Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Объем в часах лекционных занятий (общий объем – 51 час)



Министерство образование РФ

Пермский государственный технический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра социологии и политологии

Чемериский Б.Г.

Социальная антропология

(Методическое пособие для студентов заочной и очной формы обучения)

Пермь, 2003 г.

Министерство образования РФ

Пермский государственный технический университет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________________

«_____»______________2001 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Социальная антропология»

Направление: 020000 – Гуманитарно-социальные специальности

Специальность: 020300 – Социология

Квалификация: Социолог, преподаватель социологии

Факультет: гуманитарный

Кафедра: социологии и политологии

Курс: I

Семестр: I, II

Трудоемкость: 150 часов

Аудиторные занятия: 85 часов

В том числе:

Лекции 51 час

Практические занятия 34 часа

Самостоятельная работа: 65 часов

Виды контроля: Зачет – I семестр ,Экзамен – II семестр.

Для студентов заочного отделения – курсовой проект и экзамен

Пермь, 2003 г.

Программа разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям подготовки дипломированных специалистов 020000 – Гуманитарно-социальные дисциплины и на основе примерной программы дисциплины «Социальная антропология» для направления 020300 - Социология.

Программу составил:

К.ф.н., доцент Б.Г. Чемериский

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и политологии 10 сентября 2001 г.

Зав. кафедрой социологии

И политологии, д.ф.н.,

Профессор, акад. РАСН М.А. Слюсарянский

Согласовано:

Декан гуманитарного факультета,

Д.с.н., профессор, акад. РАСН В.Н. Стегний

 

 

Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по «Социальной антропологии» для специальности 020300 – Социология, квалификации – Социолог, преподаватель социологии.

 

 

  1. Цели и задачи дисциплины, ее содержание

Цель преподавания дисциплины

Раскрыть специфику человеческой природы и закономерности антропосоциогенеза на его различных этапах для потребностей социальной работы.

 

Задачи изучения дисциплины

Предметом изучения данной дисциплины является: развитие человека, в норме и патологии (девиации), его деятельности в различных культурах, определение детерминант антропосоциогенеза.

Программа изучения дисциплины должна обеспечить приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом для квалификации «Социолог, преподаватель социологии».

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать основные закономерности развития человека;

- научиться диагностировать социальную норму и девиацию;

- освоить методы и приемы реабилитации отклоняющегося развития;

- иметь навыки самостоятельной исследовательской работы.

Содержание дисциплины

2.1. Наименование тем, их содержание,

объем в часах лекционных занятий (общий объем – 51 час)

2.1.1.Предмет социальной антропологии (2 часа).Понятие, актуальность, специфика, история развития в качестве учебной дисциплины в России. Предмет и метод, законы и категории, структура и функции социальной антропологии. Структура учебного курса (лекций и семинаров).

2.1.2. Очерк истории социальной антропологии (4 часа).Раннее социально-антропологическое знание: понятие, содержание, специфика. Социально-антропологические доктрины Древнего Мира, Средневековья, эпохи Ренессанса. Историческое значение ранних знаний о человеке: достижения и трудности.

Классическое социально-антропологическое знание: понятие, содержание, специфика, материальные и теоретические предпосылки, социальные корни.

Историческое значение классических социально-антропологических доктрин: достижения и трудности.

2.1.3.Методология познания антропосоциогенеза (10 часов). «Метод», «методология», «методики»: понятия, содержание, история. Концепция развития и соотношения уровней бытия, место в ней антропосоциогенеза. Закономерности соотношения уровней объективной реальности.

Развитие и соотношение форм материи. Закономерности развития и соотношения форм материи в антропосоциогенезе.

Диалектико-материалистическое понимание антропосоциогенеза. Соотношение форм общественного бытия, их роль в развитии человека и общества.

Концепция развития человека в антропосоциогенезе. Род Homo, виды людей (магистральные и тупиковые) и тип развития различных пород.

Периодизация теории и практики антропосоциогенеза в свете новейших научных знаний. Понятия «цивилизация», «культура», «общественно-экономическая формация», «эпоха»… Их содержание, соотношение, теоретическое и практическое значение.

2.1.4. Ранний антропосоциогенез (8 часов).Биологические предпосылки человека и общества. Структура жизнедеятельности животных. Организация животных сообществ: доорганизменная, организменная, надорганизменная. Законы биологической эволюции и ее содержание: общее, особенное, потенциальное. Предпосылки возникновения человека и общества в биологическом.

Социальная антропология первобытного коллектива собирателей. Возникновение формирующегося труда и его структура. Формирующееся социальное и его организация: доорганизменная, организменная, надорганизменная. Изменение законов биологической эволюции и возникновение вида Homo primigenius. Магистраль и тупики раннего антропосоциогенеза. Соотношение биологического и формирующегося социального в переходный период.

Социальная антропология первобытного коллектива охотников. Образ жизни первобытных охотников и его структура. Формирующаяся социальная организация: доорганизменная, организменная, надорганизменная. Появление вида Homo habilis и его антропометрия. Магистраль и тупики этого периода антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в каменном веке.

Социальная антропология древних коллективов земледельцев и скотоводов. Сложившийся (преобразующий) труд и его структура. Социальная организация сформировавшегося человека: Homo sapiens и его антропометрия; соотношение биологического и социального в нем. Изменение законов антропосоциогенеза, биологической эволюции человека в том числе, и последствия этого для общества.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.