Считается верным то, что говорят, что допрос Мункар-Накира ведется на языке каждого умершего. Когда Ибну Хаджара спросили: "На каком языке ведется допрос?", он ответил: "В хадисах сказано, что на арабском, может быть и на языке умершего". Некоторые говорят, что допрос ведется на языке сурьян четырьмя словами. В хадисе сказано, что запоминание этих слов поможет умереть в имане. Вот эти слова:Атрагь - Ты встань, раб Аллаха.Aтpаxl - С кем ты был (в смысле с какой уммой. - ред.)? Каригь - Кто твой Бог, какова твоя религия? Салих1а - Что ты скажешь о человеке, которого Аллах ниспослал к тебе и ко всему народу, т.е. о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует)?Кутбу по имени Абдулазиз сказал, что допрос будет на языке сурьян. Это язык ангелов и душ. На вопросы на этом языке души ответят на этом же языке.Они спросят умершего: "Мараз гьува?"(Все, кроме Аллаха, создано Аллахом или кем-то другим?), муъмин ответит на этот вопрос: "Марад азир гьу". Это означает: "Аллах сотворил все: пророков, ангелов, Рай и Ад, Он создал народ и является их Господом". Когда он так ответит, Мункар-Накир скажет ему: "Насир". Это означает: "В твоем теле, созданном из земли, имеется свет имана".
Важное
1. Сказано, что допрашивают оба ангела. Сказано также, что приходят оба ангела, а спрашивает один из них. Первое второму не противоречит, ибо к одним они приходят вдвоем, когда люди расходятся с его могилы, рассматривают его грехи, стараясь усложнить его положение. К другим они приходят, пока люди с могилы не разошлись, вспоминают о его хороших деяниях, ищут пути облегчения его положения. К третьим приходит только один ангел, пока люди еще не разошлись, и задает ему легкие вопросы.
2. Сказано, что в первый раз допрос ведется трижды, а в следующий раз уже трижды не спрашивают, но в зависимости от характера его деяний могут спрашивать один раз, два раза, могут также и три раза. Сказано, что допросы будут продолжаться в течение семи дней после смерти человека. Садака, розданная его родными и близкими в эти семь дней, упростит и облегчит ожидающий его допрос. Еще сказано, что муъмина после смерти ожидает семидневная фитна (муки, неприятности), а мунафика (лицемера) - сорокадневная.
3. Очевидно, что кафира (неверного) совсем не допрашивают, его ожидают только мучения и наказания.
4. Того, кто был съеден насекомыми, допрос ожидает, когда он окажется внутри них. Если умершего не хоронили три-четыре дня, его допрашивают только после похорон. Утонувшего в море допрашивают сразу после наступления смерти. Вообще не похороненного, оставшегося на земле человека, тоже допрашивают и наказывают. Как могила сжимает похороненного человека, так и человека, оставленного на земле, сжимает воздух. Поскольку Аллах одарил нас глазами и ушами, чтобы видеть и слышать только в этом мире, мы не можем слышать допрос Мункар-Накира так же, как мы не можем видеть ангелов. Но Аллах обязал нас верить и тому, чего мы не можем видеть. Если бы Он сделал нас способными видеть и слышать все это, то среди людей не было бы ни одного мунафикъа и кафира. И тогда Ад, сотворенный могуществом Всевышнего, полностью опустел бы. Пророки и вали могут видеть картину мучений умершего.
5. Нет сомнений в том, что умерший ждет допроса Мункар-Накира, в том, что он боится их, в том, что могила сжимается, и в том, что в состоянии боли и страха душа возвращается в тело. Тот, кто отрицает это, становится кафиром. Во многих преданиях хадисов сказано, что душа возвращается в тело. Но о том, как душа возвращается в тело, рассказывается по-разному. В одном месте сказано, что она возвращается в нижнюю половину тела; в другом месте сказано - в уши; в третьем - в сердце.
6. На вопрос "Как Мункар-Накир допрашивает людей, умерших в разных местах одновременно?", ответить можно так: "Аллах сделал их обоих способными допрашивать всех". В одном предании сказано, что ангелов, допрашивающих умершего, на каждого человека по два.
7. Допрос Мункар-Накира не касается пророков, ангелов и сумасшедших, а джинов касается.
8. Сказано, что ангелов, допрашивающих муъмина, зовут Башир-Мубашшир. Также сказано, что вместе с Мункар-Накиром к муъмину, чтобы помочь ему отвечать на их вопросы, приходят еще два ангела. 9. Человек, умерший в пьяном состоянии, пьянеет и в могиле. Ангел смерти и Мункар-Накир к нему приходят тоже пьяными
Об этом полезно знать
Вали по имени Шакъикъ сказал: "Спасение от пяти вещей вали [божьи угодники] нашли в следовании пяти вещам. Они попросили простить их грехи, это они нашли в совершении намаза "Зуха". Они попросили свет в могиле, это они нашли в совершении молитв поздней ночью. Они попросили помочь в ответах на вопросы Мункар-Накира, это они нашли в многократном чтении Корана. Они попросили помочь при переходе по мосту Сират, это они нашли в посту и в раздаче садака. Они попросили тень Арша в Судный день, и нашли это в халвате (уединении). Али передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Тот, кто в каждый день по сто раз скажет: "Ла иллагьа иллАллах маликул х1акъкъул мубин", спасется от бедноты и в могиле не будет чувствовать одиночества, перед ним отворятся ворота Рая. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: "Если раб поселит в сердце муъмина радость, эту радость Аллах превращает в ангела. К рабу, свидетельствующему о том, что нет божества, кроме Аллаха, и служащему ему, после смерти приходит тот ангел и говорит: "Я сотворен из радости, которую ты поселил в сердце такого-то человека. Сегодня я не дам тебе быть одиноким и помогу отвечать на вопросы Мункар-Накира, помогу тебе в Судный день, покажу место в Раю, предназначенное тебе". Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Аллах осветит могилу человека, который провел в мечеть свет. Могила человека, распространившего в мечети благоухания, будет наполнена такими же запахами". Пророк Муса (мир ему) сказал Всевышнему: "О Аллах, что будет человеку, навестившему больного?". Он ответил: "Я до Судного дня над ним оставляю двух ангелов, чтобы они охраняли его". Неудобства муъмина в могиле облегчат ему наказания в Махшаре".