Наука — исторически сложившаяся система познания объективных законов мира. Она нацелена на получение и систематиза-
цию объективных знаний о действительности, на объяснение и предсказание явлений и процессов на основе открываемых ею законов. Научное познание помимо описания выявляет причины явлений, пытаясь объяснить происходящее. Для него существенным было формирование критерия истинности и разграничение наук по предметам и методам исследования мира. Гармония и соразмерность, как и в жизни, важны в научных теориях. С Фале-сом связывают первую постановку вопроса о первоначале всего и первые математические доказательства. Эти два достижения ориентировали развитие научного метода познания.
Пифагор видел гармонию в «математическом узоре», который лежит в основе совокупности всех явлений природы. Его идеи прослеживаются у Филолая, Гераклита, Евклида, Архимеда, Платона, Аристотеля. «Начала» Евклида заложили основы геометрии, все положения которой были обоснованы и взаимосвязаны. Евклид и Архимед выделяли математические закономерности, причем они интересовали их сами по себе.
Система доказательности и обоснованности знания стала складываться в математике еще в античные времена, в диалогах Платона арифметика есть чистое знание и центр всего космоса знаний. Впоследствии стало ясно, что математические закономерности отражают глубинную сущность законов природы, а не только внешнюю их сторону. Об этом писали Леонардо да Винчи, Р. Декарт, И.Кеплер, Г.Галилей, Х.Гюйгенс, И.Ньютон и другие. Структура наук формировалась постепенно.
У Платона «тот, кто не умеет правильно считать, никогда не станет мудрым», наука о числе — высшая мудрость, «все искусства совершенно исчезли бы, если бы было исключено искусство арифметики» («Послезаконие»). Арифметика — наука, ведущая к размышлению и познанию чистого бытия, искусство счета (логистика) отделено от абстрактной арифметики («Государство»). За ней в структуре знаний следуют геометрия, которая также «влечет к истине и воздействует на философскую мысль, стремя ее ввысь», стереометрия, «касающаяся измерений кубов и всего того, что имеет глубину», астрономия, изучающая «вращение тел»; завершает ряд математических наук учение о гармонии. Если астрономия — умозрительное изучение числовых соотношений в движении небесных светил, то гармония — умозрительное изучение числовых соотношений в музыкальных созвучиях. Это позволяет человеку «посредством только одного разума, минуя ощущения, устремляться к сущности любого предмета и не отступать, пока при помощи самого мышления не достигнет сущности блага. И он оказывается на самой вершине умопостигаемого». Это восхождение души есть освобождение от оков, поворот от теней к образу и свету, подъем из подземелья к Солнцу. Знание делится на практическое и познавательное, а последнее — на повелевающее и искусство суждения. А арифме-
тика может применяться для измерения поверхностей, глубин и скоростей.
У Аристотеля «Первая философия» — это учение о боге как неподвижном перводвигателе, бестелесной чистой форме. Далее следуют физические науки, так как их предметом является сущность, имеющая в себе начало движения и покоя. Математика не исследует бытие в движении и потому уступает физике, хотя более доказательна, абстрактна и истинна. В сочинении «О небе» Аристотель широко использует числовые соотношения. Арифметика выше геометрии, так как основана на меньшем числе начал. Все остальные представления о мире еще формировались путем догадок, рассуждений, наблюдений и сопоставлений. Оптику, гармонику и астрономию Аристотель причисляет к наиболее физическим, так как «они в известном отношении обратны геометрии. Ибо геометрия рассматривает физическую линию не как материалистическую, так как она не существует физически, а оптика — математическую линию как физическую» («Физика»). Его воззрения основаны на наблюдениях и соответствии здравому смыслу, поэтому больше относятся к натурфилософии, чем к физике.
Проблема несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной, воспринимаемая пифагорейцами как «козни злых сил», привела Евдокса к разработке теории пропорций и приложению ее к геометрии. Он стал беспредельно уменьшать остатки, строя доказательства путем исчерпывания. Так появились иррациональные числа, что заставило задуматься над основаниями математики и доказательствами. Аксиомы Евдокса вошли в «Начала» Евклида и работы Архимеда, продвинули логику Аристотеля и других учеников Платона; возросла роль чертежа и доказательств «от противного». И это была попытка единого толкования окружающей природы — натурфилософия, и, по современным воззрениям, она не была еще наукой. Постепенно сведения о явлениях становились более конкретными, описание природы вытеснялось экспериментальным изучением ее законов, выделились разные предметы познания и соответствующие им исходные понятия и методы.
Физика изучает наиболее простые и общие свойства материального мира. Ее законы являются обобщением многих специально поставленных опытов, они справедливы на Земле и в Космосе, отражая материальное единство мира. Возрождение Галилеем математического метода Архимеда означает переход к науке Нового времени, с XVII в. наступил период аналитического естествознания; природе стали задавать вопросы и пытались ответить на них с помощью специальных опытов, а полученные результаты записывались, обобщались и анализировались с помощью математики. Стройные естественно-научные теории сначала были созданы в механике, а затем в других областях физики. И экспери-
ментально-математическое естествознание надолго определило идеал и критерии научности. В физике переход к доказательности и обоснованности знания произошел в XVII в., в химии — в XVIII в., в биологии — в XIX в. и т.д.
