Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ СЛОВА



Обратимся к анализу того, какова же психологическая струк­тура слова, каково его семантическое строение?

Выше говорилось, что каждое слово обозначает вещь, каче­ство, действие или отношение. Однако не имеет ли слово более сложной смысловой структуры, чем простое обозначение? Что именно приобретает человек, который вырабатывает способность обозначать предметную ситуацию словами? Как изменяются при этом функции слова?

Основной функцией слова является его обозначающая роль (ко­торую некоторые авторы называют «аннотативной» или «рефе­рентной» функцией слова). Слово действительно обозначает пред­мет, действие, качество или отношение. В психологии эту функ­цию слова вслед за Л.С. Выготским (1934, 1956, 1960) принято обозначать как предметную отнесенность, как функцию представ­ления, замещения предмета. Слово, как элемент языка человека, всегда обращено вовне, к определенному предмету и обозначает или предмет (например, «портфель», «собака»), или действие («ле­жит, «бежит»), или качество, свойство объекта («портфель кожа­ный», «собака злая»), или отношение объектов («портфель лежит на столе», «собака бежит из леса»). Это выражается в том, что слово, имеющее предметную отнесенность, может принимать форму или существительного (тогда оно обычно обозначает пред­мет), или глагола (тогда оно обозначает действие), или прилага­тельного (тогда оно обозначает свойство), или связи — предлога, союза (тогда оно обозначает известные отношения). Это решаю­щий признак, который отличает язык человека от так называе­мого «языка» животных.

Что выигрывает человек благодаря слову, имеющему функ­цию предметной отнесенности?


Огромный выигрыш человека, обладающего развитым языком, заключается в том, что его мир удваивается. Человек без слова имел дело только с теми вещами, которые он непосредственно видел, с которыми он мог манипулировать. С помощью языка, который обозначает предметы, он может иметь дело с предмета­ми, которые непосредственно не воспринимались и которые ра­нее не входили в состав его собственного опыта. Слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие.

Животное имеет один мир — мир чувственно воспринимае­мых предметов и ситуаций; человек имеет двойной мир, в кото­рый входит и мир непосредственно воспринимаемых предметов, и мир образов, объектов отношений и качеств, которые обозна­чаются словами. Таким образом, слово — это особая форма отра­жения действительности.

Человек может произвольно вызывать эти образы независимо от их реального наличия и, таким образом, может произвольно управлять этим вторым миром. Он может управлять не только своим восприятием, представлением, но и своей памятью и дей­ствиями, ибо, произнося слова «поднять руку», «сжать руку в ку­лак», он может выполнить эти действия мысленно. Иначе гово­ря, из слова рождается не только удвоение мира, но и волевое действие, которое человек не мог бы осуществить, если бы у него не было языка. На этой регулирующей функции речи человека, которая формируется на основе языка, мы еще остановимся в последующих главах этой книги.

Далее, благодаря слову человек может оперировать вещами мысленно при их отсутствии, совершать умственные действия, умственные эксперименты над вещами. Человек может вообра­зить, что он поднимает килограммовую или пудовую гирю и чув­ствовать, что он легко может сделать первое, но лишь с трудом — второе, хотя в действительности гирь перед ним нет; человек может это сделать с помощью мобилизации всех тех признаков, кото­рые таит в себе слово.

Наконец последнее: удваивая мир, слово дает возможность передавать опыт от индивида к индивиду и обеспечивает воз­можность усвоения опыта поколений.

Как мы указывали, животное имеет только два пути организа­ции своего поведения: использование наследственно закреплен­ного опыта, отложившегося в его инстинктах, и приобретение


новых форм поведения путем личного опыта. В отличие от этого, человек необязательно должен всегда обращаться к личному опыту, он может получить его от других людей, используя речь как источник информации. Подавляющая часть формирования нового опыта человека (как житейского, так и получаемого в процессе школьного обучения) использует именно этот специфически че­ловеческий путь. Роль слова в психическом развитии человека была детально изучена А.Н.Леонтьевым (1959, 1975), и мы не будем останавливаться на этом особо.

Следовательно, с появлением языка как системы кодов, обо­значающих предметы, действия, качества, отношения, человек получает как бы новое измерение сознания, у него создаются доступные для управления субъективные образы объективного мира, иначе говоря, представления, которыми он может манипу­лировать даже в отсутствие наглядных восприятий. И это есть ре­шающий выигрыш, который получает человек с помощью языка.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.