Расстояние до источника СВЧ излучения (координата Х), мм
(Y=______, Z=______ )
Интенсивность излучения
показания мультиметра, мкА
ППЭ, мкВт/см2
…
…
Т а б л и ц а 7
Материал защитного экрана
Показания мультиметра, мкА
Эффективность экранирования
без экранирования
сетка из оцинкованной стали, ячейка 50 мм
сетка из оцинкованной стали, ячейка 50 мм
…
резина
- графики распределения интенсивности ЭМИ в пространстве и диаграмма эффективности экранирования в зависимости от вида материала защитных экранов,
- выводы по лабораторной работе.
Требования безопасности при проведении лабораторной работы
3.1.1. Работа выполняется бригадой студентов в количестве не более 2 человек.
3.1.2. К работе допускаются студенты, ознакомленные с устройством и принципом действия лабораторного стенда, мерами безопасности при проведении лабораторной работы.
3.1.3. Запрещается работать с открытой дверцей СВЧ печи.
3.1.4. Запрещается самостоятельно регулировать или ремонтировать дверь, панель управления, выключатели системы блокировки или какие-либо другие части печи. Ремонт производится только специалистами.
3.1.5. СВЧ печь должна быть заземлена.
3.1.6. Не допускается включение и работа без нагрузки. Рекомендуется в перерывах между рабочими циклами оставлять в печи кирпич. При случайном включении печи он будет исполнять роль нагрузки.
3.1.7. Продолжительность работы печи составляет не более 5 минут, продолжительность перерыва между циклами работы - не менее 30 минут.
Вопросы для контроля готовности к выполнению работы
4.1. Каким соотношением связаны длина электромагнитной волны и частота ЭМИ?
4.2. Расположите виды электромагнитного излучения в порядке увеличения частоты ЭМИ. 1 – рентгеновское излучение; 2 – ультрафиолетовое излучение; 3 – видимый свет; 4 – ЭМИ токов промышленной частоты; 5 – радиоволны; 6 – гамма-излучение; 7 – инфракрасное излучение .
4.7. Как долго в течение 8-ми часовой смены работник может находиться в зоне СВЧ излучения с плотностью потока энергии 1000 мкВт/см2 при облучении всего тела?
4.8. Как определяется эффективность средств защиты от ЭМИ?
4.9. В каком случае допускаются к работе в условиях воздействия ЭМП лица, не достигшие 18-летнего возраста, и женщины в состоянии беременности?
Вопросы для самопроверки готовности к защите лабораторной работы
5.1. В зависимости от чего электромагнитное излучение подразделяется на неионизирующее и ионизирующее?
5.2. Назовите основные источники ЭМИ в промышленности и укажите частотные диапазоны, в которых они работают.
5.3. В чем причина биологического воздействия ЭМИ на организм человека?
5.4. От чего зависит поглощение электромагнитной энергии организмом человека?
5.5. Какого рода биологические эффекты наблюдаются при поглощении телом энергии ЭМИ?
5.6. Чем определяется степень и характер воздействия ЭМИ на организм человека?
5.7. К каким заболеваниям и изменениям в организме человека может привести воздействие ЭМИ?
5.8. С чем связано применение различных параметров ЭМИ (напряженностей электрического и магнитного полей и плотности потока энергии) в гигиеническом нормировании ЭМИ?
5.9. По каким величинам осуществляется нормирование электромагнитных полей диапазона 30 кГц – 300 ГГц согласно СанПиН 2.2.4.1191-03?
5.10. Как рассчитывается величина энергетической экспозиции для диапазонов 30-кГц – 300 МГц и 300 МГц – 300 ГГц?
5.11. Назовите предельно допустимые значения для СВЧ излучения в соответствии с СанПиН 2.2.4.1191-03.
5.12. Назовите принципы защиты от ЭМИ.
5.13. Перечислите средства индивидуальной защиты от ЭМИ.