Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разбор теоретического материала (устно-речевой опрос)



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Имени Н.Н.Бурденко

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ

РАЗВИТИЮ»

 

 
 


Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф

 

 

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой МПЗ и МК

д.м.н.

________________ Л.Е. Механтьева

 

«____» ___________ 200 г

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ТЕМЕ СЕМИНАРА №6

«Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера»

(медицина катастроф)

для лечебного,

педиатрического,

стоматологического,

медико-профилактического

факультетов

 

 

Время : 2 часа

 

Тема занятия №6 : «Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера»

Цель занятия:

1. Изучить задачи и основы организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера.

2. Изучить организацию и порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликвидации последствий в очагах поражения.

Вопросы семинара:

1. Медико-санитарное обеспечение при чрезвычайных ситуациях на пожаро- и взрывоопасных объектах, а также при ЧС транспортного и дорожно – транспортного характера.

2. Особенности медико-санитарного обеспечения при террористических актах .

3. Особенности медико-санитарного обеспечения при локальных вооруженных конфликтах

Тематика самостоятельной работы:

1. Характеристика медико-санитарных авиационных происшествий и аварийных ситуаций на воде. Особенности медико-санитарного обеспечения.

 

Темы кратких реферативных сообщений:

1. Краткая характеристика террористических актов. Примеры из периодической печати за последние годы.

2. Особенности медико-санитарной обстановки при дорожно-транспортных, авиационных катастрофах.

.

.

Вопросы для конспектирования в рабочей тетради

1. Основные положения медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС на пожаро- и взрывоопасных объектах, а также при ЧС транспортного и дорожно – транспортного характера.

2. Особенности медико-санитарного обеспечения при локальных вооруженных конфликтах и террористических актах

Основная и дополнительная литература:

1. Материалы лекции по теме № 6.

1. И.И. Сахно, В.И. Сахно. Учебник «Медицина катастроф» г. Москва.
2002 г. с 232-283

2. В.И. Сахно, Г.И. Захаров. Учебное пособие «Организация медицинской
помощи населению в чрезвычайных ситуациях» г. С-Петербург. 2003 г.
с 75-145

3. Гончаров С.Ф. Учебное пособие «Медицина катастроф» г. Благовещенск 2000 г.

4. Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных
ситуациях (ОМОЧС) /Учебное пособие под редакцией члена- корреспондента РАМН, проф. Н.А. Яицкого. М.,АНМИ 2003 г

5. Гончаров С.Ф., Лобанов ГЛ., Лобанова Е.Г. «Медицинские
последствия землетрясений и организация их ликвидации» ВМЖ № 1
2001 г. с. 19-29.

6. Нечаев Э.А., Фаршатов М.Н. «Военная медицина и катастрофы мирного времени» Москва, НИО «Квартет», 1994 г.

7. Смирнов И.А. «Медицинское обеспечение населения, пострадавшего
от террористических актов» ВМЖ № 2 2004 г. с. 12-17.

8. 10.Быков И.Ю. Военная медицина России в общей системе ликвидации последствий ЧС и обеспечения миротворческих сил. ВМЖ, №7 2005г. с.4-11.

9. Гончаров С.Ф., Бобий Б.В. О некоторых проблемах медицинского обеспечения населения в кризисных ситуациях. ВМЖ, №7 2005г. с. 15-22.

10. Смирнов И.А. Медицинское обеспечение населения, пострадавшего от террористических актов. ВМЖ, №2 2004г. с. 12-17

 

 

Разбор теоретического материала (устно-речевой опрос)

По виду (характеру источника) Техногенные (производственные, антропогенные) катастрофы, как известно, подразделяются на:

а) катастрофы и аварии на транспорте (авиационные, железнодорожные, автодорожные, на водном транспорте, на трубопроводах);

б) пожары и взрывы;

в) химические (с выбросом АХОВ);

г) радиационные (с выбросом РВ);

д) биологические (с выбросом БС);

е) гидротехнические (прорыв плотин, дамб и др.).

Медико-санитарное обеспечение при чрезвычайных ситуациях на пожаро- и взрывоопасных объектах, а также при ЧС транспортного и дорожно – транспортного характера.

