Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разряды местоимений по значению



 

В зависимости от значения (от способа указания) местоимения традиционно делятся на 9 разрядов.

1.Личные: я, ты, мы, вы – указывают на лицо/лиц, участвующих в общении, он, она, оно, они – указывают на лицо или предмет, о котором идет речь: "Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине" (Л.); "Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа" (П.).

2.Возвратное местоимение себя указывает на то, что действие, состояние распространяется на субъект, о котором идет речь: "Я ненавижу себя"; "Он доволен собой".

3.Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их, свой указывают на принадлежность лицу, животному или предмету: "Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе" (Бл.); "Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки" (Манд.); "Сердитый взор бесцветных глаз. Их гордый вызов, их презренье, Всех линий – таянье и пенье – Так я вас встретил и первый раз" (Бл.); "Учитель чистописания Сергей Капитонович Ахинеев выдавал свою дочку Наталью за учителя истории и географии Ивана Петровича Лошадиных" (Ч.).

4.Указательные: этот, тот, такой, таков, сей, оный, столько* – служат для непосредственного, прямого указания на предметы, их качества, количество: "В тот год осенняя погода стояла долго на дворе" (П.); "Я люблю этот город вязевый, Пусть обрюзг он и пусть одрях, Золотая дремотная Азия Опочила на куполах" (Ес.).

* К этому же разряду можно отнести местоименные наречия: туда, там, так, тогда и пр.

5.Определительные: весь, всякий, сам, самый, каждый, любой, иной, другой. По сравнению с местоимениями других разрядов они наиболее разнообразны по семантике и имеют: а) либо значение неисчерпанности (весь): "Нет, весь я не умру" (П.); "Жди меня, и я вернусь, всем смертям назло" (Сим.); б) либо значение выделения (сам, самый, иной, другой): "Быть может, в сердце нам приходит Средь поэтического сна Иная, старая весна" (П.); "Другая жизнь" (название повести Ю. Трифонова); "Сам себе казался я таким же кленом" (Ес.); в) либо значение обобщения (всякий, каждый, любой): "И – назовет меня всяк сущий в ней язык" (П.); "Наука, искусство, техника, всякая мало-мальски человеческая, трудовая, что-либо творящая жизнь – все погибло" (Бун.); "Жизнь берет свое вопреки любым догматическим заклинаниям" (Ог. 1989. № 32); "И каждый вечер в час назначенный (иль это только снится мне?) Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне" (Бл.).

6.Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько служат для формирования вопросительных предложений*, **: "Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел" (Ес.); "Ты в чем виновата? Ты в том виновата, что зоркости было в тебе маловато" (Б.Ок.).

* С помощью этих же местоимений создаются и восклицательные предложения с высокой экспрессивностью: "Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы..." (Б.Ок.).

** К этой же группе можно отнести и местоименные наречия: как, когда, куда, где.

 

7.Относительные: по составу это те же слова, которые образуют группу вопросительных местоимений, но выступающие в роли союзных слов в сложноподчиненном предложении: "Я живу с твоей карточкой, с той, что хохочет, у которой суставы в запястьях хрустят, Той, что пальцы ломает и бросить не хочет, у которой гостят и гостят и грустят" (Паст.); "Я тот, которого никто не любит и все живущее клянет" (Л.).

8.Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего используются для выражения отрицания: "Долог день до вечера, когда делать нечего" (посл.); "В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть" (Ес.).

9.Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-либо, кто-нибудь, сколько-нибудь, кое-что, какой-нибудь и др. обозначают приблизительное указание на предметы, признаки и количества: "Есть нечто, называемое судьбой, – предмет хотя не материальный, но тем не менее вполне действительный" (Вл.Сол.); см. также традиционное начало многих русских сказок: "В некотором царстве, в некотором государстве..."

Употребление местоимений различных разрядов*

* В этом разделе уделяется внимание преимущественно тем группам местоимений употребление которых, во-первых, может повысить выразительные качества речи и, во-вторых, связано с ошибками, нередко наблюдающимися в речи.

 

Личные местоимения

I. Местоимение 1-го лица единственного числа я указывает на то, что говорящий сообщает о себе: "Я нарочно иду нечесаным, С головой, как керосиновая лампа, на плечах. Ваших душ безлиственную осень Мне нравится в потемках освещать" (Ес.). Употребление этого местоимения придает речи подчеркнуто личностный характер. Поэтому, широко используясь в речи устной, в письменной речи местоимение я имеет ограничения в своем употреблении: оно наиболее уместно в тех текстах, которые предполагают и допускают возможность повествования от 1-го лица. Это, конечно, в первую очередь художественная литература, в публицистике – такие жанры, как очерк, репортаж, полемические заметки, интервью и т.п. Вот, например, отрывки из интервью с художником-карикатуристом Михаилом Злотковским: "Я очень ценю в карикатуре оперативность. Сделать ее можно практически на любом кусочке бумажки: несколько штрихов – и тут же создается образ или передается информация... Я, конечно, не думаю, что карикатурист может что-то кардинально изменить. Но в ряду всей духовной жизни карикатура, как всякий другой вид интеллектуальной деятельности, выполняет свою функцию. И я верю в свою работу, верю, что надо что-то делать, невзирая ни на что..." (Моск. комс. 1989. 28 окт.).

