Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 2 . Экспериментальная часть.



Методика исследования.

По данным исследования, которое проводилось 12.03.08. в 4 «Б» классе школы № 4 был использован опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис), направленный на выявление роли семьи в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. В исследовании принимало участие 10 человек – 5 мужчин и 5 женщин. Испытуемыми выступают родители.

 

Анализ результатов исследования.

 

Был использован опросник «Анализ семейного воспитания» по Э. Г. Эйдемиллеру и В. Юстицкис. Для того чтобы было понятно, по каким критериям нам определять особенности воспитания младшего школьника, легче всего разграничивать семьи на стили воспитания, то есть на какой системе воспитания строится семья.

Установив стиль семейного воспитания данной семьи, мы сможем утверждать об особенностях воспитания, посредством которых возможно определить качества личности младшего школьника. В опроснике были взяты одиннадцать шкал.

 

2 из 10 семей, имеющие следующие результаты по опроснику «Анализ семейного воспитания»:

Шкалы Кол-во баллов семьи Диагностическое значение


Из таблицы видно, что 2 семьи (5 баллов) испытывают сложности, как правильно воспитывать младшего школьника. Эта шкала позволяет говорить о резкой смене стиля, приемов воспитания, свидетельствует о «шараханьях» родителей от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению.

Либеральная семья (3 семьи) не требует особого приклада сил на то, чтобы воспитывать своего ребёнка. Конечно, ребёнок в этом семье предоставлен самому себе и ему « все можно».

Авторитарная семья (3 семьи) не связывает акцент на «правильное» воспитание, грамотное наблюдение за развитием ребёнка, на полную отдачу себя в буквальном смысле слова. 3 из 10 семей (5 баллов) превышают седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов. 2 из этих 3 семей имеют количество баллов (4 балла), которое достигло показатель диагностического значения четвёртой шкалы (4 балла). Результаты приведены ниже в таблице:

Шкалы Кол-во баллов семьи Диагностическое значение

 

По седьмой шкале ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество обязанностей, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

 

По четвертой шкале воспитание представляет собой не в полной мере стремление родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Довольно часто ущемляются духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с семьёй, в её любви.

1 из этих 3 семей (5 баллов) превышает седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов и имеет показатель (5 баллов), превышающая диагностическое значение по 9 шкале (4 балла). Результаты показаны ниже в таблице:

Шкалы Кол-во баллов семьи Диагностическое значение

 

По девятой шкале характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения.

Видно, что 2 семьи относят себя к демократическому стилю воспитания. Известно будет предположить, что дети этих семей воспитываются на добрых началах, позитивной основе, отношения строятся на сотрудничестве, взаимоподдержке, оказании неподдельной помощи друг другу, исходя из этого у младшего школьника формируются положительные качества личности, которые оказывают влияние на дальнейшее воспитание ребёнка. Результаты приведены ниже в таблице:

 

Шкалы Кол-во баллов семьи Диагностическое значение

 

По десятой шкале родители склонны обходиться без наказаний или применяют их крайне редко. Они уповают на поощрение.

 

Можно сделать вывод, что вершину берут авторитарные и либеральные семьи, нежели демократические семьи. Согласно гипотезе, видно, что развитие ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье. Наиболее приемлемой считается семья, в которой родители и дети совместно взаимосотрудничают друг с другом. Отсюда, участие семьи является важнейшим и необходимым основанием в структуре воспитания младшего школьника.

 

Заключение.

 

Подводя итоги выполненной нами работы, выяснилось, что семья играет решающую роль в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Об этом говорит и экспериментальная часть исследования, где видно, что особенности воспитания определяются в семье. Выдвинутая гипотеза, была подтверждена тем, что развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

 

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

 

Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Противоречием сказанному, как ни выглядело бы это, выступают результаты нашего исследования, в котором можно проследить и отрицательные моменты, в данном случае результаты диагностики, наглядно показывающие неосознанность некоторых родителей в выполнении своих наставнических функций, неполное соблюдение всего спектра обязанностей, имеющих место, роль в воспитании и право на их осуществление совместно с детьми.

 

Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка.

 

Всё это наталкивает нас на то, что роль семьи и есть главный компонент, без которого не возможны движение вперёд, процесс сдвига по восходящей линии, в структурной составляющей воспитания младшего школьника. Мы можем утверждать, что процесс воспитания ребёнка данного возраста не будет происходить без этой категории.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

 

Таким образом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно, исключая в этом случае гиперопёку; микроколлектив, благодаря которому младший школьник дальше воспитывает в себе, в том числе и родители, различные качества (особенности характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми). Итак, семья выступает важнейшим кислородом в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.

Список литературы.

 

1. Азбука социального психолога.

 

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология.

 

3. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования, М., 1964.

 

4. Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф», 2004.

 

5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.

 

6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989.

 

7. Немов Р.С.. Психология. - М. 1995.

 

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

 

9. Педагогика. Под редакцией П. И. Пидкасистого.- М., 1996.

 

10. Подласый И.П. Педагогика.

 

11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993.

 

12. Сатир В. "Как строить себя и свою семью." М.: "Педагогика - Пресс", 1992 г.

 

13. Сластёнин В. А., И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр "Академия", 2002.

 

14. Словарь русского языка XI—XVII вв.- М., 1976.

 

15. Энциклопедический словарь: В 82 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.- СПб., 1892.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.