 

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП)понимается собы­тие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опроки­дывание транспортных средств.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненымв ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их гос­питализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Выделяют 4 основных механизма возникновения повреждений: от прямого удара транспортным средством, от общего сотрясения тела человека вследствии удара, от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету и от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги. Большинство повреждений, полученных при ДТП – сочетанные черепно-мозговые травмы.

Железнодорожная авария - авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта; гибель одного или нескольких человек; причинение пострадавшим телесных повреждений различной степени тяжести либо полное прекращение движения на аварийном участке на время, превышающее нормативное. Авария может сопровождаться возникновением химической, радиационной, пожаровзрывоопасной и другой ЧС.

Катастрофы на железнодорожном транспорте могут возникать при действии внешних поражающих факторов (в зонах стихийных бедствий, техногенных катастроф, взрывов и т. п.), а также в результате нарушения требований технической эксплуатации, несвоевременного и некачественного технического обслуживания путевого хозяйства, нарушений отправителями требований безопасности к транспортировке грузов, особенно взрывчатых, легковоспламеняющихся. Известны катастрофы, причинами которых являются террористические акции.

По виду подвижного состава катастрофа может возникнуть с пассажирскими поездами; с грузовыми поездами; одновременно с обоими поездами; при столкновении поезда с другим транспортом. В процессе возникшей аварии, кроме столкновений, возможны сходы поездов с путей, возникновение пожара и взрыва. Особую опасность представляют аварийные ситуации при перевозках РВ и АХОВ.

Сложная обстановка может сложиться в результате аварии в пределах железнодорожной станции. Как правило, к железнодорожным узлам примыкает городская застройка с высокой плотностью населения. На сравнительно малой территории станции обычно сосредоточивается большое количество вагонов с различными грузами, в том числе с огнеопасными, взрывоопасными и ядовитыми веществами. Здесь же могут находиться значительные группы людей.

Вне района железнодорожной станции тактика и сроки спасательных работ могут значительно изменяться, причем в сторону увеличения времени до начала работ и их продолжительности..

 

Пожаро-взрывоопасный объект - это объект, на котором хранят, используют, перерабатывают, производят и транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества.

Природные катастрофы часто дополняются пожарами - стихийным распространением огня, неконтролируемым человеком. Пожары могут возникать в населенных пунктах и лесных массивах, на промышленных предприятиях и нефтепромыслах. Пожары в населенных пунктах делятся на отдельные (горит одно или несколько зданий), массовые (горит около 25% зданий) и сплошные (горит до 90% зданий).

Основная причина, вызывающая возникновение пожаров при техногенных катастрофах, - разрушение емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися или взрывоопасными жидкостями и газами, короткие замыкания электропроводки в поврежденных и частично разрушенных зданиях и сооружениях, взрывы и возгорания некоторых веществ и материалов.

Возникновение и распространение пожаров прежде всего зависит от характера производства и степени возгораемости или огнестойкости зданий и материалов, из которых они выполнены. По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности строения подразделяются на шесть категорий: А,Б,В,Г,Д,Е. Особенно опасны нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия и склады нефтепродуктов, относящиеся к категории А; цеха по приготовлению и транспортировке угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры и размольные отделения мельниц, относящиеся к категории Б, а также (в зависимости от огнестойкости зданий) лесопильные, деревообрабатывающие, столярные и другие производства, относящиеся к категории В. К категории Г относятся металлургические заводы, предприятия теплоэнергетики, к категории Д - станкостроительные заводы. При авариях на предприятиях категорий А и Б возможны сплошные пожары, охватывающие всю территорию с распространением на прилегающую городскую застройку.

При авариях на объектах групп В, Г и Д могут возникнуть обособленные очаги пожаров, а их распространение на прилежащую застроенную часть города возможно только при определенных метеоусловиях, характере застройки и степени огнестойкости зданий.

