Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфика изучения эпических произведений в школе.



Эпич-е пр-я сост-ют > часть программы. Вхлдят разные пр-я: притча, рассказ, очерк, эссе, повести, романы. Основные признаки: изображение внешнего мира, по отнош-ю к писателю; сюжетность; наличие 3 структ-ых форм: малая, средняя, большая. Методика анализа эпич-го пр-я в значит-ой степени опирается на своеобр-е его рода и жанра. Важнейшие проблемы, к-е раскр-ся при изучении эпич-го пр-я: тема, проблема, сюжет; образы героев; образ автора, индивид-ть авторского видения. В каждом пр-ии вычлен-ся основные линии, выбор к-х опред-ся возрастом уч-ов, сложностью пр-я, его жанром.

Важно научить уч-ся осознавать впечатл-я, понимать авторский замысел. Поэтому основное внимание удел-ся отбору материала, расставлению акцентов в работе над ним: 1) какие эпизоды рассмотреть детально, какие опустить, 2) что в хар-ре героя выделить как основное, 3) как подойти к авторской позиции, 4) на чем делать акцент. При анализе надо уделять особое вним-е: 1) анализу сюж-композ-ой основы пр-я, 2) работе над образами, 3) выявлению авторской позиции и своеобр-ю поэтики пр-я. Анализ сюжета и комп-ии следует ачинать в 5 кл. Сюжет шк-ки д. воспринимать как выстроен-е в опред-ой послед-ти события, композиция – расположение событий, взаимодей-е образов. Ля анализа сюжета и комп-ии надо исполь-ть приемы: 1) чтение и перечит-е отдельных фрагментов текста, 2) сотавление планов, 3)пересказ, 4) озаглавливание частей пр-я, 5) анализ эпизодов пр-я.

 

Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…

Лит-ра – 1 из учебных шк-ых предметов. Он входит в систему фил-их дисциплин. Лит-ра – это и наука и иск-во. У нее есть свои цели и задачи – образовательная, воспитательная и развивающая – они прописаны в стандарте по лит-ре. Т.к. лит-ра – учебная дисц-на, то ри анализе пр-я следует исходить из того, что: 1) лит-ое пр-е существует кка реальность, облад-щая идейной, нрав-ой, фил-ой и эстет-ой ценностью. 2) худ-ый мир лит-го пр-я не имеет ничего общего с матер-ой реальностью. 3) любое худ-ое пр-е строится на принципах худ-ой условности. 4) лит-е пр-я ничего не доказ-ют и не объясняют на рацион-ом уровне. 5) восприятие лит-го пр-я возможно только на основе сотворчества. 6) изучение любой национ-ой лит-ры возможно на фоне мирового лит-го процесса, на основе принципа историзма. 7) главный критерий – художественность.

Лит-ра как учебный предмет связана с рус-им и иностр-ым яз-ми, с к-ми образует круг филих дисциплин. С историей, обществовед-ем при рассм-ии озорных тем. С ИЗО и музыкой, т.к. эстет-ая основа. Межпред-ые связи помогают решить многие задачи в препод-ии лт-ры: выявить особен-ть лит-ры как иск-во слова. Сопост-е с др-ми видами иск-в; помочь в понимании отдельных проблем, рассматр-ых на уроках лит-ры; создать эмоц-ое поле урока.

 

13. Анализ как основной этап… Соотношение литературовед-го и школьного анализа. Виды анализа.

Пробема анализа – постоянная в методике. Впервые ее выделил Буслаев – подчеркнул необходимость чтения текста. Стоюнин – вопитательная напр-ть анализа. Острогорский предложил 2 метода анализа – сократический (беседа) и академический (лекция). Голубков определил принципы шк-го анализа. В 60-80 гг. возобновлется интерес к анализу (Ревякин, Рез, Маранцман).

Школьный анализ имеет свою спец-ку и отлич-ся от литвед-го. Шк-ый анализ должен отлич-ся научностью. Т.е. в основу д.б. положена литвед-ая концепция (это сближает их). Шк-ый анализ м.б. растянут и разорван во t, ориентирован на определ-ый возраст, интелл-ое разв-е. Он д.б. воспитывающим. Часто он бывает избыточным (слишком подробным) или наборот. Необходимо учитывать избирательность. Она предпол-ет выбор концепции истолкований, хар-ра нравств-ых проблем, круга лит-ых знаний и т.д. Другое условие осуществления анализа – вариативность. Необходимо нать виды и формы, к-е может приобретать анализ. Нет единой классиф-ии видов.

