ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ
РАЗВИТИЮ»
Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой МПЗ и МК
д.м.н.
________________ Л.Е. Механтьева
«____» ___________ 200 г
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ТЕМЕ СЕМИНАРА №6
«Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера»
(медицина катастроф)
для лечебного,
педиатрического,
стоматологического,
медико-профилактического
факультетов
Время : 2 часа
Тема занятия №6 : «Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера»
Цель занятия:
1. Изучить задачи и основы организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера.
2. Изучить организацию и порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликвидации последствий в очагах поражения.
Вопросы семинара:
1. Медико-санитарное обеспечение при чрезвычайных ситуациях на пожаро- и взрывоопасных объектах, а также при ЧС транспортного и дорожно – транспортного характера.
2. Особенности медико-санитарного обеспечения при террористических актах .
3. Особенности медико-санитарного обеспечения при локальных вооруженных конфликтах
Тематика самостоятельной работы:
1. Характеристика медико-санитарных авиационных происшествий и аварийных ситуаций на воде. Особенности медико-санитарного обеспечения.
Темы кратких реферативных сообщений:
1. Краткая характеристика террористических актов. Примеры из периодической печати за последние годы.
2. Особенности медико-санитарной обстановки при дорожно-транспортных, авиационных катастрофах.
.
.
Вопросы для конспектирования в рабочей тетради
1. Основные положения медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС на пожаро- и взрывоопасных объектах, а также при ЧС транспортного и дорожно – транспортного характера.
2. Особенности медико-санитарного обеспечения при локальных вооруженных конфликтах и террористических актах
Основная и дополнительная литература:
1. Материалы лекции по теме № 6.
1. И.И. Сахно, В.И. Сахно. Учебник «Медицина катастроф» г. Москва. 2002 г. с 232-283
2. В.И. Сахно, Г.И. Захаров. Учебное пособие «Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях» г. С-Петербург. 2003 г. с 75-145
3. Гончаров С.Ф. Учебное пособие «Медицина катастроф» г. Благовещенск 2000 г.
4. Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (ОМОЧС) /Учебное пособие под редакцией члена- корреспондента РАМН, проф. Н.А. Яицкого. М.,АНМИ 2003 г
5. Гончаров С.Ф., Лобанов ГЛ., Лобанова Е.Г. «Медицинские последствия землетрясений и организация их ликвидации» ВМЖ № 1 2001 г. с. 19-29.
6. Нечаев Э.А., Фаршатов М.Н. «Военная медицина и катастрофы мирного времени» Москва, НИО «Квартет», 1994 г.
7. Смирнов И.А. «Медицинское обеспечение населения, пострадавшего от террористических актов» ВМЖ № 2 2004 г. с. 12-17.
8. 10.Быков И.Ю. Военная медицина России в общей системе ликвидации последствий ЧС и обеспечения миротворческих сил. ВМЖ, №7 2005г. с.4-11.
9. Гончаров С.Ф., Бобий Б.В. О некоторых проблемах медицинского обеспечения населения в кризисных ситуациях. ВМЖ, №7 2005г. с. 15-22.
10. Смирнов И.А. Медицинское обеспечение населения, пострадавшего от террористических актов. ВМЖ, №2 2004г. с. 12-17
Разбор теоретического материала (устно-речевой опрос)
По виду (характеру источника) Техногенные (производственные, антропогенные) катастрофы, как известно, подразделяются на:
а) катастрофы и аварии на транспорте (авиационные, железнодорожные, автодорожные, на водном транспорте, на трубопроводах);
б) пожары и взрывы;
в) химические (с выбросом АХОВ);
г) радиационные (с выбросом РВ);
д) биологические (с выбросом БС);
е) гидротехнические (прорыв плотин, дамб и др.).
Медико-санитарное обеспечение при чрезвычайных ситуациях на пожаро- и взрывоопасных объектах, а также при ЧС транспортного и дорожно – транспортного характера.
Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП)понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.
По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненымв ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.