Характер распространения пожаров зависит от плотности застройки, степени огнестойкости зданий, метеоусловий, времени года и суток. Большое значение имеет ширина улиц и наличие разрывов между застроенными территориями. При ширине улиц менее 30 м с застройкой зданиями 3, 4 степени огнестойкости пожары могут носить сплошной характер, причем ввод пожарных и других формирований по этой улице будет затруднен, потребует специальных средств защиты. При ширине улицы от 30 до 50 м степень теплоизлучения в середине улицы при пожаре меньше и ввод формирований возможен с определенными предосторожностями. При ширине улицы более 50 м ввод формирований для тушения пожаров, проведения спасательных работ и оказания медицинской помощи пораженным в большей степени безопасен. Разрывы между сооружениями более 100 м резко уменьшают пожарную опасность района.

Основными поражающими факторами на пожаровзрывоопасных объектах являются:

· - детонационная волна;

· - воздушная ударная волна;

· - осколочные поля (обломки сооружений, вторичные снаряды и прочее);

· - тепловое излучение пожаров;

· - действие ядовитых веществ, образующихся при горении материалов.

При горении в замкнутых пространствах почти у всех находящихся там людей возможны ожоги, площадь которых примерно у половины составит от 20 до 60% поверхности тела. Сочетание данных ожогов с ожогами верхних дыхательных путей будет у 25%, термические поражения осложняются механической травмой у 12%, возможно отравление продуктами горения у 60% пострадавших.

Особо опасны пожары в высотных зданиях. Их внутренние стены облицованы панелями из горючих пластиков. Потолочные плиты выполнены из горючих древесных материалов. В “высотках” сосредоточено обилие легковоспламеняющейся мебели. Единственный выход из здания кроме лифтов - узкие внутренние лестницы. Одной из основных причин гибели и поражения людей во время пожаров помимо теплового фактора является воздействие на их организм токсичных продуктов, образующихся при горении конструкционных и декоративно-отделочных материалов.

Степень опасности отравления людей токсическими продуктами значительно возрастает, если пожар возникает в герметично замкнутых помещениях и на объектах с недостаточной вентиляцией: в самолетах, каютах пароходов, номерах гостиниц, на промышленных предприятиях. При горении любых органических продуктов образуется СО, который является одной из основных причин, вызывающих острое отравление и гибель людей при пожарах.

Особенности медицинской помощи при авариях на пожаро- и взрывоопасных объектах:

· - тщательный розыск пораженных на задымленной территории и внутри горящих помещений;

· - необходимость оказания медицинской помощи ожоговым пораженным, в том числе с ожогами верхних дыхательных путей, а также с отравлением СО и другими токсичными продуктами горения;

· - необходимость оказания медицинской помощи пораженным с множественными и сочетанными механическими травмами, в том числе с баротравмой;

· - необходимость оказания медицинской помощи пострадавшим с комбинированными поражениями.

У пострадавших на пожаре наблюдается значительное число случаев острых сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонических кризов, эндокринных нарушений (осложнений и ухудшений). Почти всегда обостряются хронические заболевания.

Первая врачебная помощь должна быть оказана в максимально короткие сроки и приближена к месту пожара.

При большом числе обожженных стационарные лечебные учреждения должны быть усилены специализированными ожоговыми бригадами.

 

В ЧС взаимопомощь со стороны лиц, сохранивших психологические и физиче­ские силы, заключается в извлечении пораженных из потерпевших аварию транс­портных средств, размещении их по возможности дальше от охваченного пламенем транспортного средства или очага возгорания на нем. Первую помощь в зоне проис­шествия в порядке взаимопомощи оказывают также случайные свидетели ЧС или жители близлежащих населенных пунктов.

Основная роль в организации помощи в зоне катастрофы принадлежит местным органам власти и близлежащим лечебно-профилактическим учреждениям, фельдшер­ско-акушерским пунктам, которые осуществляют доврачебную, первую врачебную и, по возможности, остальные виды медицинской помощи.

Наиболее целесообразна следующая организация ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС. Орган здравоохранения (центр медицины катастроф, станция скорой медицинской помощи) назначает лицо (руководителя), ответственное за ме­дико-санитарное обеспечение (при крупных ЧС создается оперативная группа), кото­рое немедленно выезжает в зону ЧС. Установив контакт с руководителем спасательных работ, это ответственное лицо оценивает медико-санитарную обстановку, организует встречу прибывших медицинских сил и средств, ставит им конкретные задачи и руководит работой.

