Модель процесса исследования: основные понятия и характеристики.
Исследования – это работа ума, владеющего системой знаний и способного использовать эти знания для удовлетворения потребностей общества. Исследования в представлении их объектом управления идентифицируются как сложная (по разнообразию множества элементов), вероятностная (по неоднозначности поведения), открытая (по проницаемости информации) система, обладающая высокой динамичностью.
Механизм функционирования такой системы условно можно отобразить в виде так называемой агрегатной модели (Слайд 6).
Понятие «работа» соответствует совокупности действий, направленных на достижение определенных результатов. Научные исследования, проводимые в рамках высшего учебного заведения, объединяют в научное направление.По каждому научному направлению определяются проблемы и формулируются темы исследований. Последовательность их выполнения выстраивается в соответствии с научной логикой и актуальностью.
На «вход» научно-исследовательской работы поступают:
а) проблема, как правило «зловредная», не вписывающаяся в сложившиеся стандарты и стереотипы, особенно в части методологии и методов решения;
б) накопленные знания в виде законов и закономерностей, принципов, моделей и методов и т.д.;
в) новейшие результаты в исследуемой области;
г) научная информация, обеспечивающая процесс предвидения и преобразования «входов» в «выходы».
К научной информацииотносят информацию, полученную в процессе познания объективного мира и адекватно отображающую его закономерности, т.е. наиболее существенные, повторяющиеся связи и отношения. Источником научной информации служит не только исследовательская деятельность отдельных ученых и специалистов, но и хозяйственно-экономическая деятельность специалистов, их изобретения, патенты, усовершенствования и т.д.
Управляющими факторами НИРвыступают: господствующая парадигма, концепция и методология (системный, ситуационный, процессный подходы и др.) исследования, мировой уровень достигнутых результатов в решении подобного класса проблем, а также план научных исследований.
Механизм исполнения НИРобразуется из конкретных исполнителей, научных коллективов, команд, групп, обеспеченных необходимыми инструментарием, техническими средствами и финансированием.
«Выходы» НИРпредставляются научными результатами по разрешению проблемы, определяющими модель будущего состояния объекта исследования, новыми знаниями (закономерности, принципы, модели, методы и т.д.) и новой научной информацией, оформленными в виде научных отчетов и статей, монографий, патентов, диссертаций, научных докладов и отчетов.
К основным характеристикам НИР относятся: тема и объект исследования, предмет исследования, цель, научная идея или концепция, задачи исследования, теоретическая ценность и практическая значимость, заключение, представленное выводами и рекомендациями.
Тема исследованийвводит исполнителя в круг проблем, очерчивает контуры того, что будет ставиться в качестве цели исследования, содержит в себе направленность на принятие решения. Тема исследований может отражать содержание нескольких проблем или совпадать с содержанием единственной проблемы и несет в себе первоначальное толкование поставленной цели. Ее определение проводится по инициативе как самого исследователя, коллектива исследователей, так и «заказчика». Первая позиция характерна при постановке фундаментальных, вторая – прикладных исследований.
Объект исследования – это носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.
Предмет исследований – свойство, поведение, функционирование объекта, подлежащие непосредственному изучению. Он ориентирует на выделение системы, состоящей из элементов различной природы и связей между ними и очерчивающей границу поиска решений. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
Цель исследования определяет результаты, которые надо получить в процессе исследования, и последствия реализации полученных результатов. Например, цель – разработать методы рационального использования материальных (энергетических и др.) ресурсов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции и снижение ее себестоимости. В формулировке цели научного исследования конкретизируется, раскрывается суть тематики и ее результатов.
Рассмотрим понятие научной идеи. Исследование является творческим процессом и начинается с отдельной идеи либо гипотезы, которая затем трансформируется в последовательный ряд результатов, направленных на создание новой или более совершенной интеллектуальной или материальной продукции. Согласно словарному определению, идея – это замысел, ясно сформулированная мысль, то, что существует в голове потенциально или фактически как результат мышления.
Первоначально идея может выражать незавершенную мысль или принять форму гипотезы, а в последующем – концепции. Но главное, чтобы об идее можно было сказать: «Если бы это было осуществимо, мы могли бы сделать так-то и так-то...». Такими могут быть идеи о создании новых видов продукции или услуг, потребности которых очевидны или формируют новые потребности новых технологий и моделей управления, структур организаций и др. Идея, выдвинутая для исследования, должна быть новой и отвечать двум основным требованиям:
ü удовлетворять каким-то реально существующим или воображаемым потребностям или желаниям;
ü содержать способы достижения поставленных целей, которые могут быть еще неявно выраженными, но должны, по крайней мере, представляться реализуемыми.
Научная концепция – руководящая научная идея (научный замысел) или совокупность идей, предлагающих новую теоретическую базу для понимания и исследования явлений и процессов, происходящих в природе и обществе. Разработка концепции требует больших творческих усилий и фундаментальных знаний об исследуемой области деятельности. В зависимости от масштаба и уровня исследования концепция может оставаться на уровне руководящей идеи, определяющей идеологию целого направления исследований, или представлять собой фундаментальный научный результат. Концепция в ряде случаев предопределяет закономерность, а также подтверждается ею.
Задачи исследованияформулируются как конкретные целевые установки (подцели) этапов решения поставленной проблемы и выступают содержательной детализацией поставленной цели. Каждому виду исследовательских задач соответствует определенный состав познавательных действий (теоретических или экспериментальных исследований), методов(формальных и неформальных) и средств (вычислительных технологий, информационных систем).
Оценка теоретической ценностиносит предварительный характер. Ее основными составляющими являются оригинальность и новизна идеи, открывающие новые горизонты науки, особенно в части создания новых способов, методов, открытия законов, закономерностей и других форм знаний.
Практическая значимость исследованийзависит от области масштаба приложения научных результатов и проявляется в научно обоснованных и экспериментально доказанных методах и средствах, направленных на техническое, экономическое или социальное развитие общества.
Заключение – это часть работы, в которой формулируются основные выводы проведенных исследований и результаты, выносимые на обсуждение. Заключение состоит из констатации (поставленные задачи полностью решены), затем по каждой задаче дается результат ее решения и отмечаются оригинальность рабочей идеи или гипотезы, новизна методов решения, область практического использования и перспективы.