Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что значит переварить интроект?



Небольшой экскурс в теорию интроекции.

Интроекция это включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). В результате этого процесса нечто, приходящее извне, воспринимается человеком как происходящее из него самого. Интроекция является примитивной формой идентификации, но в отличие от идентификации интроекция не осознаётся. Итроекция — это один из механизмов прерывания контакта с собой и окружающим миром. Проще говоря, интроект этот тот образ, который был когда-то впитан человеком, но не усвоен, то есть остался в той же форме, в какой и был. Тот образ, который не обрёл тех цветов и красок, которые бы передавали ему индивидуальное отношение самого человека.

И зайду с другой стороны. Интроект это тот образ (мысль, позиция, манера поведения, взгляд на вещи), который не подвергся критике. Критика может заключаться в вопросах «почему», «зачем это нужно», «что это может значить».

Например, всем известный лозунг: «анархия мать порядка». Сектантское сознание не думает над смыслом данного утверждения, ему это не нужно, потому что для него главное это принадлежать к какой-либо группе. Если человек, которому свойственно данного рода сознание, будет разбираться в данной фразе, то он рискует наткнуться, во-первых, на собственное непонимание, во-вторых, на собственное несогласие. А это, порой, невыносимо, потому что отделяет человека и проявляет его как индивидуальную единицу. Если ты не понимаешь, ты «не принадлежишь к». Если ты не согласен, тогда тем более. Отсюда можно сделать вывод о том, что внутренняя почва для сектантского сознания это страх быть отвергнутым и желание быть признанным.

 

Что значит переварить интроект?

Переваривание интроекта, или ассимиляция, включает в себя два процесса – разрушение и реорганизацию.

Разрушение интроекта - это, прежде всего, разложение на составные части. При работе с текстом это может быть прояснение значения каждого слова в отдельности. Также это сомнение, отделение зёрен от плевел. Например, возьмём характерный материнский интроект «все мужики - сволочи». В этом утверждении есть обобщение, как признак сектантского сознания (претензия на замкнутость, описание всего). Можно поставить вопрос все ли мужики сволочи и проверить, распросить замужних подруг и т. д. Так же можно выяснить значение слова сволочь, чтобы из чего-то резко негативного но смутного определения оно превратилось в чёткое и ясное. Сволочь – дрянной, подлый человек мерзавец. Вберем из этого ряда слово подлый – прилагательное, образованное от слова подлость — бесчестность, низость, гнусность. Резко отрицательная моральная характеристика поведения человека, связанная с выражением презрения. Подлость — поведение человека, характеризующее его негативное влияние на кого-либо, поведение, которое характеризуется деяниями, подрывающими моральное отношение к человеку, с которым тот общается.

То есть сволочь это человек без чести, не порядочный. Основное чувство к сволочи – презрение. Является ли это чувство моим, или оно привнесено в меня от матери? Действтительно ли среди мужчин нет людей с честью? И т. д.

 

Вторая часть ассимиляции интроекта – реорганизация.

Да, есть сволочные мужики, но не все. Бывают сволочи, и их стоит остерегаться. Но почему-то именно к таким и тянет, а почему тянет? Ощущение, что этих только и достойна и т. д.

В данном примере основной задачей было убрать статус закона со слова «все», приближая тем самым собственное восприятие мужчин к реальности. Направление к усложнению и открытости фразы-убеждения.

 

Причиной сохранения интроекта в изначальном виде может быть страха потерять связь со значимым другим, из страха «убить отца». В этом случае интроект можно назвать значимой чертой, с помощью которой происходит идентификация (хотя бы временная) со значимым другим. Пользуясь тем же примером можно сказать, что нежелание расставаться с материнским убеждением «все мужики сволочи» является желание хотя бы так поддерживать связь с матерью.

 

Для ассимиляции важен контакт с собственной агрессивностью, поэтому можно сделать ещё один вывод: люди, которые отрицают агрессию и не могут её проявлять, имеют предпосылки к сектантскому сознанию. В этом ракурсе призывы к любви и смирению, которые распространены во многих сектах, обретают иной смысл.

В любом действии, которое направлено на разрушение, на отделение одного от другого присутствует агрессия, как ипостась мужского архетипа в человеке.

