Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Вы улучшайте саван покойника, исполняйте его завещание, углубляйте ему могилу, не хороните рядом с грешником". Когда его спросили: "Есть ли польза от хорошего соседа по могиле?", он ответил: "Как на Земле от хорошего соседа бывает польза, так и в Ахирате есть польза от хорошего соседа".В Медине одного умершего увидели во сне, что он вместе с людьми Ада. Через неделю этого же человека увидели во сне уже с людьми Рая. Тогда тот, кто видел сон, спросил покойника о причинах этих перемен, на что тот ответил, что рядом с ними похоронили одного праведного человека и он сделал шафаат (заступничество) сорока своим соседям, среди которых оказался и этот покойник. Полезное. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Рядом с несущими покойника бывает один ангел. Люди бывают опечалены его смертью, и, когда они покидают кладбище, ангел бросает горсть земли за уходящими и говорит: "Вы займитесь мирскими заботами и забудьте о покойнике", что на самом деле и происходит".
Погребение покойника
От Али (да будет доволен им Аллах) передано: "Когда тело покойника донесут до могилы и люди сядут, ты не садись, а встань у края могилы. Когда начнут опускать тело в могилу, ты скажи:БисмиЛлагьи ва ´ала миллати расулиЛлагьи саллАллаху Та ала ´алайгьим ва саллам. Аллахумма гьаза ´абдука назала бика ва акта хайру манзулин (бигьи халафа дунья халфа загьригьи фаджа´ала ма къадима ´алайгьи хайран мимма халафа фаиннака къулта ва ма ´инда Ллагьи хайрун лилабрари".Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Когда кто-либо из вас умрет, вы не откладывайте его похороны. А когда закончите погребение, у изголовья могилы прочтите начало суры "Аль-бакъара", у ножной части прочтите конец этой суры".Когда покойника укладывали в могилу, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "БисмиЛлагьи фи сабили Ллагьи"; когда бросали землю: "Аллахумма ажиргьумина шшайт1ани вамин ´азабил кьабри"; после того, как заканчивали бросание земли: "Аллахумма джафил арза ´ан джанбайгьи ва са´идрухагьу ва лакъкьигьи минка ризванан".Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Похоронив своего брата по вере, после покрытия его могилы землей, один из вас пусть, стоя у верхней части могилы, позовет его именем матери (например: о Али, сын Зайнаб). Тогда он услышит все, что вы говорите. Повторите еще раз - тогда он сядет. Повторите это третий раз - тогда он скажет вам: "Пусть Аллах помилует вас, подскажите мне правильный ответ". Тогда вы скажите ему: "Узкур ма харажта г1алайгьи минадуня шагьадату аллаилагьа илла ллагьа ва анна Мух1аммадан г1абдугьу варасулугьу ва аннака разита биллагьи раббан вабил ислами динан ва ва бимух1аммадин набиййан ва бил къурани имаман". Говорят, если так ему сказать, то ангелы Мункар-Накир говорят: "Нам нечего спросить, ему уже подсказали".Так говорить умершему является сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Это облегчит ему ответы на вопросы, он не будет волноваться и бояться Мункар-Накира. Также после покрытия могилы землей надо немножко постоять у могилы перед лицом умершего и сказать: "Аллахумма гьаза г1абдука ва анта аг1ламу бигьи минна ва ла наг1ламу мингьу илла хайран вакьад ажластагьу дитасьалагьу. Аллахума васаббитгьу билкъавлиссабити фил ахирати кома саббаттагьу фиддуня. Аллахуммарх1амгъу ва алх1икъгьу бинабиййигъи Мух1аммадин ва ла тузиллана баг1дагьу ва ла тах1римна ажрагьу". Это тоже является сунной. У нас в Дагестане при похоронах делается "Талкин".
Беседы в могиле
Когда умершего положат в могилу, если этот человек был лицемером, могила говорит ему: "О сын Адама, как же ты забыл меня? Я же для тебя — темный дом горести и печали. Я же для тебя - червями наполненная яма, где нет никого для твоего успокоения. Зачем ты гордо ходил по земле, забыв обо мне? Теперь посмотрим, кто окажется с тобой, когда ты будешь внутри. Когда, позабыв обо мне, ты ходил надо мной, я была очень зла на тебя", - сказав это, могила так сильно сожмет его, что его ребра войдут друг в друга. Аллах сделает отверстие из его могилы в Ад и покажет место, где его будут мучить после Судного дня. А до Судного дня он будет мучиться в могиле.
