(Методическое пособие для студентов заочной и очной формы обучения)
Пермь, 2003 г.
Министерство образования РФ
Пермский государственный технический университет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________________________
«_____»______________2001 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Социальная антропология»
Направление: 020000 – Гуманитарно-социальные специальности
Специальность: 020300 – Социология
Квалификация: Социолог, преподаватель социологии
Факультет: гуманитарный
Кафедра: социологии и политологии
Курс: I
Семестр: I, II
Трудоемкость: 150 часов
Аудиторные занятия: 85 часов
В том числе:
Лекции 51 час
Практические занятия 34 часа
Самостоятельная работа: 65 часов
Виды контроля: Зачет – I семестр ,Экзамен – II семестр.
Для студентов заочного отделения – курсовой проект и экзамен
Пермь, 2003 г.
Программа разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям подготовки дипломированных специалистов 020000 – Гуманитарно-социальные дисциплины и на основе примерной программы дисциплины «Социальная антропология» для направления 020300 - Социология.
Программу составил:
К.ф.н., доцент Б.Г. Чемериский
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и политологии 10 сентября 2001 г.
Зав. кафедрой социологии
И политологии, д.ф.н.,
Профессор, акад. РАСН М.А. Слюсарянский
Согласовано:
Декан гуманитарного факультета,
Д.с.н., профессор, акад. РАСН В.Н. Стегний
Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по «Социальной антропологии» для специальности 020300 – Социология, квалификации – Социолог, преподаватель социологии.
Цели и задачи дисциплины, ее содержание
Цель преподавания дисциплины
Раскрыть специфику человеческой природы и закономерности антропосоциогенеза на его различных этапах для потребностей социальной работы.
Задачи изучения дисциплины
Предметом изучения данной дисциплины является: развитие человека, в норме и патологии (девиации), его деятельности в различных культурах, определение детерминант антропосоциогенеза.
Программа изучения дисциплины должна обеспечить приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом для квалификации «Социолог, преподаватель социологии».
В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать основные закономерности развития человека;
- научиться диагностировать социальную норму и девиацию;
- освоить методы и приемы реабилитации отклоняющегося развития;
- иметь навыки самостоятельной исследовательской работы.
Содержание дисциплины
2.1. Наименование тем, их содержание,
объем в часах лекционных занятий (общий объем – 51 час)
2.1.1.Предмет социальной антропологии (2 часа).Понятие, актуальность, специфика, история развития в качестве учебной дисциплины в России. Предмет и метод, законы и категории, структура и функции социальной антропологии. Структура учебного курса (лекций и семинаров).
2.1.2. Очерк истории социальной антропологии (4 часа).Раннее социально-антропологическое знание: понятие, содержание, специфика. Социально-антропологические доктрины Древнего Мира, Средневековья, эпохи Ренессанса. Историческое значение ранних знаний о человеке: достижения и трудности.
Историческое значение классических социально-антропологических доктрин: достижения и трудности.
2.1.3.Методология познания антропосоциогенеза (10 часов). «Метод», «методология», «методики»: понятия, содержание, история. Концепция развития и соотношения уровней бытия, место в ней антропосоциогенеза. Закономерности соотношения уровней объективной реальности.
Развитие и соотношение форм материи. Закономерности развития и соотношения форм материи в антропосоциогенезе.
Диалектико-материалистическое понимание антропосоциогенеза. Соотношение форм общественного бытия, их роль в развитии человека и общества.
Концепция развития человека в антропосоциогенезе. Род Homo, виды людей (магистральные и тупиковые) и тип развития различных пород.
Периодизация теории и практики антропосоциогенеза в свете новейших научных знаний. Понятия «цивилизация», «культура», «общественно-экономическая формация», «эпоха»… Их содержание, соотношение, теоретическое и практическое значение.
2.1.4. Ранний антропосоциогенез (8 часов).Биологические предпосылки человека и общества. Структура жизнедеятельности животных. Организация животных сообществ: доорганизменная, организменная, надорганизменная. Законы биологической эволюции и ее содержание: общее, особенное, потенциальное. Предпосылки возникновения человека и общества в биологическом.
Социальная антропология первобытного коллектива собирателей. Возникновение формирующегося труда и его структура. Формирующееся социальное и его организация: доорганизменная, организменная, надорганизменная. Изменение законов биологической эволюции и возникновение вида Homo primigenius. Магистраль и тупики раннего антропосоциогенеза. Соотношение биологического и формирующегося социального в переходный период.
Социальная антропология первобытного коллектива охотников. Образ жизни первобытных охотников и его структура. Формирующаяся социальная организация: доорганизменная, организменная, надорганизменная. Появление вида Homo habilis и его антропометрия. Магистраль и тупики этого периода антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в каменном веке.
Социальная антропология древних коллективов земледельцев и скотоводов. Сложившийся (преобразующий) труд и его структура. Социальная организация сформировавшегося человека: Homo sapiens и его антропометрия; соотношение биологического и социального в нем. Изменение законов антропосоциогенеза, биологической эволюции человека в том числе, и последствия этого для общества.