтобы себя оправдать (свою пассивность, безответственность, всё, что позволяет оставаться ребёнком)
Анатолий Некрасов в своей книге «Эгрегоры» выделяет следующие способы взаимодействия с эгрегорами:
1) Родитель-ребёнок
2) Экспериментатор – подопытное существо
3) Сознательное взаимодействие с эгрегором учитель – ученик.
4) Партнерство
Я считаю, что метафора «эгрегор» и традиция две очень похожие друг на друга вещи, поэтому те же способы взаимодействия можно отнести и к традиции
С точки зрения развития можно выделить три этапа взаимодействия с традицией:
1) Слепое подчинение (стадия ребенка)
2) Бунт (стадия подростка)
3) Переосмысление. На данной стадии как раз и приходит понимание, что ни у кого нет ответов на все вопросы, что все учителя, какими бы просветленными они ни были, всего лишь люди и, что всё-таки единственный возможный вариант это взять всю свою ответственность себе. Это период падения кумиров, спускания с небес на землю, период возвращения себе собственной силы.
Итак, основные личные предпосылки к сектантскому сознанию:
1) страх быть отвергнутым, желание быть признанным