Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 6. Общение как интеракция



 

Место взаимодействия в структуре общения. Кооперация и конкуренция как основные типы взаимодействия.

Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий. Схема Р.Бейлса.

Проблема анализа содержательной стороны взаимодействий. Моделирование стратегий взаимодействия; «теория взаимодействия исходов» (Дж.Тибо, Г.Келли).

Роль интерперсональных взаимодействий в развитии личности. Ценностно-символическая регуляция: экспектации со стороны «значимых других» и управление этими экспектациями со стороны самой личности как механизмы «личностного роста».

Взаимодействие как организация совместной деятельности. Совместная деятельность и ее критерии (признаки): единство членов группы по месту, времени и действию; общность цели (целей); наличие заданной «сетки обязанностей»; наличие связей и взаимозависимостей участников; «совместные переживания». Понятие «совместная деятельность с неполной структурой» (А.Л. Журавлев).

Регуляция совместной деятельности. Основные «блоки» факторов эффективности совместной деятельности: условия деятельности, характеристика групповой задачи, «групповой контекст», характеристики членов группы, цели и мотивы участников совместной деятельности и др. Совместимость и срабатываемость членов группы.

Формы (модели) организации совместной деятельности: «совместно-индивидуальная деятельность», «совместно-последовательная деятельность», «совместно-взаимодействующая деятельность».

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект­-Пресс, 2004. Глава 6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. С.99–192.

Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. С.119–151.

Шибутани Т. Социальная психология / Сокр.пер. с англ. Ростов н/Д.: Феникс, 1997 (М.: Прогресс, 1969). Глава 3. Самосознание и участие в группах. Глава 4. Культурная матрица играния ролей.

 

ТЕМА 7. Общение как социальная перцепция

 

Понятие «социальная перцепция». Восприятие человека человеком как ведущий уровень социоперцептивных процессов, включенных в межличностное общение.

Основные механизмы взаимопонимания в процессе общения: децентрация, идентификация, рефлексия, эмпатия.

Содержание и эффекты межличностного восприятия. Межличностное восприятие как интерпретация поведения другого человека; феномен каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции. Роль установки в межличностном восприятии. Эффект ореола («галлоэффект»), эффект новизны–первичности; эффект стереотипизации.

Точность межличностной перцепции: ее измерение и способы повышения.

Межличностная аттракция: содержание и факторы.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект­-Пресс, 2004. Глава 7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1998. С.136–169, 175–189, 302–342, 362–420

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. С.197–212, 303–342.

Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. 6-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2001. С.110–168, 515–568.

Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. С.152–188.

Перспективы социальной психологии / Ред-сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Дж.М. Стефенсон / Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003. С.189–227, 346–397.

Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии / Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1999. С.119–162, 205–242.

Шибутани Т. Социальная психология / Сокр.пер. с англ. Ростов н/Д.: Феникс, 1997 (М.: Прогресс, 1969). Глава 10. Чувства и межличностные роли.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Ин-т психологии РАН; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С.120–136.

Тема 8. Психологические способы воздействия и взаимовоздействия

В процессе общения

 

Проблема психологического воздействия на людей в ситуациях «массового» («внеколлективного») поведения.

Заражение: сущность, механизмы, закономерности, репрезентативные ситуации и обстоятельства. Мера подверженности этому способу воздействия различных аудиторий.

Внушение: сущность, механизмы, закономерности, репрезентативные ситуации и обстоятельства. Взаимодействие суггестора и суггеренда, явления суггестии, контрсуггестии и контрконтрсуггестии. Использование закономерностей внушения в рекламе, пропаганде и других областях социальной практики.

Убеждение: сущность, механизмы, закономерности, репрезентативные ситуации и обстоятельства. Система «убеждающей коммуникации» и ее практическое использование (публичные выступления, дискуссии и др.).

Подражание: сущность, механизмы, закономерности, репреэентативные ситуации и обстоятельства. Роль подражания в социализации индивида. Стадии, уровни и планы подражания. Феномен моды.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект­-Пресс, 2004. Глава 8. Психологические способы воздействия в процессе общения.

Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1998. С.86–93.

Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. 6-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2001. С.311–356.

Перспективы социальной психологии / Ред-сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Дж.М. Стефенсон / Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003. С.265–302.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.