Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Игра «Этикет в вопросах и ответах»



Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза» (НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»)

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ

Методическая разработка

открытого внеаудиторного занятия

для студентов специальности

080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

 

Тюмень, 2013

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Внеаудиторное мероприятие по теме «Современный этикет» проводится в группе 202 бух. 2 курса специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Проблема соблюдения норм этикета особенно актуальна сегодня. Появление большого потока негативной информации моделирует неверные представления о поведении людей в обществе. За последние десятилетия у большинства устоялось снисходительное отношение к нравственным ценностям этикета. В результате, все больше становится заметным проявление невоспитанности, неумение вести себя в общественных местах, грубости и небрежности в отношениях многих молодых людей друг к другу и к окружающим.

Этикет – совокупность норм и правил поведения культурного человека.

Основной целью мероприятия является усвоение этических требований в поведении и общении с людьми.

Мероприятие способствует формированию навыков поведения в обществе, этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.

Внеаудиторное занятие развивает чувство коллективизма, ответственности, уважительного отношения друг к другу и является стимулом в духовном и интеллектуальном развитии личности.

Данная разработка может представлять интерес для классных руководителей в воспитании нравственных качеств студентов.

 

План – конспект внеаудиторного занятия

 

Тема:«Современный этикет»

Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения

Вид занятия:беседа, игра

Оснащение:карточки с вопросами

 

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово

3. Выступления ведущих

4. Игра «Этикет в вопросах и ответах»

5. Подведение итогов

 

Ход мероприятия

Организационный момент

Проверка готовности студентов к беседе и игре.

Вступительное слово

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим об этикете. Современный этикет – это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя во время телефонного разговора, как наносить визиты и принимать гостей – об этом и многом другом вы узнаете из сегодняшней встречи.

Выступления ведущих

1 ведущий. Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Так из древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям.

Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по возрасту и к женщине: при появлении пожилого человека все встают, а женщина останавливает схватку мужчин – для этого ей достаточно бросить между дерущимися платок.

Первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 году при Петре I и называлось «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». По его же указанию была издана книга Эразма Ротердамского «О правилах хорошего тона» в количестве ста экземпляров на русском и голландском языках. Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Вместе с тем требования этикета не являются: их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Так, например, в гостях и тем более на официальных приемах не принято брать мясо руками, а на пикнике это вполне допустимо. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

2 ведущий. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья и счастья».

Вот что означает простое, обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ. Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение.

 

 

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем незнакомы: «Здравствуйте!» Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

3 ведущий. Воспитанность, хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека. Конечно, бывают случаи, когда плохой, нечестный, не уважающий других человек выглядит, на первый взгляд, воспитанным. Он словно носит маску: приветливо улыбается, вежливо здоровается. Он подаст пальто, откроет перед вами дверь, пропустит вперед. Однако вы знаете, что нельзя бесконечно притворяться. И очень скоро этот человек устанет казаться не таким, каков он на самом деле. Он снимет маску. И мы увидим его настоящее лицо: злое и неприятное.

Представьте такого незнакомца, допустим, в автобусе. Кто-то нечаянно его толкнул или наступил на ногу. На глазах происходит метаморфоза. Исчезает сдержанность, куда-то уходит вежливость, ничего не остается от привлекательности. Не стесняясь в словах, во весь голос человек со злобным выражением лица начинает ругать соседа или соседку. Образ, созданный воображением, не подтвердился, перед нами не тот человек, за которого вы его приняли.

Как бы ни маскировалось желание «казаться», подлинная сущность такого человека пробивается через замаскированную суть.

Посмотрите на себя со стороны. Как вы выглядите? Какое производите впечатление?

Подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих.

- Не разговариваете ли слишком громко?

- Не размахиваете ли вы руками так, что ваши собеседники с большим трудом уворачиваются, чтобы не быть задетыми?

- Не раскачиваетесь ли вы на стуле?

- Не хлопаете ли вы дверью?

Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, постарайтесь от них избавиться, а главное, избавить от них окружающих.

4 ведущий.Шутка шутке рознь. Всякий ли смех выразителен и приятен окружающим? Постарайтесь понять, в каком настроении ваш приятель, родители, - уместны ли ваши шутки и смех? У поэта Евгения Евтушенко есть стихотворение об этом. Оно называется «Смеялись люди за стеной». Вот строфа из него:

Двойной исполнись доброты И, чтоб кого-то не обидеть, Когда смеешься громко ты, Умей сквозь стену сердцем видеть.