Если умерший быд муъмином, т.е. чистосердечным верующим и послушным рабом Аллаха, то могила будет приветствовать его как долгожданного гостя, и скажет: "Я любила тебя и ждала встречи с тобой, когда ты ходил надо мной. Сейчас посмотрим, какие сюрпризы ты получишь у меня". И могила становится для него зеленым полем и райским садом, Аллах покажет ему место в Раю, где он будет в вечном благоденствии, и он почувствует прекрасные запахи Рая. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Могила будет умершему или Райским садом, или ямой Ада".После того, как похоронят умершего, до прибытия Мункар-Накира в первую очередь он замечает движение у ног. Оттуда с ним разговаривают его хорошие деяния: "О, раб Аллаха, который остался один в темной могиле, мы - твои хорошие деяния. Все твое богатство, родные и близкие оставили тебя, только мы остались с тобой, чтобы развлечь тебя". Тогда он скажет: "Как же я упустил время, почему я не совершил больше хороших деяний, оставив богатство, семью и близких?". Если у него будут трудности с Мункар-Накиром или когда узнают, что его будут мучить в могиле, соседи по могиле скажут: "Почему когда мы умерли, ты не осознал, что и ты умрешь после нас?". Для того, кто много упоминал о смерти, могила будет подобна Райскому саду.Есть два дня и две ночи, подобных которым не слышали и не видели люди: день, когда ангел известит раба Аллаха о том, что Аллах доволен им или гневается на него; и день, когда, стоя перед Всевышним, он получает бумагу с его деяниями, с правой или же с левой стороны. А ночи - это первая ночь в могиле и ночь перед Судным днем.
Важное
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Человек оставляет без внимания то, для чего он создан. Он не обращает внимание на того, кто за ним наблюдает с момента его создания". Когда Всевышний Аллах хочет создать человека, он говорит одному ангелу: "Ты напиши на "Лавхе" все, что ему дадут на земле: его деяния, продолжительность жизни и его исход. Он умрет верующим и будет вечно счастливым или он умрет неверующим и будет в бесконечных муках". Этот ангел все время будет его наблюдателем. Затем Всевышний Аллах поручает другому ангелу оберегать его, начиная с внутриутробной жизни до совершеннолетия. Всевышний Аллах поручает двум ангелам записывать его хорошие и плохие деяния, не отвлекаясь ни на миг. Когда его жизнь заканчивается, Всевышний Аллах отзывает этих двух ангелов и отправляет Малакуль Мавта, т.е. Израила (ангела смерти), умертвить его. После того, как его похоронят, Аллах отправляет к нему Мункар-Накира допрашивать его. После всего этого в Судный день Аллах отправляет ангелов, записывавших его деяния, чтобы они привели его на Махшар.
Допрос в могиле
Истиной является то, что:
1.После захоронения человека оживляют и он слышит шорох ног людей, возвращающихся домой после похорон.
2.Допрос Мункар-Накира.
3.Могильные мучения неверным, лицемерам, грешникам.4.Сжатие могилой. Это передано двадцатью пятью сподвижниками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).Душа перед допросом Мункар-НакираСподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Бараъ сказал: "Мы с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) отправились хоронить одного умершего асхаба из Медины. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) присел, когда зашли на кладбище, мы тоже сели вокруг него, склонив головы. Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поднял голову и три раза сказал нам, чтобы мы просили Аллаха отдалить от нас могильные муки. После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Когда придет время муъмину оставить этот мир, к нему придут ангелы с красивыми лицами, приятным запахом, в Райских саванах и сядут неподалеку от него. После этого придет Малакуль Мавт и скажет: "О, чистая душа в чистом теле, покинь это тело с милостью и прощением Аллаха". Тогда она выйдет из тела так же легко, как вода вытекает из переполненного кувшина, хотя наблюдающий думает, что ему тяжело. После этого ангелы забирают у Малакуль Мавта душу умершего на небеса, завернув в саван из Рая и окурив благовониями. По мере подъема на небеса ангелы спрашивают: "Кому принадлежит эта чистая душа?". Ангелы отвечают, что он такой-то, сын такого-то, называя самым красивым именем, которым называли его на земле. Так спросят на каждом небе, они поднимутся на седьмое небо, и тогда Аллах скажет: "Вы верните душу Моего раба на землю, к своему телу, чтобы Мункар-Накир допросил его, и дал ему бумагу, чтобы она остановилась в Иллиюне (место, где бывают души праведников), вместе с любимыми Мне людьми". Тогда ангелы вернут душу умершему. Когда лицемерному и неверному рабу настает время уйти из этого мира, с небес спускаются ангелы с черными лицами и с неприятным запахом, они будут сидеть вдалеке от него. Малакуль Мавт приходит и садится у его изголовья приговаривая: "О, нечистая душа в нечистом теле, выходи из тела к мукам и ненависти Всевышнего". Смертные муки доходят до каждой части тела и душа будет выходить из тела, словно колючка, вытаскиваемая из мокрой шерсти. Ангелы сразу забирают его душу из рук Малакуль Мавта и, завернув ее в дурно пахнущее тряпье, поднимаются с ней на небеса. На первом небе ангелы спрашивают: "Чья эта нечистая душа?". Ангелы отвечают, что это душа такого-то, сына такого-то, и называют самое оскорбительное имя, которым звали его на земле. Ангелы отказываются пропустить его и не открывают ворота небес".Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Ла туфтаху лахум абвабу ссамаи" (т.е. не открываются им небесные врата). Потом Всевышний говорит ангелам: "Верните эту грязную душу на землю, чтобы отвечала Мункару-Накиру, и дайте ей бумажку, чтобы она была в Сижжине вместе с теми, над кем разгневался Я". Передал Бараъ, что так сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
Ответ Мункар-Накиру
Несчастен тот, кто не думает о великом дне, его ожидающем; кто не обладает полноценным умом, чтобы понять, что его ждет и хорошее, и плохое; кто радуется бренному миру, семье, близким, друзьям, имуществу, собранному без разбора, халал это или харам, с сердцем, отвлеченным от Аллаха, с телом, ленивым для поклонения Аллаху; кто не понимает, что он умрет и будет воскрешен в могиле, и что заново будет воскрешен в Судный день, где будут судить за все его деяния, и, если плохие деяния будут перевешивать хорошие, его отправят в Ад.Человек, который это все слышит от алимов, лишь на словах соглашаясь с ними, в душе надеется на долгую жизнь, ходит с черствым сердцем и горделивым характером. Конец к нему подкрадывается незаметно, и он умрет. Душу его заберут с такими муками и болью, что он не забудет этого, даже когда сгниет его тело. Его положат в могилу, сверху поставят могильные плиты и засыпят землей, и окажется он в полной темноте. Он будет одет в саван, завязанный сверху и снизу, и не будет ему там утешением ничто, кроме благих деяний, совершенных им на земле. И когда в таком положении в его тело вернут душу, каков же будет страх, который охватит его! От страха его сердце разорвется на куски и в этот момент войдут к нему два ангела: Мункар и Накир. Тогда от сильного страха у него и второй раз разорвется сердце, и, вдобавок к этому, его там будут подстерегать змеи и всякие звери, и покажут ему все самое страшное. И потом Мункар-Накир заставят его смотреть им в глаза и отвечать на вопросы: "Кто твой Господь Бог? Какая у тебя религия? Кто такой Мухаммад, которого Аллах послал к людям?". А о других деяниях его не спросят. Если раб хороший, умерший с верой в сердце, он ответит, что его Богом является Аллах, который создал его и дал ему пропитание. Мухаммад - Посланник Аллаха, который был послан призывать людей к истинной религии и является последним пророком, его религия - Ислам, которой его учил Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). А когда его спросят, откуда у него эти знания, он скажет, что слышал их из Корана и, поверив в него и подтвердив то, что в нем сказано, узнал обо всем этом. Тогда они скажут ему, что они довольны этим ответом и ему не будет больше никакой опасности. Они радуются этому. И Всевышний говорит ангелам: "Мой раб говорит правду, покажите подготовленное ему место в Раю, и пусть могила ему будет просторной, и он чувствует Райские запахи и отдыхает на мягкой постели до Судного дня". После этого ангелы покажут ему Ад и скажут: "Если бы ты не верил в Аллаха, то находился бы там". А потом покажут Рай и говорят: "Тебя отправят туда, так как ты послушался велений Аллаха", и оставляют окошко в Рай, чтобы он чувствовал райские благоухания и ожидал Судного дня. Его душа отправляется в Иллиюн, где собираются души верующих. Тогда его разбитое сердце оживится.Когда умершего в неверии спросят о Боге, перед ним встанет Иблис и скажет ему: "Скажи, что я твой Бог". Верующего раба Аллах оберегает от Иблиса, как оберегал и на этом свете. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не просил бы для умершего остережения его от Иблиса, если бы Иблис не приходил обмануть его (умершего).После допроса рядом с верующим рабом появляется человек красивой, приятной внешности и говорит ему: "Тебя ожидает большая радость, этот день для тебя будет хорошим". Умерший спрашивает его: "Кто ты, приятный человек с хорошими новостями?". Он отвечает: "Я - твои хорошие деяния". Около лицемера появляется грязный, противный человек с дурным запахом и говорит ему: "Тебе большое горе, это тот день, когда Аллах гневается на тебя". Умерший спросит: "Кто ты, противный человек?" Он ответит: "Я —твои плохие деяния". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Когда хоронят верующего человека, справа от него стоит намаз с красивой внешностью, слева будет стоять его пост, рядом с головой будет прочитанный Коран и зикр, а у ног - хождение в мечеть для совершения намазов". И эти благие деяния оберегают его от мучений