Но можно выделить: 1) Обзорный анализ – о пр-ии вцелом или об отдельных частях, системе образов, но круг ? рассм-ся в общих чертах, без деталей. При изуч-ии обзорных тем в старших классах. 2) Выборочно-направленный (глава, эпизод, образ героя) – освещаются со стороны отдельных вопросов, обладающих значимостью для анализа данного пр-я. 3) Детальный (текстуальный, подробный) – одробный разбор главы, эпизода или др-го элем-та худ-ой стр-ры пр-я. 4) Скрытый – предполагает проникновение в пр-е ч\з выразит-ое чтение, иллюстрации, устное рисование, инсценировок, чтение по ролям – самый редкий. Чаще всего 5) Смешанный – используются разные виды.

13. Анализ как основной этап… Пути анализа худ-го пр-я на уроках лит-ры в средних и старших классах.

Путь анализа – особая послед-ть разбора, своеоб-ый ход, сюжет рассм-ия пр-я. Выделяют: 1) «Вслед за автором». Выбор анализа опред-ся – худ-ым своеоб-ем пр-я, возрастом шк-ов, интеллект-м уровнем, педаг-ми целями учителя. В основе данного анализа – сюжет пр-я. Достоинства: естеств-ый порядок разбора, следование за мыслью автора, эмоц-ть, рассм-е пр-ия во взаимосвязи формы и сод-я. Недостатки: сосредоточен в рамках эпизода, оапсность растворения в тексте, дробность разбора. Он эффективен в средних классах (5-7 особенно) – реализует потребность шк-ов к активному сопереживанию. В старших кл-ах, когда изкий интеллект-ый фон, когда пр-е требует целостного анализа. 2) «По образам» предлагает деление героев на «+» и «-», главных и второстеп-ых. Название черт и иллюстрир-ие их цитатами. Чтобы он был эффект-ым надо: разрушить замкнутость анализа хар-ов, связать героя со всей сюж-ой линией; найти ключ к каждому герою и наметить своеоб-ую стр-ру анализа каждого хар-ра. 3) Проблемный анализ предполагает возникновение ? при чтении, к-е сами организуют процесс обучения и их решения. Это цепная реакция ?, разбор, построенный на соединении связанных др. с др. пробле-ых ситуаций. Достоинства: воспитывается в уч-ся выбор т.з., аргументация; свобода обращения с текстом; материал пр-я объед-ся аналитической мыслью. Недост-ки: рассчитан на сильных уч-ов; м.б. отрыв от пр-я. Основная проблема в формулировании ?. 4) Смешанный – в школьной практике.

 

 

14. Факультативные занятии, спецкурсы и элективные…

Ф.з. – часть учебной работы, еще называют спецкурсами. Цель – расширить знакомство уч-ся с наи> значимыми явл-ми истор-лит-го процесса, с осн-ми закон-ми словестного иск-ва, открыть простор для разв-я склонностей и способностей уч-ов. Основные принципы организации: добровольность, избират-ть, научность, системность. От 10 до 25 чел-к. Может прийти каждый желающий. Ф.з. проводится раз в неделю как сдвоенные уроки в рамках школьного расписания или вне его. Основные виды деят-ти уч-ся: исследоват-я работа, самост-я работа. Форма проведения: урок-лекция (редко), семинар, исследование, конференция. Темы м.б. монографическими и обзорными, обобщающие и конкретизир-е. Расширяется на ф.з. знак-во с критич-ой лит-рой, рамки словарной работы, выразительного чтения, устнвх выступлений, письменной речи. Главный принцип построения занятий – хронологический. Этапы изучения: вводное заятие, основной материал, итоговое. Ф.з. д.б. связаны с внеклассной работой: вечет, выставки.

Сейчас вводятся элективные курсы в шклах с профильным обучением. Цель в 9 кл. – подготовить к выбору профиля класса. В 10 – соориенировать в выборе профессии. Могут занимать 6-17 часов, т.к. ученики д. посетить неск-ко курсов за год (3-4). В 10-11 кл. они рассчитаны на 17-34 часа. Формы и методы те же. Формы организации деят-ти: коллект-я, групповая, парная, индивид-я. Есть спец-ые программы курсов.

15. УМК по лит-ре для 5-9 классов…

Для 5-8 кл. Любая прграмма счит-ся действующей, если для нее есть УМК, в к-й вкодит: 1) учебное пособие (учебник-хрестоматия), 2) пособие для самост-ой работы, 3) хрестоматии, 4) проверочные работы и задания, 5) тетради на печатной основе, 6) справочная лит-ра (словари), 7) методич-е рекомендации для уч-ля.