С улыбкой, шуткой, смехом надо обращаться осторожно. Иногда смех свидетельствует только о бестактности и грубости человека. Ни в коем случае не смейтесь над чьей-то неудачей, неловкостью, а тем более физическим недостатком. Это жестокость.

Вот «история болезни» девочки. Она страдала нарушением обмена веществ. От этого у нее развилась болезненная полнота. Несколько раз лежала в отделении больницы. На карточках пометка: «Переведена в неврологическую клинику». Почему?

Врач дает заключение: девочка получила психологическую травму. А виновата, оказывается, была жестокость. Болезненная полнота девочки почему-то не давала покоя ее «приятелям». Они смеялись над ней, дразнили «медузой», толкали, преследовали. Она пряталась, уединялась, плакала. Стала плохо учиться, а потом и учиться не смогла.

У нее наступило истощение нервной системы. Под влиянием обид и насмешек девочка длительное время находилась в подавленном состоянии, а еще не окрепшие нервные клетки, получая «травмы», начали более чувствительно на все реагировать, пришли в состояние постоянного напряжения. Это и привело к серьезному заболеванию. Грубость и жестокость – опасное зло. Они отрицательно влияют на здоровье человека. До семидесяти процентов болезней сердца вызваны вредным действием на него грубости и оскорбления.

То же самое можно и о тех людях, у кого выработалась привычка постоянно командовать, помыкать другими. У человека, не подчиняющегося никому, появляются презрение к окружающим, заносчивость, зазнайство и другие отрицательные черты. Это плохо сказывается на характере, манере поведения. Человек привыкает говорить резко, громко, не терпит никаких возражений. Постепенно начинает считать себя выше других, становится эгоистом.

Односторонне развивается и тот, кто только подчиняется воле других: делается робким, неуверенным в себе, трусливым.

Действуя только по приказу, теряет инициативу. Каждый должен строго контролировать свое поведение – учиться управлять собой.

Говорят, что есть три сорта рассказчиков смешного. Одни, рассказывая что-нибудь, сами смеются, а слушателям не смешно; другие смеются вместе со слушателями; наконец, третьи остаются серьезными, но умеют рассмешить слушателей. Последние и бывают лучшими рассказчиками.

Народная мудрость гласит:

- Тем не шути, в чем нет пути. - Не шути ты с таким шуток, кто на всякое слово чуток. - Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

Люди в разных странах улыбаются по-разному и неодинаково пользуются своими улыбками. Известно, что среди американцев доброжелательной принято считать лишь широкую, «лучистую» улыбку, а приветливая улыбка европейца может быть и менее яркой. Однако, при всех различиях, улыбка – одно из главных выражений человеческого контакта, доброжелательности, участия.

5 ведущий. Вы ведете оживленную «светскую» жизнь, много общаетесь с друзьями. Надо сказать, что гость тоже имеет определенные обязанности, с которыми необходимо познакомиться.

- «Наноси визиты не предупреждая, и ты узнаешь, что о тебе думают», - гласит французская поговорка. На самом деле, лицо человека, который вам в таких случаях открывает дверь, бывает порой очень выразительным, даже если хозяин приветствует вас словами: «Очень рад, проходите, пожалуйста». - Знайте, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство. Поэтому он допустим только в случае крайней необходимости. - Не обманывайтесь вежливостью хозяина – у него нет иного выхода. Зайдите, поговорите и быстрее попрощайтесь. И лучше не оставайтесь на ужин, который, быть может, был рассчитан на домашних. - Если вы дважды постучали или позвонили в дверь, а вам не открыли, не следует «ломиться» в дверь, а лучше спокойно уйти, не проверяя, на самом ли деле хозяев нет дома.

Быть ПРИВЕТЛИВЫМ хозяином – это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.

Быть ВНИМАТЕЛЬНЫМ хозяином – это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто стеснителен или впервые в доме, уделить больше внимания.

Быть ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫМ хозяином – это значит заранее подумать, не только о том, чем вы угостите своих друзей, но и чем займете их.

Быть ЩЕДРЫМ хозяином – это значит не жалеть для гостей угощения, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.

Быть БЕСКОРЫСТНЫМ хозяином – это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом.

Быть ТАКТИЧНЫМ хозяином – это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговора на неприятную для него тему.

И, наконец, быть ВОСПИТАННЫМ хозяином – это быть ровным и вежливым и, что бы ни случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.

6 ведущий. «Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы».