Вместе с тем в некоторых жанрах письменной речи местоимение я традиционно не употребляется (газетная информация, обзор печати, учебная литература, научные статьи и т.д.), а соответствующее высказывание 'строится при помощи безличных оборотов: "представляется важным", "очевидно, что", "необходимо подчеркнуть" и т.п.

II. Местоимение 1-го лица множественного числа мы указывает на объединенность говорящего с группой других лиц: "Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, о людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы" (Н. Майоров). Причем в каждом конкретном случае контекст (или ситуация говорения) дает возможность установить, с какими именно лицами объединяет себя автор. Соответственно выделяется несколько закрепившихся за местоимением мы регулярно воспроизводимых в речи оттенков значения, связанных с выражением объединенности.

1. Совместно-ограничительное мы. Оно употребляется в монологической речи и имеет значение "автор + читатель". Например, рассказывая о решении администрации Москвы закрыть знаменитые Сандуновские бани, журналист пишет: "Мы-то и не догадываемся с вами, что для того, чтобы быть чище, надо позакрывать бани и вообще по Москве отключить всю горячую воду. Но это у москвичей еще впереди. А вот в банях ее действительно отключили вместе с отоплением" (Моск. комс. 1991. 31 окт.). Употребляя местоимение мы в этом значении, автор как бы приглашает читателя, слушателя к совместному размышлению. Такое мы активизирует процесс восприятия; поэтому оно чаще употребляется в устных монологических жанрах, таких как урок-объяснение, лекция, выступление радио и телекомментатора, но встречается и в письменной речи: в авторских комментариях, рассуждениях, отступлениях.

2. Обобщающе-ограничительное мы указывает на совокупность представителей одной социальной, социально-исторической группы, к которой принадлежит и автор*. Именно это значение реализуется в знаменитом стихотворения А. Блока "Скифы"; "Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы! С раскосыми и жадными очами". Употребление местоимения мы очень распространено в публицистике для обозначения всех людей, живущих в нашей стране. Например: "Мир и Мы" название одной из полос газеты "Московские новости"; или: "Что же такое фотомодель и фотомодельный бизнес? Прежде всего надо сказать, что, как и в любом другом, новом для нас деле, руку к этой области приложили и мерзавцы и деляги" (Моск. комс. 1991. 31 окт.).

* Мы в этом значении не следует смешивать с так называемым "авторским мы" (см. ниже).

 

3. Обобщающее мы (принимает участие в оформлении высказываний обобщающего характера). Вместе с глагольной формой оно указывает на то, что сформулированное суждение в равной мере относится как к говорящему, так и к любому другому человеку: "Тьмы низких истин нам дороже Нас возвышающий обман" (П.); "Каждый пред Богом наг. Жалок, наг и убог. В каждой музыке Бах, В каждом из нас Бог" (И.Бр.).

4. Близко к значению объединенности употребление мы по отношению к собеседнику (заменяющее Ты, Вы): "Какие мы хорошие! какие мы нарядные" (обращение к ребенку); "Как мы себя чувствуем?" (обращение врача к больному). В этих случаях говорящий как бы ставит себя на место того, к кому обращается, отождествляя себя с ним. Благодаря этому возникает особая, доверительная интонация и общение приобретает непринужденный характер. В этом значении местоимение мы употребляется исключительно в разговорном стиле речи, при неофициальных, дружеских отношениях между общающимися или для установления таковых.

Кроме того, местоимение мы может использоваться как синоним к местоимению я. Это:

1. Так называемое "авторское мы"'. Оно широко употреблялось в художественной и публицистической литературе XIX века. Так, например, рассказывая о департаменте, в котором служил Акакий Акакиевич, герой повести "Шинель", Н.В. Гоголь пишет: "Итак, во избежание всяких неприятностей, лучше департамент, о котором идет дело, мы назовем одним департаментом". И там же, сообщив читателю о том, почему родители героя дали своему ребенку такое необычное имя, писатель замечает: "Мы привели потому это, чтобы читатель мог сам видеть, что это случилось совершенно по необходимости и другого имени быть было никак невозможно".

Нормативным является в настоящее время использование мы в значении я в научной речи. В современной художественной литературе и публицистике оно играет экспрессивно-стилистическую роль: придает повествованию книжный, иногда даже архаичный характер и в конечном итоге делает образ рассказчика условным, несколько "размытым".

2. Устаревшее в настоящее время употребление мы для обозначения царствующей персоны: "Мы, Николай II".