 

Плюсы сектантского сознания (интроецированных содержаний):

1) есть готовый шаблон чего-либо (гомосексуальность это плохо, или говорить правду это хорошо, надо быть сильным в любой ситуации, мужчины не плачут). Интроекты это внешние опоры. Основное их свойство это жёсткость, которая проявляется в том, что они не видоизменяются под воздействием ситуации.

2) Не надо тратить силы и время на обдумывание и поиск своего решения и отношения, не надо вникать в происходящее. Экономия ресурсов.

3) Самый главный плюс: повышение своей самооценки. Интроекты мы едим порой от людей, которыми восхищаемся (или от значимых, таких как родственники), чтобы стать (хотя бы казаться) немножко ими, стать не собой, поднять себе самооценку.

Кстати, по поводу «казаться». Для сектантского сознания важен воображаемый компонент психики, потому что оно относит нас к раннему, дословесному этапу развития ребёнка, когда его рот занят материнской грудью.

 

Небольшой экскурс в психологию оральной стадии развития:

Главным органом чувств малыша в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Малыш еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь - как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.

Хочется выделить здесь две вещи. Первая – сексуальная энергия направлена на самого себя, вторая – на этой стадии закладываются основы чувства безопасности, уверенности и защищённости.

 

.

4) человек получает ощущение безопасности. Третий вывод, который можно сделать о сектантском сознании: предпосылкой к нему может быть страх перед жизнью, ощущение незащищённости. Тогда секта является убежищем для человека. Он может спрятаться за всеми этими непереваренными конструкциями так, что его никто не заметит. Следовательно четвёртым плюсом сектантского сознания является безопасность

 

Минусы сектантского сознания:

1) Человек в какой-то мере не принадлежит себе, а является механическим проводником той силы, которую интроецировал.

Например, это может быть сила такой концепции как монархизм. Сам человек может и не понимать до конца, как устроен такой метод правления, но какой-то значимый персонаж сказал, что это лучший метод правления в России, и он поверил и всячески транслирует, что он монархист, что он за традиционные ценности.

2) У человека закрыт доступ к определённой части его личной силы, с помощью которой он бы творил, достраивал и перестраивал собственную идентификацию и выстраивал себя в зависимости от ситуации, то есть проявлял гибкость и высокую степень адаптации

3) Интроект стоит между Я и Душой, является преградой в их коммуникации. Те образы, через которые проявляется Душа, создаются в соответствии с чувствами и ощущениями, интроеты же попадают в сознание, как заслонка от тех или иных переживаний Души.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что сектантское сознание противопоставлено творчеству. Значит выходом из С.С является творческий процесс.

Как раз в тему цитата из журнала «Credo New», статья «Творчество как культурный феномен», автор Погодин И. А. (http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/cn_1_2009/3537-tvorchestvo-kak-kulturnyjj-fenomen.html)

«Процесс творчества всегда связан с интроекцией и проекцией, а также их соотношением как способами организации контакта в поле. Так, для того, чтобы появилось нечто новое, необходимо сначала накопить некоторую совокупность знаний в форме интроектов, после чего разрушить центральный парадигмоообразующий интроект в исследуемом пространстве, а затем в результате проективного цикла создать новый продукт, который в свою очередь интроецируется последователями. Таково поступательное движение развития познания. Необходимо отметить, однако, что проекция не всегда лежит в основе творческого процесса, так как проецироваться может уже существующий интроект.»

 

А с помощью следующей цитаты (оттуда же) я перекину мостик к теме традиции, которую так же хотелось бы немного осветить в данной статье.

«Рассматривая развитие цивилизации через призму творческой эволюции, хотелось бы упомянуть еще об одном тезисе. Речь пойдет о соотношении индивидуального и массового сознания в проективно-интроективных механизмах творческой эволюции. История развития человеческой цивилизации свидетельствует, что мотивирующим и продвигающим фактором эволюции во все времена выступает индивидуальное сознание (индивид), а стабилизирующим и, соответственно, сохраняющим достижения, фактором является массовое сознание. Таким образом, массовое сознание – это фундамент для продвижения и развития, индивидуальное же - инструмент. Кроме того, необходимо отметить соответствие описанных факторов и механизмов творческой эволюции. А именно, мотивирующий фактор индивидуального сознания имеет отношение к деконструктивной тенденции, предполагающей разрушение интроектов; стабилизирующий же фактор массового сознания соответствует конструктивной тенденции, создающей и сохраняющей интроекты.»

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.