Выделяют 4 основных механизма возникновения повреждений: от прямого удара транспортным средством, от общего сотрясения тела человека вследствии удара, от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету и от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги. Большинство повреждений, полученных при ДТП – сочетанные черепно-мозговые травмы.
Железнодорожная авария - авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта; гибель одного или нескольких человек; причинение пострадавшим телесных повреждений различной степени тяжести либо полное прекращение движения на аварийном участке на время, превышающее нормативное. Авария может сопровождаться возникновением химической, радиационной, пожаровзрывоопасной и другой ЧС.
Катастрофы на железнодорожном транспорте могут возникать при действии внешних поражающих факторов (в зонах стихийных бедствий, техногенных катастроф, взрывов и т. п.), а также в результате нарушения требований технической эксплуатации, несвоевременного и некачественного технического обслуживания путевого хозяйства, нарушений отправителями требований безопасности к транспортировке грузов, особенно взрывчатых, легковоспламеняющихся. Известны катастрофы, причинами которых являются террористические акции.
По виду подвижного состава катастрофа может возникнуть с пассажирскими поездами; с грузовыми поездами; одновременно с обоими поездами; при столкновении поезда с другим транспортом. В процессе возникшей аварии, кроме столкновений, возможны сходы поездов с путей, возникновение пожара и взрыва. Особую опасность представляют аварийные ситуации при перевозках РВ и АХОВ.
Сложная обстановка может сложиться в результате аварии в пределах железнодорожной станции. Как правило, к железнодорожным узлам примыкает городская застройка с высокой плотностью населения. На сравнительно малой территории станции обычно сосредоточивается большое количество вагонов с различными грузами, в том числе с огнеопасными, взрывоопасными и ядовитыми веществами. Здесь же могут находиться значительные группы людей.
Вне района железнодорожной станции тактика и сроки спасательных работ могут значительно изменяться, причем в сторону увеличения времени до начала работ и их продолжительности..
Пожаро-взрывоопасный объект - это объект, на котором хранят, используют, перерабатывают, производят и транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества.
Природные катастрофы часто дополняются пожарами - стихийным распространением огня, неконтролируемым человеком. Пожары могут возникать в населенных пунктах и лесных массивах, на промышленных предприятиях и нефтепромыслах. Пожары в населенных пунктах делятся на отдельные (горит одно или несколько зданий), массовые (горит около 25% зданий) и сплошные (горит до 90% зданий).
Основная причина, вызывающая возникновение пожаров при техногенных катастрофах, - разрушение емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися или взрывоопасными жидкостями и газами, короткие замыкания электропроводки в поврежденных и частично разрушенных зданиях и сооружениях, взрывы и возгорания некоторых веществ и материалов.
Возникновение и распространение пожаров прежде всего зависит от характера производства и степени возгораемости или огнестойкости зданий и материалов, из которых они выполнены. По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности строения подразделяются на шесть категорий: А,Б,В,Г,Д,Е. Особенно опасны нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия и склады нефтепродуктов, относящиеся к категории А; цеха по приготовлению и транспортировке угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры и размольные отделения мельниц, относящиеся к категории Б, а также (в зависимости от огнестойкости зданий) лесопильные, деревообрабатывающие, столярные и другие производства, относящиеся к категории В. К категории Г относятся металлургические заводы, предприятия теплоэнергетики, к категории Д - станкостроительные заводы. При авариях на предприятиях категорий А и Б возможны сплошные пожары, охватывающие всю территорию с распространением на прилегающую городскую застройку.
При авариях на объектах групп В, Г и Д могут возникнуть обособленные очаги пожаров, а их распространение на прилежащую застроенную часть города возможно только при определенных метеоусловиях, характере застройки и степени огнестойкости зданий.