Для 9 кл. Принятие закона о необязат-ом среднем обр-ии привело к двум программам: 1) традиционная. Рассчитана на 9-11 кл., стоится по тем же принципам, что программа для 10-11 кл. Включает пр-я от «СоПИ» до Гоголя «Мертвые души». Предполагается, что 2 половина 19в. начнет изуч-ся в 10 кл. 2) Новая. На 5-9, на принципах программы основной школы. Включает пр-я от «СоПИ» до тв-ва Ахматовой или Твардовского. Основные пр-я изучаются в отрывках.

Анализ уч-го пособия для 5 кл. Курдюмова 1 часть. Темы оформлены: 1) ФИО писателя, годы жизни, портрет. 2) Вступительная статья или биогр-е сведения. В них материал дается дозировано, приводятся те сведения, к-е связаны с образом, изучаемым пр-ем. Они м. браться из монографий, воспоминаний современников, родных и близких, составляться самим автором. 3) После статьи м.б. ? и задания. 4) Худ-ый текст м. подаваться в полном объеме, в сокращении или частями. Кновым и непонятным словам есть сноски и пояснения. 5) ? и задания по анализу худ-го текста репрод-го и прод-го хар-ра. После темы: 1) Список книг для внеклассного чтения. 2) Стаья теоретико-лит-го хар-ра. 3) Доп-ый материал.

 

15.. Современные программы по лит-ре. Анализ традиционной прграммы…

Программа – документ, на основе к-го осущ-ся прцесс лит-го обр-я в школе. В школьной практике исп-ся программы с грифом (рекомендовано, допущено) мин-ва образ-я. Это прогр-мы: Курдюмовой (1 и 2 вар-ты), Коровиной, Беленького, Маранцмана, Маркина – для общеобр-х школ. Кутузова, Княжицкого – для общеобр-х и инновац-х школ. Ладыгина – для иннова-х. У нас работают: Курдюмова 1, Кутузов, Коровина. Содерж-е программ базир-ся на основе стандарта по лит-ре, к-й содержит обязат-й образоват-й минимум. Стр-ра и содерж-е программ: 1) Пояснит-я записка, где определены цели, задачи, принципы преп-я, принцип постр-я программы и охарактер-н этап лит-го образ-я. 2) Программа для конкретного кл. Внутри пр-мы – разделы – темы – аннотации. 3) Внутри каждого раздела – рубрика теория лит-ры. 4) В каждом разделе – пр-я для сам-го чтения.

Принципы постр-я пр-мы: 1) хронолог-ий, 2) жанровый, 3) тематический. Общий принцип постр-я курса лит-ры в 5-8 кл. по традиц-ой пр-ме – концентрический. В инновац-х иные: родо-жанровый, рблемат-ий. Для старших кл. курс построен на истор-лит-ой основе. Включает обзорные и моногр-е темы. Цель – дать предст-е об эпохе. Появляется новая рубрика – критика. Построен на основе линейного принципа. Пр-мы для 9 кл. с сер. 90гг. сущ-ет 2 пр-мы – это вызвано отменой закона об обязат-ом среднем образ-ии. 2 пр-мы: 1) концентр-я, 2) линейная.

Курдюмова-2. Цель лит-го образ-я - способствовать дух-му стан-ю лич-ти, формир-ть ее нравст-ю поз-ю, эстетич-ий вкус, совершенному влад-ю речи - > воспит-ть, развивать; принцип постр-я – хронол-ий в сочет-ии с жанровым и тематич-м (ср. кл), историзма (ст. кл): 5кл. Фольклор. Рус. нар. сказка: ск. нар. мира, ск. рус. и заруб. писат-й 19в., ск. рус. пис-й 20в.; содерж-е соотв-т образоват-му мин-му. Но: вариативная часть предст-на в осн-ом рус. лит-рой: 7кл. УНТ.; объем теор-лит-х понятий - в соотв-и с образ-м мин-м.