Естествознание исследует органическую и неорганическую природу на Земле и во Вселенной. Сфера исследования включает объекты микро-, макро- и мегамиров. Специфика естествознания в том, что знание отличается высокой степенью объективности, постоянно совершенствуется и представляет собой наиболее достоверную часть всего знания человечества. Были открыты фундаментальные законы, объяснившие множество фактов и явлений; на основе этих законов были сформулированы принципы, которые составили фундаментальные теории различных дисциплин. Но менялось и отношение человека к процессу исследования природы, формировалась стратегия познания. Человек в XVII в. отделял себя от изучаемой природы, выделял повторяющиеся явления и объяснял их на основе наглядных представлений и однозначного соответствия результата действия причине, вызвавшей его {принцип детерминизма). Большое значение для формирования так называемой классической науки сыграли успехи метода Галилея — Ньютона, позволившего с большой точностью дать проверяемые предсказания. В арсенале знания к концу XIX в. были значительные достижения: в физике, кроме классической механики, — оптика, термодинамика, законы электричества и магнетизма и др.; в математике — аналитическая геометрия и математический анализ; в химии — учение о составе веществ, изучение основных свойств химических соединений, Периодическая система элементов, структурная химия и др.; в биологии — классификация и изучение основных свойств живых существ, теория клеточного строения, эволюционная теория Ч.Дарвина и др. Складывалось впечатление, что стройное здание науки близко к завершению, остаются некоторые «детали». Была уверенность в познаваемости мира «до конца», т.е. все расхождения теории с опытом могут быть преодолены уточнением либо эксперимента, либо теории. Наблюдатель находился вне исследуемых явлений, выводы соответствовали классической, булевой логике («или — или»). Методология классической науки предполагала мысленную операцию отстранения исследователя от исследуемой природы.
К началу XX в. в физике произошли изменения, кардинально расширившие представления о естественно-научной рациональности. Выяснилось, что операция устранения субъекта осуществима далеко не всегда и не для всех объектов познания. Квантовая гипотеза излучения, квантовая теория атома, теория броуновского движения изменили представления о воспроизводимости результатов исследования, роли измерительных приборов (и наблюдателя), случайности в исследовании природы. Сформировалась не-
классическая стратегия познания, в основе которой лежит признание случайности в качестве фундаментального свойства природы, а все выводы опираются на логику «дополнительности» («и — и») и уходят от привычного, наглядного. Принципиально дискретный взгляд на мир из области физики микромира постепенно распространился на другие области науки (и не только естествознания), а включенность наблюдателя (или прибора) в систему не нарушила объективности получаемого знания. Родился новый взгляд на мир в целом, и естествознание обогатило культуру человечества и самого человека.
В настоящее время наука переходит к новой стратегии познания, в так называемый постнеклассический период. Интегративный характер постнеклассической науки проявляется в создании общенаучных дисциплин и методов, появлении таких дисциплин, как теория систем, синергетика, системный и структурный подходы и т.д. Обнаружение принципиальной хаотичности и неопределенности ряда процессов и состояний привело к тому, что все большую роль, помимо динамических закономерностей, стали играть вероятностно-статистические законы. Формируются общенаучные методы, среди которых методу моделирования принадлежит особая роль.
Современная наука — целостный динамически организованный и саморазвивающийся организм. Она насчитывает около 15 тыс. научных дисциплин, число ученых превосходит 5 млн человек, а научная информация удваивается каждые 10—15 лет. С развитием методов исследования конкретных естественно-научных дисциплин фундаментальные науки — физика, химия, астрономия, биология — сформировались к середине XX в., стали «обрастать» смежными дисциплинами. Появились биохимия, геофизика, химическая физика, физическая химия, астрофизика, молекулярная биология, геохимия, астробиология, астронавтика и др.
Система наук многообразна и сложна. К общественным относят такие науки, как историю, археологию, экономику, статистику, демографию, историю государства и права, этнографию и др.; к естественным — конкретные научные дисциплины: механику, астрономию, физику, химию, геологию, географию, биологию, а также биохимию, биофизику, астрофизику, космологию, химическую физику, физическую химию, ботанику, зоологию, антропологию, генетику и др. Все активнее развиваются технические науки, нацеленные не на познание, а на преобразование мира. Появились теоретические прикладные науки: физика металлов, физика полупроводников, катализ, аэро- и гидродинамика, а также практические прикладные науки: металловедение, астронавтика, электроника, полупроводниковая и лазерная технология и др. Прикладные науки нацелены на разработку способов применения знаний, полученных в фундаментальных науках, для удов-
летворения жизни общества. Более 90 % всех важнейших достижений научно-технического уровня сделаны в XX в.
В средневековье политическая и духовная власть принадлежала религии, что сказалось на понимании истины: наука должна была объяснять и доказывать теологические положения. В эпоху Возрождения произошел резкий скачок в развитии культуры. «Коперниканская революция» ознаменовала начало современной науки. В ее основе — признание материального единства мира, единства законов на небе и на Земле. Это означало отказ от представлений Аристотеля, канонизированных Ватиканом, и возможность изучать явления на Земле, чтобы сделанные из опытов выводы и закономерности были справедливы вне лаборатории (даже в Космосе). Галилей начал ставить специальные опыты и обрабатывать их результаты математически — так в науку вошел эксперимент и математически сформулированный закон, создавалась современная научная методология. Математик и философ М. Клайн заключил: «Все, что планируется на основе развитой Ньютоном математической теории, действует безотказно. Сбои, если таковые случаются, обусловлены лишь несовершенством созданных человеком механизмов».