Характер распространения пожаров зависит от плотности застройки, степени огнестойкости зданий, метеоусловий, времени года и суток. Большое значение имеет ширина улиц и наличие разрывов между застроенными территориями. При ширине улиц менее 30 м с застройкой зданиями 3, 4 степени огнестойкости пожары могут носить сплошной характер, причем ввод пожарных и других формирований по этой улице будет затруднен, потребует специальных средств защиты. При ширине улицы от 30 до 50 м степень теплоизлучения в середине улицы при пожаре меньше и ввод формирований возможен с определенными предосторожностями. При ширине улицы более 50 м ввод формирований для тушения пожаров, проведения спасательных работ и оказания медицинской помощи пораженным в большей степени безопасен. Разрывы между сооружениями более 100 м резко уменьшают пожарную опасность района.
Основными поражающими факторами на пожаровзрывоопасных объектах являются:
· - детонационная волна;
· - воздушная ударная волна;
· - осколочные поля (обломки сооружений, вторичные снаряды и прочее);
· - тепловое излучение пожаров;
· - действие ядовитых веществ, образующихся при горении материалов.
При горении в замкнутых пространствах почти у всех находящихся там людей возможны ожоги, площадь которых примерно у половины составит от 20 до 60% поверхности тела. Сочетание данных ожогов с ожогами верхних дыхательных путей будет у 25%, термические поражения осложняются механической травмой у 12%, возможно отравление продуктами горения у 60% пострадавших.
Особо опасны пожары в высотных зданиях. Их внутренние стены облицованы панелями из горючих пластиков. Потолочные плиты выполнены из горючих древесных материалов. В “высотках” сосредоточено обилие легковоспламеняющейся мебели. Единственный выход из здания кроме лифтов - узкие внутренние лестницы. Одной из основных причин гибели и поражения людей во время пожаров помимо теплового фактора является воздействие на их организм токсичных продуктов, образующихся при горении конструкционных и декоративно-отделочных материалов.
Степень опасности отравления людей токсическими продуктами значительно возрастает, если пожар возникает в герметично замкнутых помещениях и на объектах с недостаточной вентиляцией: в самолетах, каютах пароходов, номерах гостиниц, на промышленных предприятиях. При горении любых органических продуктов образуется СО, который является одной из основных причин, вызывающих острое отравление и гибель людей при пожарах.
Особенности медицинской помощи при авариях на пожаро- и взрывоопасных объектах:
· - тщательный розыск пораженных на задымленной территории и внутри горящих помещений;
· - необходимость оказания медицинской помощи ожоговым пораженным, в том числе с ожогами верхних дыхательных путей, а также с отравлением СО и другими токсичными продуктами горения;
· - необходимость оказания медицинской помощи пораженным с множественными и сочетанными механическими травмами, в том числе с баротравмой;
· - необходимость оказания медицинской помощи пострадавшим с комбинированными поражениями.
У пострадавших на пожаре наблюдается значительное число случаев острых сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонических кризов, эндокринных нарушений (осложнений и ухудшений). Почти всегда обостряются хронические заболевания.
Первая врачебная помощь должна быть оказана в максимально короткие сроки и приближена к месту пожара.
При большом числе обожженных стационарные лечебные учреждения должны быть усилены специализированными ожоговыми бригадами.
В ЧС взаимопомощь со стороны лиц, сохранивших психологические и физические силы, заключается в извлечении пораженных из потерпевших аварию транспортных средств, размещении их по возможности дальше от охваченного пламенем транспортного средства или очага возгорания на нем. Первую помощь в зоне происшествия в порядке взаимопомощи оказывают также случайные свидетели ЧС или жители близлежащих населенных пунктов.
Основная роль в организации помощи в зоне катастрофы принадлежит местным органам власти и близлежащим лечебно-профилактическим учреждениям, фельдшерско-акушерским пунктам, которые осуществляют доврачебную, первую врачебную и, по возможности, остальные виды медицинской помощи.
Наиболее целесообразна следующая организация ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Орган здравоохранения (центр медицины катастроф, станция скорой медицинской помощи) назначает лицо (руководителя), ответственное за медико-санитарное обеспечение (при крупных ЧС создается оперативная группа), которое немедленно выезжает в зону ЧС. Установив контакт с руководителем спасательных работ, это ответственное лицо оценивает медико-санитарную обстановку, организует встречу прибывших медицинских сил и средств, ставит им конкретные задачи и руководит работой.
