Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.



 

Для начала вспомним, какую роль в истории играла семья в воспитании ребёнка, как относились разные учёные к данному вопросу.

Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях.

 

Французские просветители считали, что семья должна быть свободна от тяжелого домашнего хозяйства и соответственно от владения движимой и недвижимой собственностью, которые порождают и нездоровые инстинкты, требуют усиленной конкретной борьбы, разрушающей непосредственность и бескорыстие человеческих чувств и отношений. В распоряжении семьи, по их представлению, нужно оставить предметы личного пользования: белье, одежду, самую необходимую утварь. Все остальное должно принадлежать обществу.

 

Гармоническое развитие личности не может существовать без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться обществом.

«Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с самого рождения направляет сознание, волю, чувства детей». Семья – колыбель духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая – ее разносторонность.

 

Так же роль семьи играет большую значимость в формировании мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главной особенностью семейного воспитания является то, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашней атмосферы , комфортность состояния в доме стимулируют ребенка к воспитанию существующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

Семейная атмосфера-это такая атмосфера, где каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей.

 

Условиями правильного семейного воспитания являются рационально организованная жизнь и режим жизни в семье.

 

Одним из недостатков семейного воспитания является в наше время культ вещей, приобретательство, организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании труда и отдыха детей. Распространенной ошибкой семейного воспитания так же является внимание родителей только к учебе детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию.

 

Любовь родителей – это источник благополучия ребенка в семье, условие его правильного воспитания и счастливого детства . Дети очень эмоционально реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

 

Однако родительская любовь может быть разной — от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности.

 

Одним из главных условий воспитания ребенка в семье является авторитет родителей. Авторитетом является влияние отца и матери на детей основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Однако любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета могут не всегда совпадать.

Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

 

Довольно важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Общие слаженные требования семьи и школы - одно из критериев правильного воспитания детей в семье. Там, где преподаватель и родитель действует слаженно, гораздо лучше проводить учебно-воспитательную работу.

 

Разрушает авторитет в большинстве случаев использование родителями двойной морали: одной — для людей вокруг, другой — для «ежедневного пользования» в быту, в домашней жизни. Но ребенок чаще видит родителей именно в повседневной жизни и замечает то, что родители позволяют себе ,но за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и убежденность, что дети не должны критиковать их поступки, их указания не обсуждаются и должны безоговорочно выполняться, что детей они наказывают только справедливо. На самом же деле авторитет отца и матери только возрастет , если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте.

Необходимыми критериями воспитания младшего школьника считаются взаимоотношения школа — семья — ребенок. Иногда родители считают , что с приходом ребенка в школу понижается роль семьи в его воспитании, так как основное время теперь дети проводят в стенах учебного заведения. Однако заметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

 

Особого к себе внимания требуют эмоционально-чувствительные, ранимые и застенчивые дети, которые негативно реагируют на замечания учителя, насмешки ровесников, глубоко переживают личные беды и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей необходимо побеседовать с учителем об индивидуальности ребенка, помочь ему в налаживании взаимоотношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, неназойливо вдохновлять рассказывать о своих взаимоотношениях с друзьями и взрослыми не в семье.

Постепенно у младшего школьника формируется потребность делиться с близкими собственными переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть доброжелательными. Какие бы негативные чувства ни вызывали у родителей рассказы детей, они должны сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разбираться в ситуации. Если родители начнут укорять и обвинять ребенка, то они могут больше не надеяться на его откровенность. В то же время нельзя постоянно останавливать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

 

Случается, что при выборе методов поощрения и наказания родители не принимают во внимание индивидуальные особенности ребенка, не вникают в причины того или иного поступка. Часто они наказывают детей в пылу раздражения, субъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, что приводит к смещению в худшую сторону отношений между родителями и детьми.

 

Педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий — сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений.

 

Потребность в общении — первая социальная потребность ребенка. Общение взрослых и детей постоянно происходит на эмоциональной основе, для него типично сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его более проницательным к переживаниям других людей, наиболее чувствительным к влиянию взрослых. Чем дольше по времени и богаче по содержанию общение ребенка с членами семьи, тем богаче его личность.

 

К сожалению, современный и напряженный темп жизни, перемена критериев быта повлияли на характер общения: оно становится очень редким, наиболее формальным не только лишь между знакомыми и соседями, но и между родными внутри семьи. Организация содержательного и довольно длительного общения с детьми — необходимое условие их воспитания в любом возрасте.

