В письменной речи количественные числительные обозначаются и при помощи слов, и при помощи цифр. Выбор между словом или цифрой зависит от стиля речи, а также от жанра произведения. В научном и официальном стилях – там, где слова выполняют только информативную функцию, – используются цифры. В речи художественной, где, помимо информативной, слово несет эстетическую нагрузку, больше распространено употребление соответствующих числительным слов: "Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек" (Бл.); "Показалось, что много ступеней, а я знала, их только три" (А.Ахм.); "В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето" (Маяк.).
Однако отмечаются и случаи отступления от этой закономерности. Так, в "Балладе о двадцати шести", рассказывая о гибели бакинских комиссаров, С. Есенин употребляет только цифры: "Пой песню, поэт, пой, ситец неба такой голубой. Море тоже рокочет песнь. Их было 26. 26 их было, 26". Одна из поэм Маяковского называется "150 000 000" и начинается так: "150 000 000 – мастера этой поэмы имя. Пуля – ритм. Рифма – огонь из здания в здание. 150 000 000 говорят губами моими. Ротационкой шагов в булыжном верже площадей напечатано это издание" (Маяк.). Такое обозначение придает изложению характер документальной точности, фактографичности.
В публицистике выбор текста или цифры зависит от жанра, а также от предмета сообщения. В информации, обзоре, статье употребляются обычно цифры, причем при обозначении простых (имеющих один корень) числительных используются как цифры, так и слова, а для указания на десятки и сотни тысяч, миллионов, миллиардов могут использоваться смешанные обозначения: "Ежегодно в Доме [Доме приемов МИД] бывают около 12 тысяч человек, проходит около 600 встреч, порой по пять-шесть в день" (Моск. нов. 1991. № 43); "Вклад фермерских хозяйств сейчас составляет 1–2 процента от всей произведенной агросектором продукции" (Моск. нов. 1991. № 43). В текстах художественно-публицистических (очерк, фельетон) употребимы оба способа: "Мог ли я подумать тогда, вместе со своей ротой подхватывая песню о двадцати восьми героях-панфиловцах, что много лет спустя доведется мне встретиться с одним их этих героев, с живой легендой первых лет войны?" (Моск. пр. 1989. 25 окт.); "Считалось, что все 28 бойцов Панфиловской дивизии, защищавших Москву у разъезда Дубосеково, погибли в том бою" (там же).
Следует помнить, что, будучи употребленными для обозначения лиц, а не предметов, цифры как бы обезличивают тех, кто стоит за ними, привносят в текст элемент сухой статистики, поэтому использование их не всегда уместно.
В устной речи, где слово – единственно возможное обозначение, при употреблении количественных числительных часто допускаются две очень распространенные ошибки:
1) при склонении сложных и составных числительных говорящие нередко изменяют не все части, а только последнюю: "Он получает больше семьсот рублей (следует: семисот)*;
2) при употреблении числительных в дательном, творительном и предложном падежах говорящий нередко сохраняет между словами ту же связь, что и в именительном падеже, т.е. управление, забывая о том, что в этих падежах числительное должно согласовываться с существительным: "Дивизия пополнилась пятьюстами новобранцев" (следует: пятьюстами новобранцами).
* Ср. газетное высказывание, процитированное в "Русской грамматике": "Мы совсем разучились склонять числительные... Редкий оратор рискнет произнести даже трехзначное число в другом падеже, кроме именительного. К примеру, если докладчику надо сказать, что двумстам восьмидесяти трем человекам сделаны такие-то прививки, то, в лучшем случае, эта фраза будет звучать так: "Двести восемьдесят трем человекам" и т.д." (Русская грамматика. Т. 1. М., 1980. С. 579).
Такое употребление количественных числительных является грубым нарушением норм русского литературного языка.
Необходимо также обратить внимание на числительные, входящие в составные наименования: марок различных машин, массовых мероприятий и т.п.: "Олимпиада-80", "Ty-134", "Песня-89" и т.д. Нередко при их употреблении в устной речи последняя часть прочитывается говорящими при помощи слов типа первый, второй ("Ту сто тридцать четвертый"). Такое словоупотребление свойственно только устно-разговорному стилю речи. В сообщениях же официального характера нужно употреблять количественные числительные: "Ту сто тридцать четыре"; "ГАЗ шестьдесят девять" и т.п.