Определяются места организации пунктов сбора пораженных, развертывания пунктов оказания первой врачебной помощи; выполняется медицинский контроль за проведением аварийно-спасательных работ; определяются потребность в транспортных средствах, пути подъезда к пунктам сбора пораженных и пути их эвакуации.
На месте, где получено поражение, или вблизи от него пораженным оказывается в большинстве случаев первая медицинская или доврачебная помощь; в случае, если сюда прибывают врачебные бригады, могут выполняться отдельные элементы первой врачебной помощи. С места поражения (с пунктов сбора) пораженные эвакуируются в большинстве случаев в ближайшие лечебные учреждения, где в зависимости от возможностей оказывается первая врачебная, квалифицированная, а в ряде случаев - специализированная медицинская помощь.
При большом удалении местных лечебных учреждений от района ЧС в зоне ЧС развертываются этапы медицинской эвакуации для оказания первой врачебной или квалифицированной медицинской помощи.
Для четкой организации эвакуации пораженных необходимо, чтобы руководитель ликвидации медико-санитарных последствий ЧС знал направления эвакуации различных групп пораженных (в какие учреждения, сколько и каких пораженных следует направить).
В повседневной практике здравоохранения сегодня все острее становится проблема оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.Для этого создается система быстрого реагирования на ДТП, спасения пострадавших и оказания им высокопрофессиональной экстренной медицинской помощи на месте происшествия и в стационаре. Обязательным элементом данной системы должен быть медицинский вертолет. Гарантированный успех может быть достигнут решением таких практических задач, как:
· точная и своевременная информация о характере происшествия, количестве пострадавших и доступности медицинской помощи;
· быстрое извлечение пострадавших из поврежденных автомобилей спасателями, имеющими на оснащении соответствующие технические средства;
· оказание неотложной медицинской помощи на месте происшествия и немедленная эвакуация пострадавших в специализированные медицинские учреждения авиационным или автомобильным санитарным транспортом;
· заблаговременное определение лечебных учреждений, осуществляющих госпитализацию пострадавших при ДТП;
· оборудование вертолетных площадок при лечебных учреждениях, принимающих пострадавших;
· современные технологии передачи информации о ДТП, ведении спасательных работ, оказании медицинской помощи и эвакуации пострадавшего в стационар, обеспечивающие проведение всего комплекса работ в течение «золотого часа».
Обязательными медицинскими компонентами системы должны быть:
· применение санитарных вертолетов и реанимобилей;
· оснащение лечебных учреждений ,включенных в систему медицинской помощи на дорогах и принимающих пострадавших, современными приборами реанимации, интенсивного лечения и мониторинга;
· специальная подготовка медицинского персонала для сопровождения пострадавших в вертолетах;
· обеспечение радиосвязью медицинского работника вертолета с руководителем спасательных работ и приемным отделением медицинского стационара, принимающего пострадавшего.
· Необходимо отметить, что при некоторых транспортных катастрофах медицинская помощь оказывается штатными силами и средствами, входящими в организационную структуру соответствующих министерств или ведомств.
В частности, в системе МПС России организация медицинской помощи при крушениях и авариях на железной дорогерегламентирована инструкцией его Главного врачебно-санитарного управления. В случае ЧС на железной дороге первичная информация с определенными медицинскими сведениями доводится, прежде всего, до главного (дежурного) врача железнодорожной больницы по месту стоянки аварийно-восстановительного поезда и до начальника (заместителя) врачебно-санитарной службы железной дороги. Порядок действий должностных лиц в ЧС строго регламентирован приказами и инструкциями на уровнях Главного врачебно-санитарного управления, врачебно-санитарных служб железных дорог и местных лечебных учреждений МПС России. На место происшествия в составе аварийно-восстановительного поезда следует санитарный вагон с соответствующим оснащением, экипировкой и медицинской аварийной бригадой, способной оказывать квалифицированную медицинскую помощь. При эвакуации пораженных обеспечивается их сопровождение врачебно-сестринским составом.