16. Развитие устной речи учащихся на уроках лит-ры…

Разв-е речи осущ-ся в 2-х направл-ях: разв-е устной и письменной речи. Оно д. проходить на основе речевой деят-ти – это активный целенапрвленный процесс создания и восприятия высказываний. Принципы разв-я речевой деят-ти: 1) взаимод-е нравственного, интеллект-го, худ-го, эстет-го и речевого разв-я шк-ка. 2) органическая взаимосвязь работы по р.р. со всеми компонентами занятий по лит-ре. 3) разнообр-е методических форм и приемов. 4) соблюдение приемствености речевого разв-я с предыдущими кл. 5) практическая напр-ть работ по разв-ю речи и приближение ее к реальным жизненным ситуациям и формам иск-ва. 6) систематический хар-р работы. 7) учет межпредм-х связей. Основные направления по речевому разв-ю: 1) словарно-фразеоог-я работа с текстом худ-го пр-я. 2) обучение различным видам и жанрам монологич-го высказ-я на разные темы. 3) организация диалогического общения. 4) создание речевых ситуаций. Виды: проблемные; связанные с генотетическими изменениями функции уч-ка, но приближенные к реальной действит-ти; худ-игровые (общение с героями в воображении); фантастические (перевоплощение в героя). 5) активизация межпредметных взаимод-ий в аспекте речевой деят-ти.

Развитость речи уч-ся зависит от общего речевого режима школы, насколько активно учителя вовлекают уч-ов в речевую деят-ть. Устная речь требует быстрой реакции, умения найти нужное слово – уточнить его, подобрать синонимы и т.д. Если активный словарь шк-ка примитивен, у уч-ка не хватит слов для выраж-я мысли. Необходимо его расширять. В старших кл. и за счет терминов, книжных оборотов. Необходимо не т-ко находить сл., но и связывать их. Это умение предпол-ет освоение грам-го строя рус. языка. Основной формой разв-я связной речи в 4-7 кл. явл-ся пересказ. Речь всегда обращена к слушателю. Выступающий д. предвидеть реакцию слушателя и быстро реагировть. Устное выст-е д. иметь свою завязку, разв-е мысли, кульминацию и вывод. В сообщении не д.б. ничего лишнего. Оно д.б. логичным, речь – выразительной. Формы работы – выразит-е чтение, пересказ, заучивание наизусть, работа с ремарками, сопоставление текстов, доклады, выступления.

Задача заключ-го этапа – создать ситуацию, в к-й требовалось бы т-ко повторить изуч-ое, но осмыслить его заново. Часто учителя превр-ют его в миниатюрный. Нельзя повторять на заключ-ом уроке этап анализа, дублировать ? и задания. Он д. включать новые приемы разбора пр-я и д. отлич-яс новым углом зрения. Закл-ое занятие д. создать у шк-лв ощущение глубины и неисчерпаемости пр-ия. Факторы, влияющие на методику и содерж-е заключ-го занятия: родо-жанровая специфика пр-я; интеллект-ый фон класса; возраст уч-ся; степень и глубина изученности пр-я; возможности школы и учителя. Наи> эффективные приемы: выраз-ое чтение уч-ся и мастерами худ-го слова; рассматр-ие наглядности; составление монтажа из наи> ярких отрывков пр-я; беседа; заключит-е слово учителя.

 

19. Новые (нетрадиц-ые) формы уроков лит-ры…

Стратегия лит-го образов-я изменилась. Появились новые программы, они требуют новых форм работы. Изменилось отношение к уч-ся. Они стали субъектом образ-я. Нужны новые формы, к-е ставили бы шк-ка в позицию объекта. Пошли поиски нетрадиц-х форм урка – 1 из проблем совр-го обр-я. Поиски идут на основе традиционных форм. 3 напрвления: 1) в учебные занятия привносятся формы из внеклассной деят-ти (КВН, путешествия, викторины, круглый стол). 2) привнесения форм занятий из высшей школы (семинары, практикумы, конференции). 3) модификация имеющихся форм (урок-лекция – бинарая, брейнсторлинг, продвинутая).

19. Внеклассная работа по лит-ре…

Составная часть воспит-го процесса. Внекл-я работа по предмету отраж-ся в общем плане воспит-ой работы. Цель – прививать любовь к предмету и помочь разв-ю творческих способностей шк-ов. Организуется на основе принципов: избирательости, добровольности, доступности, научности, опор на творч-ую деят-ть шк-ов. По форме: массовая (выпуск стенгазеты, лит-ый вечер…), групповые (кружки, клубы, секции), индивидуальные (консультации учеников). Внекл-я уч-я работа бывает: постоянная (кружки), эпизодические (лит-ый вечер). Сюда включабтся: развлекательные мероприятия, исследовательские.

 

20.Чтение как псих-пед-ая и методич-ая роблема. Виды чтения…

Чтение – сложнейший творч-ий процесс, к-й требует от шк-ов напряжения и работы интеллекта, чувства, памяти, воображения. Возникает ряд проблем: 1) Педагогическая-псих-ая – у шк-ов задержался процесс становления техники чтения (у младших). Он завершается к концу 6 класса. 2) Методическая – дети читают мало – нет тяги к чтению, старые методики не позволяют справиться с материалом.