Определяются места организации пунктов сбора пораженных, развертывания пунктов оказания первой врачебной помощи; выполняется медицинский контроль за проведением аварийно-спасательных работ; определяются потребность в транспорт­ных средствах, пути подъезда к пунктам сбора пораженных и пути их эвакуации.

На месте, где получено поражение, или вблизи от него пораженным оказывается в большинстве случаев первая медицинская или доврачебная помощь; в случае, если сюда прибывают врачебные бригады, могут выполняться отдельные элементы пер­вой врачебной помощи. С места поражения (с пунктов сбора) пораженные эвакуиру­ются в большинстве случаев в ближайшие лечебные учреждения, где в зависимости от возможностей оказывается первая врачебная, квалифицированная, а в ряде случаев - специализированная медицинская помощь.

При большом удалении местных лечебных учреждений от района ЧС в зоне ЧС развертываются этапы медицинской эвакуации для оказания первой врачебной или квалифицированной медицинской помощи.

Для четкой организации эвакуации пораженных необходимо, чтобы руководи­тель ликвидации медико-санитарных последствий ЧС знал направления эвакуации различных групп пораженных (в какие учреждения, сколько и каких пораженных следует направить).

В повседневной практике здравоохранения сегодня все острее становится про­блема оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.Для этого создается система быстрого реагирования на ДТП, спасе­ния пострадавших и оказания им высокопрофессиональной экстренной медицинской помощи на месте происшествия и в стационаре. Обязательным элементом данной системы должен быть медицинский вертолет. Гарантированный успех может быть достигнут решением таких практических задач, как:

· точная и своевременная информация о характере происшествия, количестве пострадавших и доступности медицинской помощи;

· быстрое извлечение пострадавших из поврежденных автомобилей спасателя­ми, имеющими на оснащении соответствующие технические средства;

· оказание неотложной медицинской помощи на месте происшествия и немед­ленная эвакуация пострадавших в специализированные медицинские учреж­дения авиационным или автомобильным санитарным транспортом;

· заблаговременное определение лечебных учреждений, осуществляющих гос­питализацию пострадавших при ДТП;

· оборудование вертолетных площадок при лечебных учреждениях, прини­мающих пострадавших;

· современные технологии передачи информации о ДТП, ведении спасательных работ, оказании медицинской помощи и эвакуации пострадавшего в стационар, обеспечивающие проведение всего комплекса работ в течение «золотого часа».

 

Обязательными медицинскими компонентами системы должны быть:

· применение санитарных вертолетов и реанимобилей;

· оснащение лечебных учреждений ,включенных в систему ме­дицинской помощи на дорогах и принимающих пострадавших, современны­ми приборами реанимации, интенсивного лечения и мониторинга;

· специальная подготовка медицинского персонала для сопровождения по­страдавших в вертолетах;

· обеспечение радиосвязью медицинского работника вертолета с руководите­лем спасательных работ и приемным отделением медицинского стационара, принимающего пострадавшего.

· Необходимо отметить, что при некоторых транспортных катастрофах медицин­ская помощь оказывается штатными силами и средствами, входящими в организаци­онную структуру соответствующих министерств или ведомств.

В частности, в системе МПС России организация медицинской помощи при кру­шениях и авариях на железной дорогерегламентирована инструкцией его Главного врачебно-санитарного управления. В случае ЧС на железной дороге первичная ин­формация с определенными медицинскими сведениями доводится, прежде всего, до главного (дежурного) врача железнодорожной больницы по месту стоянки аварийно-восстановительного поезда и до начальника (заместителя) врачебно-санитарной службы железной дороги. Порядок действий должностных лиц в ЧС строго регла­ментирован приказами и инструкциями на уровнях Главного врачебно-санитарного управления, врачебно-санитарных служб железных дорог и местных лечебных учре­ждений МПС России. На место происшествия в составе аварийно-восстановительно­го поезда следует санитарный вагон с соответствующим оснащением, экипировкой и медицинской аварийной бригадой, способной оказывать квалифицированную меди­цинскую помощь. При эвакуации пораженных обеспечивается их сопровождение врачебно-сестринским составом.

