Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ



ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ И ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Модель процесса исследования: основные понятия и характеристики.

Исследования – это работа ума, владеющего системой знаний и способного использовать эти знания для удовлетворения потребностей общества. Исследования в представлении их объектом управления идентифицируются как сложная (по разнообразию множества элементов), вероятностная (по неоднозначности поведения), открытая (по проницаемости информации) система, обладающая высокой динамичностью.

Механизм функционирования такой системы условно можно отобразить в виде так называемой агрегатной модели (Слайд 6).

Понятие «работа» соответствует совокупности действий, направленных на достижение определенных результатов. Научные исследования, проводимые в рамках высшего учебного заведения, объединяют в научное направление.По каждому научному направлению определяются проблемы и формулируются темы исследований. Последовательность их выполнения выстраивается в соответствии с научной логикой и актуальностью.

На «вход» научно-исследовательской работы поступают:

а) проблема, как правило «зловредная», не вписывающаяся в сложившиеся стандарты и стереотипы, особенно в части методологии и методов решения;

б) накопленные знания в виде законов и закономерностей, принципов, моделей и методов и т.д.;

в) новейшие результаты в исследуемой области;

г) научная информация, обеспечивающая процесс предвидения и преобразования «входов» в «выходы».

К научной информацииотносят информацию, полученную в процессе познания объективного мира и адекватно отображающую его закономерности, т.е. наиболее существенные, повторяющиеся связи и отношения. Источником научной информации служит не только исследовательская деятельность отдельных ученых и специалистов, но и хозяйственно-экономическая деятельность специалистов, их изобретения, патенты, усовершенствования и т.д.

Управляющими факторами НИРвыступают: господствующая парадигма, концепция и методология (системный, ситуационный, процессный подходы и др.) исследования, мировой уровень достигнутых результатов в решении подобного класса проблем, а также план научных исследований.

Механизм исполнения НИРобразуется из конкретных исполнителей, научных коллективов, команд, групп, обеспеченных необходимыми инструментарием, техническими средствами и финансированием.

«Выходы» НИРпредставляются научными результатами по разрешению проблемы, определяющими модель будущего состояния объекта исследования, новыми знаниями (закономерности, принципы, модели, методы и т.д.) и новой научной информацией, оформленными в виде научных отчетов и статей, монографий, патентов, диссертаций, научных докладов и отчетов.

К основным характеристикам НИР относятся: тема и объект исследования, предмет исследования, цель, научная идея или концепция, задачи исследования, теоретическая ценность и практическая значимость, заключение, представленное выводами и рекомендациями.

Тема исследованийвводит исполнителя в круг проблем, очерчивает контуры того, что будет ставиться в качестве цели исследования, содержит в себе направленность на принятие решения. Тема исследований может отражать содержание нескольких проблем или совпадать с содержанием единственной проблемы и несет в себе первоначальное толкование поставленной цели. Ее определение проводится по инициативе как самого исследователя, коллектива исследователей, так и «заказчика». Первая позиция характерна при постановке фундаментальных, вторая – прикладных исследований.

Объект исследования – это носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Предмет исследованийсвойство, поведение, функционирование объекта, подлежащие непосредственному изучению. Он ориентирует на выделение системы, состоящей из элементов различной природы и связей между ними и очерчивающей границу поиска решений. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Цель исследования определяет результаты, которые надо получить в процессе исследования, и последствия реализации полученных результатов. Например, цель – разработать методы рационального использования материальных (энергетических и др.) ресурсов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции и снижение ее себестоимости. В формулировке цели научного исследования конкретизируется, раскрывается суть тематики и ее результатов.

Рассмотрим понятие научной идеи. Исследование является творческим процессом и начинается с отдельной идеи либо гипотезы, которая затем трансформируется в последовательный ряд результатов, направленных на создание новой или более совершенной интеллектуальной или материальной продукции. Согласно словарному определению, идея – это замысел, ясно сформулированная мысль, то, что существует в голове потенциально или фактически как результат мышления.

Первоначально идея может выражать незавершенную мысль или принять форму гипотезы, а в последующем – концепции. Но главное, чтобы об идее можно было сказать: «Если бы это было осуществимо, мы могли бы сделать так-то и так-то...». Такими могут быть идеи о создании новых видов продукции или услуг, потребности которых очевидны или формируют новые потребности новых технологий и моделей управления, структур организаций и др. Идея, выдвинутая для исследования, должна быть новой и отвечать двум основным требованиям:

ü удовлетворять каким-то реально существующим или воображаемым потребностям или желаниям;

ü содержать способы достижения поставленных целей, которые могут быть еще неявно выраженными, но должны, по крайней мере, представляться реализуемыми.

Научная концепция – руководящая научная идея (научный замысел) или совокупность идей, предлагающих новую теоретическую базу для понимания и исследования явлений и процессов, происходящих в природе и обществе. Разработка концепции требует больших творческих усилий и фундаментальных знаний об исследуемой области деятельности. В зависимости от масштаба и уровня исследования концепция может оставаться на уровне руководящей идеи, определяющей идеологию целого направления исследований, или представлять собой фундаментальный научный результат. Концепция в ряде случаев предопределяет закономерность, а также подтверждается ею.

Задачи исследованияформулируются как конкретные целевые установки (подцели) этапов решения поставленной проблемы и выступают содержательной детализацией поставленной цели. Каждому виду исследовательских задач соответствует определенный состав познавательных действий (теоретических или экспериментальных исследований), методов(формальных и неформальных) и средств (вычислительных технологий, информационных систем).

Оценка теоретической ценностиносит предварительный характер. Ее основными составляющими являются оригинальность и новизна идеи, открывающие новые горизонты науки, особенно в части создания новых способов, методов, открытия законов, закономерностей и других форм знаний.

Практическая значимость исследованийзависит от области масштаба приложения научных результатов и проявляется в научно обоснованных и экспериментально доказанных методах и средствах, направленных на техническое, экономическое или социальное развитие общества.

Заключение – это часть работы, в которой формулируются основные выводы проведенных исследований и результаты, выносимые на обсуждение. Заключение состоит из констатации (поставленные задачи полностью решены), затем по каждой задаче дается результат ее решения и отмечаются оригинальность рабочей идеи или гипотезы, новизна методов решения, область практического использования и перспективы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.