? о лит-ом разв-ии – один из основных в МПЛ. Серьезный вклад в разв-е этой проб-мы внес Маранцман. Он выделяет проблемы: 1) Проблема лит-ой способности шк-ка. Критерии лит-го разв-я. К ним он относит – потребность общения с иск-вом, различение подлинного иск-ва и его заменителя, избирательность впечатлений, динамическое переключ-е воспр-я, потребность самовыраж-я в худ-ом тв-ве. Необх-ми кач-ми шк-ов – читателей явл-ся активость и точность эмоцион-ой реакции, глубина осмысл-я прочитанного, конкретизация образов. Он выделяет 3 типа шк-ов: 1) художники – способны и к воссозданию деталей текста и к творению собств-го образа. 2) мыслители – способны воспринимать детали текста, но скованы в творч-ве. 3)средний тип – как мыслители, но не способны включать воссоздающее воображение.

Лит-е способн-ти определяют цели обучения. Критерии лит-го разв-я: 1) начитанность, напрвлен-ть читательских интересов, потребность в книге. 2) умение выявить в тексте нравственные проблемы. 3) объем знаний и умение применить их в анализе. 4) уровень разв-я разных сторон читательского восприятия. 5) умение определять тему, проблему, проследить разв-е сюжета… 6) способность и умение творческой деят-ти на основе прочит-го. Исходя из этого создаются тестовые и проверочные задания.

Возрастные границы стадий читат-го разв-я шк-ов: 1) наивный реалист – непосред-ое и конкрет-ое воспр-е жизни (младшие). 2) самоуглубл-е, поиск смысла жизни (подростки). 3) рассмотрение мира в своих связях с ним (юность) – этим занимался Леонтьев. В соотв-ии с этим выдел-ся классы – 5-6, 7-9, 10-11. Различные подходы в организации чтения. Чтение начин-ся с родительского – дети слышат озвученное чтение. Переход к чтению про себя проходит через спец-ю работу. Несколько видов: 1) Оборвать учит-ое чтение на самом интересном виде и предл-ть детям сам-но дочитать пр-ие. 2) Дать сам-ое задание, кто лучше сформул-т ? к прочитанному тексту. 3) конкурс на самого тихого читателя.

Виды чтения в школе – классное и дом-ее, комментир-ое, подготовленное, без подготовки, коллективное, выраз-ое (самое сложное), чтение вслух, по ролям.

Основные этапы изучения лит-го пр-я в школе…

Освоение лит-го пр-я происходит в неск-ко этапов. Они включают: вступительное занятие, чтение пр-я, работу над текстом (анализ, разбор), заключительные занятия. Все они взаимосвязаны. Вступительные занятия. Цель: 1) создание установки на восприятие и понимание текста. 2) мотивировка послед-го аанлиза и создание ориентиров восприятия. Строгой классиф-ии таких занятий нет. Считается, что не должно превышать 15 мин. – в средних кл. В старших может занимать 1-2 урока. Продолж-ть, методику и содежание вступ-го занятия определяют: цели урока, возраст уч-ся, жанр и род изуч-го пр-я, возможности уч-ля, интеллект-ый фон кл. Методист Никифорова считает, что на вступ-х занятиях ужно: соориет-ть в жанре, в общем хар-ре пр-я, в месте и t действия, в системе образов и событий, в эмоц-м отношении автора к герою, в объеме и образном ядре пр-я.

Различают 2 пути подготовки к чтению и анализу текста: 1) на основе личных впечатлений, 2) на основе изуч-го пр-я. Содерж-е вступ-го занятия д.б. очень разнообр-м. Поэтому (:) виды занятий: 1) занятия, помог-е шк-м понять истор-ю эпоху, отраж-ю в пр-ии или относящуюся ко t его создания. Приемы: рассказ учителя, беседа, сообщение уч-ся, видеофрагмент. 2) Занятие, содерж-е соц-бытовой комментарий. Приемы: чтение культурологич-х текстов, рассказ учителя, сообщение уч-ся. 3) Занятие, дающие определенный угол зрения на пр-е. 4) основанное на живых наблюдениях уч-ся. 5) с использ-ем биогр-го материала. 6) включ-ее словарную работу.

На вступит-м этапе могут исп-ся приемы: рассказ учителя, постановка ?, викторина, рассмотр-е иллюстраций, работа с учебником, заочная экскурсия, сообщение уч-ся, просмотр видео, грамзаписи, работа со словарем.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.