Как следует поступать за столом:

· Не опаздывай, будучи приглашен на обед, завтрак, ужин, чай.

· Не садись за стол, пока не сядут дамы или пока хозяин или хозяйка не пригласят занять место.

· Не предлагай даме, когда сопровождаешь ее к столу, левую руку.

· Мужчина должен предлагать даме правую руку. Не сиди слишком близко к столу или слишком далеко от него. Не затыкай салфетку за воротник и не раскладывай ее на груди.

· Салфетку следует класть на колени.

· В первую очередь необходимо обслуживать дам. Не ешь суп с конца ложки.

· Не проси второй порции супа.

· Не сгибайся над тарелкой. Держись по возможности прямо. Если хочешь достать что-либо, не тянись через тарелку другого.

· Не бери хлеб вилкой, бери рукой.

· Не ешь слишком быстро.

· Не наполняй рот большим количеством пищи.

· Не расставляй локти. Локти должны быть прижаты к бокам.

· Не ставь локти на стол.

· Не облизывай ложку после еды.

· Не угощай непрестанно гостя.

· В перерывах между блюдами не лепите хлебные шарики и не сворачивайте в трубочки бумажные салфетки.

· Спешить домой, как только закончилось застолье, очень неприлично.

· Собравшись уходить, прежде чем схватить пальто и шарф, попрощайтесь со всеми присутствующими и поблагодарите за приятный вечер.

7 ведущий. А сейчас мы поговорим о телефонном этикете.

«Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо» (Плутарх)

Никогда не начинайте разговор с вопроса: «Кто говорит?» Это неэтично. Не забывайте поздороваться и лишь после этого излагайте суть дела.

Если вы не застали нужного человека и просите передать ему какое-либо сообщение, обязательно назовите себя. Если на 5-6-й сигнал вам не отвечают, положите трубку. Если вы ошиблись номером, извинитесь и уточните номер. Если во время разговора телефон отключился, перезванивает тот, кто звонил. Никогда не прерывайте собеседника: дайте закончить мысль, часто сказанное в конце помогает понять то, что вы не разобрали вначале. В телефонном разговоре одинаково недопустимы как грубый, так и снисходительный тон. Не звоните без крайней необходимости на работу вашим знакомым по личному делу. Если вам звонят домой, снимая трубку, говорите: «Слушаю» или «Алло», не называя своего имени. Не звоните утром до 9 часов или вечером после 22, если не было предварительной договоренности. Старайтесь не беспокоить людей по выходным дням без крайней необходимости.

8 ведущий. Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену и не отскакивали от нее горохом, чтобы их слушали и слышали. Существует шесть способов располагать к себе людей:

- Проявляйте искренний интерес к другим людям.

- Улыбайтесь!

- Помните, что для человека звук его имени – самый сладкий и самый важный звук в человеческой речи.

- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе.

- Ведите разговор в кругу интересов вашего собеседника.

- Давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне.

«Беседа должна бы вестись как игра, в которой каждый имеет свой ход по очереди» (Анна Сталь).

«Болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, хочет оказать услугу – и становится навязчивым, хочет вызвать удивление – и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам, - и все это на свою погибель» (Плутарх)

«Не следует завладевать разговором как вотчиной, с которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном» (Цицерон)

«Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить» (Э. Капиев)

 

3. Игра «Этикет в вопросах и ответах».

Классный руководитель:

А сейчас мы проведем игру «Этикет в вопросах и ответах». У меня на столе «ромашка». Ее лепестки содержат вопросы, касающиеся манеры поведения людей в самых различных ситуациях.

Предлагаю работать парами («тройками», «четверками» в зависимости от численности присутствующих).

Каждая пара «отрывает» лепесток с вопросами и отвечает на них. Время на работу – 5 минут, на предъявление результатов – по 2 минуты каждой группе. Результатом нашей совместной деятельности выступит обобщенная «Памятка», которую получит каждый из вас. Игра «Этикет в вопросах и ответах» (Приложение 1).

Памятка (Приложение 2).

 

Подведение итогов

Мы завершаем сегодняшнюю беседу об этикете. Тема, которую мы подняли, сложна и актуальна.

В фундаменте современного этикета мощно покоятся четыре краеугольных камня: доброе отношение человека к человеку, здравый смысл, красота, народные обычаи и традиции. Именно поэтому воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой.

Замечательно сказал Свифт: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игра «Этикет в вопросах и ответах»

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.