Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изучение нового материала.



Алгоритмическая структура «ветвление».

Оргмомент.

Слайд 1. Здравствуйте. Умение программировать с каждым годом становится всё более востребованным в современном обществе. Соответственно растёт и цена ошибки программиста, которая иногда исчисляется не только миллионами долларов, но и, к сожалению, человеческими жизнями. Например, в июле 1962 года программист, разрабатывающий полёт ракеты «Маринер-1», допустил одну-единственную ошибку, переводя рукописную формулу в компьютерный код. Символ верхнего тире, или индекса, он воспринял за обычное тире или знак минус. К сожалению, за этим знаком скрывалась специальная функция, без которой программное обеспечение компьютера воспринимало вполне нормальные вариации скорости ракеты как критические и недопустимые, что и привело к печальному результату – потере 18,5 миллионов долларов.

Поэтому именно на наших уроках, когда закладываются основы программирования, нужно быть предельно внимательным и стараться не оставлять для себя нерешенных вопросов.

Постановка проблемы и актуализация опорных знаний.

Слайд 2. Существует множество прикладных программ, которые значительно облегчают нам с вами жизнь. Допустим, стандартная программа операционной системы Windows - «Калькулятор» - мгновенно извлечёт квадратный корень или возведёт любое допустимое число в любую допустимую степень. Мы не задумываемся над тем, как она работает и кто её написал. А ведь это очень сложный программный продукт, над созданием которого тот, неизвестный нам программист, трудился много дней. А если бы он допустил при написании программного кода хотя бы одну единственную ошибку? Например, не поставил бы точку. Всего лишь одну точку! Или поставил бы, но не там. Что бы произошло? (Программа не работала бы или работала бы неправильно).

Мы с вами уже не первый урок занимаемся составлением алгоритмов и написанием компьютерных программ. И наша задача научиться делать это без ошибок. Хотите ли вы проверить, что и как вы усвоили в программировании на сегодняшний момент? (Да)

Слайд 3.На слайде изображены основные блоки, которые используются при составлении блок-схем и их описания. Но описания распределены неправильно. В карточках под номером 1, которые лежат на ваших столах, найдите Задание № 1 и расставьте номера описаний так, чтобы они соответствовали перечисленным блокам.

Теперь проверим. В поле для баллов поставьте количество правильно расставленных описаний.

 

Слайд 4.На каком языке мы с вами общаемся? (На русском).

Для большинства из нас - это наш родной язык, поэтому мы хорошо понимаем друг друга. На уроках химии мы используем язык химии, на уроках математики – язык математики. Всегда ли компьютеру будет понятно выражение, написанное на математическом языке? (Нет) Почему? (В математике мы не всегда ставим знак умножить, а для компьютера его надо ставить обязательно). Проверим, хорошо ли вы переводите текст с математического языка в компьютерную форму. Перед вами пять математических выражений. Найдите в своих карточках Задание № 2 и запишите эти выражения в компьютерной форме.

Проверим. В поле для баллов поставьте количество правильно переведённых выражений.

Слайд 5. Отлично, теперь переходим к Заданию № 3. На слайде записано несложное равенство. Первый вариант в своих карточках должен нарисовать блок-схему нахождения значения переменной а, а второй вариант соответственно написать программный код на языке программирования Pascal.

Теперь, варианты, поменяйтесь листочками и проверьте работы друг друга. Если есть ошибки, то исправьте и поставьте отметки по трехбалльной шкале: всё верно – три, мелкие недочёты – два, ошибки – один.

Как называется алгоритмическая структура, которую вы использовали при выполнении этого задания? (Линейный алгоритм).

Изучение нового материала.

Слайд 6.Придёт время, и вы сможете написать программу не хуже Калькулятора Microsoft, но пока давайте выберем для себя цель попроще. Довольно часто на уроках алгебры и геометрии, а бывает, что и на других уроках тоже вам приходится решать квадратные уравнения. Много ли приходится выполнять вычислений при этом? (Смотря на сколько сложное уравнение). А можете ли вы как программисты, упростить эту задачу? (Можем, мы можем написать программу решения квадратного уравнения).

Какую же цель мы поставим перед собой на нашем уроке? (Написать программу решения квадратного уравнения).

 

Слайд 7. Назовите общий вид квадратного уравнения. (ax2+bx+c=0).

Есть ли какие ограничения на коэффициенты a, b, c? (а не равно нулю).

Сколько может быть корней в квадратном уравнении? (Два, один, ни одного).

От чего это зависит? (От дискриминанта).

Как? (Если D>0, то два корня, если D=0, то один корень и если D<0, то корней нет).

По какой формуле вычисляется корень, при D=0? (x=-b/(2a)).

По каким формулам вычисляются корни, при D>0? (x1,2= )

На что похож рисунок на слайде? (На блок-схему).

Соответствует ли она линейной алгоритмической структуре? (Нет)

Почему? (От дискриминанта расходятся три стрелочки)

Знакома ли вам такая алгоритмическая структура? (Нет)

Сможем ли мы без неё написать программу решения квадратного уравнения? (Нет).

Напишите тему сегодняшнего урока: Алгоритмическая структура «ветвление».

Слайд 8.Ветвление алгоритма задаётся блоком в виде ромбика, внутри которого помещается некоторое условие, которое может быть либо истинным, либо ложным. Тогда из этого блока должно быть два выхода – один продолжает выполнение алгоритма для истинности условия, а другой – для ложности.

В случае истинности условия – выполняется одна последовательность действий, а в случае ложности – другая. Затем ветвление заканчивается, и алгоритм переходит в линейную структуру.

Может ли алгоритм выполниться одновременно по обеим веточкам ветвления? (Нет).

Почему? (Потому что условие не может быть одновременно и ложным и истинным).

Такой вид «ветвления» получил название «полной формы». Логично предположить, что существует и иная форма ветвления. Какая же? (Неполная).

Почему «неполная»? (Чего-то в ней не будет).

Предположите – чего? (Различные предположении…)

Проверим ваши гипотезы. В неполной форме также есть условие в ромбике, из которого также выходят две веточки. Но, действия выполняются только в случае истинности условия, а в случае его ложности вообще ничего не происходит.

Осталось выяснить, как записывать алгоритмическую структуру «ветвление» на языке программирования Pascal.

Блоку с условием соответствует команда if, после которой записывается само условие.

Веточка, соответствующая истинности условия заменяется командой then и последующими за ней действиями.

Веточка, соответствующая ложности условия заменяется командой else и последующими за ней действиями.

В конце строчки обязательно ставится точка с запятой.

В итоге получается фраза на английском языке if… then…else…, которую можно перевести как если… то… иначе….

Предположите, как будет выглядеть запись неполной формы ветвления на Pascal. (if… then…;).

На ваших столах лежат карточки под номером 2, на которых изображён этот слайд. Дома вклеите их в свои рабочие тетради.

 

Тренировка для глаз.

Слайд 9.Как вы думаете, какая самая большая проблема программистов? (Различные варианты…)

Самая большая проблема – это плохое зрение. Поэтому, обязательно при работе за компьютером надо соблюдать технику безопасности и время от времени делать несложную, но весьма эффективную гимнастику для глаз.

Сядьте прямо, положите руки на колени, и проследите одними глазами, без поворотов головы, за перемещениями смайлика на слайде.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.