Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Почему возникает пристрастие к «игре в свою пользу»?



 

Пристрастие к «игре в свою пользу» можно объяснить тремя способами: как попытку представить себя в лучшем свете, как побочный продукт процесса обработки информации и как действия, мотивированные нашим желанием сохранить или повысить самооценку.

 


Самопрезентация

 

Самопрезентацияимеет отношение к стремлению создать свой желаемый образ как у внешней аудитории (у окружающих), так и у внутренней (у себя самого). Мы учимся управлять впечатлениями, которые производим. Мы оправдываем или одобряем свои действия, а в случае необходимости прощаем себе промахи, чтобы тем самым сохранить самоуважение (Schlenker & Weigold, 1992).

По словам исследователей самопрезентации, не стоит удивляться тому, что люди создают себе препятствия — на тот случай, если они будут выглядеть не лучшим образом (Arkin & Baumgardner, 1985). Не стоит удивляться и тому, что при этом они иногда даже рискуют здоровьем: подставляют кожу воздействию радиации, что приводит к морщинам и раку; перестают есть; не пользуются презервативами; подстрекаемые приятелями начинают пить и принимать наркотики (Leary & others, 1994). Нет ничего удивительного и в том, что люди проявляют больше скромности, когда их самообольщению может прийти конец — возможно, не без помощи специалистов, которые тщательно изучат их самооценки (Arkin & others, 1980; Riess & others, 1981; Weary & others, 1982). Профессор Смитт, несомненно, будет менее уверена в значимости своей работы, когда будет представлять ее не студентам, а коллегам по профессии.

Преподносить себя так, чтобы создать желаемое впечатление, — дело очень тонкое. Люди хотят, чтобы их воспринимали способными и в то же время честными и скромными (Carlston & Shovar, 1983). Скромность создает хорошее впечатление, а явное хвастовство — отталкивающее (Forsyth & others, 1981; Holtgraves & Srull, 1989; Schlenker & Leary, 1982). Вот вам феномен ложной скромности: зачастую мы демонстрируем более низкую самооценку, чем имеем (Miller & Schlenker, 1985). Но когда очевидно, что мы сделали нечто хорошее, ложная скромность («Ну, я действительно не оплошал, но дело-то было несерьезное») может выглядеть отталкивающе притворной. Чтобы произвести в обществе нужное впечатление — скромного, но компетентного — необходим определенный навык.

Склонность к скромному самопредставлению и ограниченному оптимизму с наибольшей очевидностью выражена в культурах, где особо ценится самоограничение, — в Китае и Японии (Heine & Lehman, 1995; Markus & Kitayama, 1991; Wu & Tseng, 1985). Там отдельная личность и достижение успеха в большей мере связывается с коллективом. А вот в Северной Америке едва ли можно заметить какие-то ограничения «в игре в свою пользу». Благосклонное к себе отношение можно наблюдать у голландских школьников, у бельгийских баскетболистов, у индусов, у японских шоферов, у австралийских студентов и рабочих, у китайских студентов, у обозревателей спорта из Гонконга и у французов всех возрастов (Codol, 1976; de Vries & van Knippenberg, 1987; Feather, 1983; Hagiwara, 1983; Jain, 1990; Liebrand & others, 1986; Lefebvre, 1979; Murphy-Berman & Sharma, 1986; and Ruzzene & Noller, 1986, соответственно).

 

 

Обработка информации

 

Почему люди воспринимают себя в самом выгодном свете? Согласно одной версии, столь благосклонное к себе отношение можно рассматривать как побочный продукт процесса переработки и запоминания информации о себе самом.

Вспомните исследование, в котором каждый из супругов считал, что он в большей мере загружен работой по дому, чем другой. Не может ли это, как полагают Майкл Росс и Фиоре Сиколи (Michael Ross & Fiore Sicoly, 1979), быть связано с тем, что мы очень хорошо помним то, что делали сами, и значительно хуже — то, что не делали, или то, что просто наблюдали со стороны? Мне легко представить, как я подбираю с пола грязное белье, и значительно труднее нарисовать себе картину, как я рассеянно наблюдаю за этим со стороны.

 

 

Мотивация самоуважения

 

Не является ли пристрастное восприятие просто перцепционной ошибкой, последствием бесстрастного процесса обработки информации? Или в него также вплетаются мотивы благосклонного к себе отношения? Познавая себя, мы стремимся оценить собственную компетентность (Dunning, 1995), нам хочется проверить свою Я-концепцию (Sanitioso & others, 1990; Swann, 1990). В поисках самоутверждения у нас особенно сильна мотивация улучшить впечатление, которое мы производим на окружающих и на самих себя (Sedikidis, 1993).

Эксперименты подтверждают, что «мотивационный двигатель» приводит в движение наши когнитивные механизмы (Kunda, 1990). Абрахам Тессер (Abraham Tesser, 1988) из университета Джорджии сообщает, что именно мотивом «сохранения самооценки» можно объяснить многое из того, что обнаружили исследования, — к примеру, разногласия между братьями и сестрами. Есть ли у вас брат или сестра примерно вашего возраста? Если да, то, возможно, люди сравнивали вас, когда вы росли. Тессер считает, что восприятие одного из вас как более способного побуждает другого к действиям, которые помогают ему сохранить самоуважение. (По мнению Тессера, наибольшая опасность грозит самооценкам детей, чьи младшие братья или сестры считаются более способными, чем они сами). Мужчины, чьи способности отличались от способностей брата, обычно вспоминают, что они не очень-то ладили меж собой; братья, примерно равные по способностям, могут припомнить лишь мелкие разногласия.

Угроза самоуважению может исходить и со стороны друзей или супругов. Несмотря на благотворное влияние общих интересов, идентичные цели могут породить напряжение или зависть (Clark & Bennett, 1992). Так, люди испытывают особенно сильную зависть к своему сопернику в любви, чьи достижения преобладают над их собственными (DeSteno & Salovey, 1996).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.