III. Местоимения 2-го лица единственного и множественного числа ты и вы служат для указания на собеседника/собеседников и широко употребляются в диалогической речи. В речи письменной, монологической по своей природе, их употребление становится одним из стилеобразующих средств, которые придают письменному сообщению адресованный характер, подчеркивают направленность речи от автора к адресату. Местоимения ты и вы регулярно используются в газетных заголовках, рубриках: "Адидас не про вас" (Пр. 1991. 21 сент.); "Вас приглашает клуб" (Моск. пр. 1989. 2 февр.); "Вы просили выяснить" (рубрика газеты Моск. пр.); "Вы хотите иметь машину?" (Сов. культ. 1989. 18 февр.); "Говорите, Вас слушают..." (рубрика газеты Моск. комс.). Очень часто местоимения 2-го лица употребляются в текстах рекламного характера. Например: "Уникальная возможность для вас! Лицей объявляет прием выпускников 8-х и 10-х классов средних школ Москвы и Московской области..." (Моск. комс. 1989. 9 июня).

Такие тексты обращают на себя внимание читателя; они более действенны, чем те, которые строятся как бы безотносительно к адресату.

Местоимения ты и вы могут также в сочетании с глаголами принимать участие в оформлении обобщающих высказываний: "Да и вообще ничего не забывается, не проходит бесследно. Какие-то клетки умирают в тебе, их уже не восстановить, ты носишь в себе эти мертвые клетки" (Ю.Наг.). Однако главную роль здесь, как правило, играет глагол, а грамматическое значение местоимений настолько ослаблено, что чаще всего такие предложения строятся как односоставные: без местоимения-подлежащего, с одним только глаголом-сказуемым (об этом см. ниже, раздел "Употребление личных форм глагола").

Местоимение вы может употребляться как синоним к ты при обращении к одному собеседнику. В этом случае выбор местоимения стилистически значим и зависит от отношений между говорящими: ты – при непринужденных, близких отношениях, вы – при официальных. Несоответствие употребленного местоимения ситуации общения может также служить экспрессивно-стилистическим средством. Вот, например, как описывает герой рассказа А. П. Чехова одного из своих соседей: "Он был мрачен, желчен, молчалив и никого не боялся и не признавал над собой ничьей власти. Матушке он грубил, мне говорил "ты", а к учености Победимского относился с презрением". Выбор местоимения единственного числа ты (когда уместнее вы) свидетельствует о несколько пренебрежительном отношении к герою.

С помощью местоимения вы говорящий, наоборот, может подчеркнуть холодность, официальность, отчужденность, возникшую в отношениях с собеседником. Только на вы обращается Сергей Есенин (а его любовный лирике вообще-то свойственно обращение на ты)к некогда близкой и любимой женщине, которой он стал чужим: "Простите мне... Я знаю: вы не та – Живете вы с серьезным, умным мужем, Что не нужна вам наша маята, И сам я вам Ни капельки не нужен. Живите так, как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. С приветствием, Вас помнящий Знакомый ваш Сергей Есенин".

IV. Местоимения 3-го лица он, она, оно, они, указывающие на лицо или предмет, о котором идет речь, выступают как в устных, так и в письменных сообщениях в двух функциях. Во-первых, они являются средством замещения: помогают избегать повторения в каждом предложении одних и тех же слов. Во-вторых, они обеспечивают связанность речи, грамматически соединяя последующее предложение с предыдущим: "Молодежная мода – это великолепно. Она не ограничивает никого: носи то, что тебе нравится" (Моск. пр. 1989. 10 февр.); "Методика передачи жилья в личную собственность еще будет уточняться, но похоже, что она станет гораздо проще той, что существует сейчас" (Незав. газ. 1991. 5 нояб.).

В каждом случае определить, на какой предмет, на какое явление, лицо указывает местоимение, можно только в его связи с предшествующим повествованием. А вне этой связи предложения с местоимениями 3-го лица являются недостаточными в смысловом отношении*. С этим свойством местоимений он, она, оно, они связана возможность их использования как экспрессивно-стилистического средства. Некоторые художественные и публицистические произведения начинаются предложениями, в которых нет называющих лицо, предмет, явление существительных, а сразу употреблено местоимение, их заменяющее. Вот как, например, начинается очерк С. Смирнова "Найди себя, мама!", посвященный исправительно-трудовым учреждениям (ИТУ) для женщин (Комс. пр. 1988. 27 марта):

"Ключ оказался на старом месте, так что сейф удалось открыть без особых осложнений. Она перевела дух: вот они, деньги!

Перед Зимфирой лежало несколько тысяч – значительно больше, чем требовалось вернуть. Теперь можно рассчитаться за недостачу. Стоит только протянуть руку и..."

* В устной речи, при непосредственном общении, эта смысловая недостаточность может восполняться жестом, ситуацией и т.п.

 

С одной стороны, такое начало текста интригует читателя. С другой стороны, читатель сразу оказывается как бы включенным в ту ситуацию, которая описана, воспринимает ее не "извне", а "изнутри".

Ту же роль играют местоимения 3-го лица, вынесенные в заголовок газетного материала: "Он был непредсказуем" (информация о фильме, посвященном С.П. Дягилеву – Сов. культ. 1989. 23 февр.); "их не видят на аренах" (о тренерах, готовящих Олимпийские сборные – Пр. 1990. 24 сент.); "Она ведет в мир добра" (сообщение о награждении Н.И. Сац орденом Октябрьской Революции – Моск. пр. 1989. 24 февр.).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.