Младший школьник не только хочет удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и желает получить оценку своей личности, самоутвердиться, понять себя.

 

Стремление родителей поддерживать диалог с детьми, предполагающее уважение к личности ребенка, его потребностям, интересам, будет содействовать созданию демократического стиля отношений в семье. Такой стиль, признающий ребенка полноправным членом домашнего коллектива воспитывает у него чувство собственного достоинства, помогает верно оценить собственные действия и поступки других с точки зрения их гуманности.

 

Представление о себе, уважение или неуважение себя, другими словами самооценка, складывается у детей в ходе общения с окружающими, которые расценивают их положительно или отрицательно. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности увеличивается. Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, убежденности в собственных силах, ответственности, организованности и множества иных качеств, влияют на уровень требований школьников в учебе.

 

Родители, расценивая поведение ребенка, результаты его деятельности, часто допускают ошибки— злоупотребляют или похвалой, или порицанием. Часто ошибочно полагают, что негативная оценка стимулирует ребенка. На самом же деле, часто применяемая, она отрицательно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, тушит инициативу. Сопоставление неудач ребенка с успехами других детей может вызвать реакцию, обратную желаемой: вместо того чтобы побудить к достижению таких же успехов, поселит в нем закомплексованность, зависть, недоброжелательство. Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность.

 

Наиболее важной для ребенка считается оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Он опасается обмануть их доверие, утратить уважение, стремится оправдать их хорошее мнение о себе. Напротив, при часто повторяемых негативных характеристиках — «недотепа», «бестолковый» и т.п. — ребенок утрачивает чувствительность к ним: затронуть его сердце и вызвать угрызения совести становится все сложнее. Оценка должна быть справедливой и ни при каких обстоятельствах не унижать ребенка.

 

Часто происходит так, что взрослые пытаются учить детей грубостью. В разговоре с детьми доминируют приказной тон, замечания, порицания, негативные характеристики и т.д.

Гораздо реже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные в доброжелательной форме, и очень редко употребляются шутки, юмор, вызывающие у ребенка улыбку, смех по поводу собственного поступка, заставляющие его посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки в забавном свете. Конечно же , бывают ситуации, когда нужно категорически, резко, немедленно прекратить непозволительное поведение ребенка. Но это случается не очень часто.

 

В каких-то семьях не принято показывать нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уважение и любовь. Это не всегда может осознать и ощутить малыш, его потребность в ласке, в выражениях родительской любви к нему не удовлетворяется, что может нанести ему серьезную душевную травму, вызвать в дальнейшем трудности в отношениях с отцом и матерью.

 

Важными эталонами, на которые равняется ребёнок, выступают родители. Дети полагают, что должны быть послушными, умными, сильными и ответственными. Родители дороги ребенку. Он сильно переживает, когда родным плохо, кто-то болеет или ругается. В основном все дети, отвечая на вопрос, что бы они хотели, если бы все могли, отвечали, чтобы папа и мама были здоровы, жили всегда.

 

Позиция взрослых относительно ребенка младшего школьного возраста часто выражается в пренебрежительных высказываниях и плохих оценках. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужден покоряться. Вырастая, у него есть возможность остаться на попечении родителей, их мнений, требований. Но есть и другая возможность: постепенное отторжение от семьи, высказывание собственной точки зрения, отличающейся от родительской.

 

Дружба родителей и детей — это особенные отношения, требующие, вначале, обоюдного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в разговоре с ним. Наилучший путь — попытаться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции нынешнего опыта дать совет.

 

Важно еще показывать свое доверие к детям. Нельзя обвинять ребенка в плохом поступке, унижать, если нет уверенности, что он его совершил. Такая оплошность может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «выкрутится», говоря неправду. Если возникнет такая проблема , когда нужно оценить сомнительный поступок ребенка, не следует делать поспешных выводов. Лучше спросить, что случилось, как ребенок сам оценивает свое поведение. При этом он должен понять , что родители ему сопереживают, пытаются разобраться во всем по справедливости, помочь.

Общение со сверстниками, улица могут оказывать на ребенка отрицательное влияние: он усваивает язык улицы — сленг, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья как бы вступает в спор с улицей, и порой очень трудный спор. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица. [4].

 

Таким образом, подводя итоги по I главе, мы можем смело говорить о многообразии функций семьи. Еще стоит отметить наличие широкого спектра ролей, которые выполняет семья в воспитании ребёнка. Семья является главной опорой для своего ребенка.

 

Семья – это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.