Следует отметить, что привлекаемые медицинские силы и средства, порядок их задействования, выезда и взаимодействия определяются по коду медицинской информации. Для ускорения прибытия сил и средств в железнодорожных больницах созданы (по участковому принципу) врачебные бригады, которые направляются в зону катастрофы на транспорте своих учреждений немедленно после получения соответствующей информации. Для выезда этих бригад устанавливается минимальное время.
Для осуществления мероприятий по сохранению жизни пассажиров и членов экипажа при авиационных происшествияхв гражданской авиации созданы специальные формирования: поисково-спасательная служба и аварийно-спасательные команды. Укомплектованность этих формирований медицинскими силами и медико-санитарным имуществом должна соответствовать структуре санитарных потерь и объему оказываемой помощи.
В пределах деятельности территориальной структуры гражданской авиации медико-санитарное обеспечение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ организует начальник медицинской службы, а в районе ответственности - начальник медицинского учреждения предприятия или учебного заведения гражданской авиации.
Аварийно-спасательная команда аэропорта формируется из работников авиационно-технической базы, медсанчасти и охраны аэропорта. Задачами этой команды являются: спасение пассажиров и экипажа воздушного судна при авиационном происшествии, оказание медицинской помощи, ликвидация пожара. В состав аварийно-спасательной команды входит медицинский расчет, формируемый из медицинских работников медсанчасти (амбулатории, здравпункта), который выполняет свои профессиональные функции самостоятельно и согласно инструкции во взаимодействии с ЛПУ других ведомств.
В функцию медицинского расчета аварийно-спасательной команды входит оказание первой медицинской помощи пострадавшим на месте авиационного происшествия, выполнение эвакотранспортной сортировки и подготовка к эвакуации, а при ее задержке - принятие мер к защите пострадавших от неблагоприятного воздействия внешней среды. Для выполнения этих задач имеются соответствующее оснащение и средства.
Кроме того, при авиационной катастрофе широко используется скорая медицинская помощь города, вызываемая диспетчерской службой аэропорта.
Оказание первой врачебной помощи проводится в медицинском пункте аэропорта и в машине скорой медицинской помощи (на месте и в пути следования к больнице).
Все вопросы оказания помощи и спасения на моререгламентированы международными конвенциями, предписывающими государствам не только оказывать помощь терпящим бедствие на море, но и заключать региональные соглашения о взаимном сотрудничестве с соседними государствами. Главный принцип оказания помощи и спасения - принцип спасения без дискриминации. Согласно статье 11 Международной конвенции 1910 г. и соответствующим статьям национальных кодексов торгового мореплавания государств, каждый капитан обязан, если нет серьезной опасности для его судна, экипажа и пассажиров, оказывать помощь всякому лицу в море, даже враждебному, когда его жизни угрожает опасность. Уклонение от выполнения этой обязанности влечет за собой ответственность виновного лица перед законом государства, гражданином которого это лицо является. Требования международных и других актов по оказанию помощи и спасению людей полностью распространяются и на военные корабли и суда.
При авариях на судах, находящихся в море, сложность оказания медицинской помощи резко возрастает из-за того, что в первые часы (а возможно, и сутки) медицинская помощь оказывается только штатной медицинской службой судна. Привлечение для оказания помощи медицинских сил и средств извне требует определенного времени, так как передвижные медицинские формирования могут находиться на большом расстоянии от места аварии.
Отсюда следует, что медико-санитарное обеспечение при авариях судов в море во многом зависит от организации поисково-спасательных работ, степени подготовки органов управления медицинской службой, специальной подготовки медиков на судах, а также медицинской подготовки команды судов.
Поэтому при организации медицинской помощи в фазе изоляции особое внимание следует уделять само- и взаимопомощи, а также помощи силами персонала судна. Первая врачебная помощь в большинстве случаев может быть организована по прибытии спасательных средств (водных или вертолетов). Пораженных доставляют на берег, где организуются и проводятся неотложные мероприятия врачебной помощи.