Следует отметить, что привлекаемые медицинские силы и средства, порядок их задействования, выезда и взаимодействия определяются по коду медицинской инфор­мации. Для ускорения прибытия сил и средств в железнодорожных больницах созданы (по участковому принципу) врачебные бригады, которые направляются в зону катаст­рофы на транспорте своих учреждений немедленно после получения соответствующей информации. Для выезда этих бригад устанавливается минимальное время.

Для осуществления мероприятий по сохранению жизни пассажиров и членов экипажа при авиационных происшествияхв гражданской авиации созданы специ­альные формирования: поисково-спасательная служба и аварийно-спасательные ко­манды. Укомплектованность этих формирований медицинскими силами и медико-са­нитарным имуществом должна соответствовать структуре санитарных потерь и объе­му оказываемой помощи.

В пределах деятельности территориальной структуры гражданской авиации ме­дико-санитарное обеспечение поисково-спасательных и аварийно-спасательных ра­бот организует начальник медицинской службы, а в районе ответственности - на­чальник медицинского учреждения предприятия или учебного заведения граждан­ской авиации.

Аварийно-спасательная команда аэропорта формируется из работников авиационно-технической базы, медсанчасти и охраны аэропорта. Задачами этой команды яв­ляются: спасение пассажиров и экипажа воздушного судна при авиационном проис­шествии, оказание медицинской помощи, ликвидация пожара. В состав аварийно-спасательной команды входит медицинский расчет, формируемый из медицинских работников медсанчасти (амбулатории, здравпункта), который выполняет свои профессиональные функции самостоятельно и согласно инструкции во взаимодействии с ЛПУ других ведомств.

В функцию медицинского расчета аварийно-спасательной команды входит оказа­ние первой медицинской помощи пострадавшим на месте авиационного происшествия, выполнение эвакотранспортной сортировки и подготовка к эвакуации, а при ее задерж­ке - принятие мер к защите пострадавших от неблагоприятного воздействия внешней среды. Для выполнения этих задач имеются соответствующее оснащение и средства.

Кроме того, при авиационной катастрофе широко используется скорая медицин­ская помощь города, вызываемая диспетчерской службой аэропорта.

Оказание первой врачебной помощи проводится в медицинском пункте аэропорта и в машине скорой медицинской помощи (на месте и в пути следования к больнице).

Все вопросы оказания помощи и спасения на моререгламентированы международ­ными конвенциями, предписывающими государствам не только оказывать помощь тер­пящим бедствие на море, но и заключать региональные соглашения о взаимном сотруд­ничестве с соседними государствами. Главный принцип оказания помощи и спасения - принцип спасения без дискриминации. Согласно статье 11 Международной конвенции 1910 г. и соответствующим статьям национальных кодексов торгового мореплавания го­сударств, каждый капитан обязан, если нет серьезной опасности для его судна, экипажа и пассажиров, оказывать помощь всякому лицу в море, даже враждебному, когда его жиз­ни угрожает опасность. Уклонение от выполнения этой обязанности влечет за собой от­ветственность виновного лица перед законом государства, гражданином которого это ли­цо является. Требования международных и других актов по оказанию помощи и спасе­нию людей полностью распространяются и на военные корабли и суда.

При авариях на судах, находящихся в море, сложность оказания медицинской помощи резко возрастает из-за того, что в первые часы (а возможно, и сутки) меди­цинская помощь оказывается только штатной медицинской службой судна. Привле­чение для оказания помощи медицинских сил и средств извне требует определенного времени, так как передвижные медицинские формирования могут находиться на большом расстоянии от места аварии.

Отсюда следует, что медико-санитарное обеспечение при авариях судов в море во многом зависит от организации поисково-спасательных работ, степени подготовки органов управления медицинской службой, специальной подготовки медиков на су­дах, а также медицинской подготовки команды судов.

Поэтому при организации медицинской помощи в фазе изоляции особое внима­ние следует уделять само- и взаимопомощи, а также помощи силами персонала судна. Первая врачебная помощь в большинстве случаев может быть организована по прибы­тии спасательных средств (водных или вертолетов). Пораженных доставляют на берег, где организуются и проводятся неотложные мероприятия врачебной помощи.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.