Эпич-е пр-я сост-ют > часть программы. Вхлдят разные пр-я: притча, рассказ, очерк, эссе, повести, романы. Основные признаки: изображение внешнего мира, по отнош-ю к писателю; сюжетность; наличие 3 структ-ых форм: малая, средняя, большая. Методика анализа эпич-го пр-я в значит-ой степени опирается на своеобр-е его рода и жанра. Важнейшие проблемы, к-е раскр-ся при изучении эпич-го пр-я: тема, проблема, сюжет; образы героев; образ автора, индивид-ть авторского видения. В каждом пр-ии вычлен-ся основные линии, выбор к-х опред-ся возрастом уч-ов, сложностью пр-я, его жанром.
Важно научить уч-ся осознавать впечатл-я, понимать авторский замысел. Поэтому основное внимание удел-ся отбору материала, расставлению акцентов в работе над ним: 1) какие эпизоды рассмотреть детально, какие опустить, 2) что в хар-ре героя выделить как основное, 3) как подойти к авторской позиции, 4) на чем делать акцент. При анализе надо уделять особое вним-е: 1) анализу сюж-композ-ой основы пр-я, 2) работе над образами, 3) выявлению авторской позиции и своеобр-ю поэтики пр-я. Анализ сюжета и комп-ии следует ачинать в 5 кл. Сюжет шк-ки д. воспринимать как выстроен-е в опред-ой послед-ти события, композиция – расположение событий, взаимодей-е образов. Ля анализа сюжета и комп-ии надо исполь-ть приемы: 1) чтение и перечит-е отдельных фрагментов текста, 2) сотавление планов, 3)пересказ, 4) озаглавливание частей пр-я, 5) анализ эпизодов пр-я.
Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…
Лит-ра – 1 из учебных шк-ых предметов. Он входит в систему фил-их дисциплин. Лит-ра – это и наука и иск-во. У нее есть свои цели и задачи – образовательная, воспитательная и развивающая – они прописаны в стандарте по лит-ре. Т.к. лит-ра – учебная дисц-на, то ри анализе пр-я следует исходить из того, что: 1) лит-ое пр-е существует кка реальность, облад-щая идейной, нрав-ой, фил-ой и эстет-ой ценностью. 2) худ-ый мир лит-го пр-я не имеет ничего общего с матер-ой реальностью. 3) любое худ-ое пр-е строится на принципах худ-ой условности. 4) лит-е пр-я ничего не доказ-ют и не объясняют на рацион-ом уровне. 5) восприятие лит-го пр-я возможно только на основе сотворчества. 6) изучение любой национ-ой лит-ры возможно на фоне мирового лит-го процесса, на основе принципа историзма. 7) главный критерий – художественность.
Лит-ра как учебный предмет связана с рус-им и иностр-ым яз-ми, с к-ми образует круг филих дисциплин. С историей, обществовед-ем при рассм-ии озорных тем. С ИЗО и музыкой, т.к. эстет-ая основа. Межпред-ые связи помогают решить многие задачи в препод-ии лт-ры: выявить особен-ть лит-ры как иск-во слова. Сопост-е с др-ми видами иск-в; помочь в понимании отдельных проблем, рассматр-ых на уроках лит-ры; создать эмоц-ое поле урока.
13. Анализ как основной этап… Соотношение литературовед-го и школьного анализа. Виды анализа.
Пробема анализа – постоянная в методике. Впервые ее выделил Буслаев – подчеркнул необходимость чтения текста. Стоюнин – вопитательная напр-ть анализа. Острогорский предложил 2 метода анализа – сократический (беседа) и академический (лекция). Голубков определил принципы шк-го анализа. В 60-80 гг. возобновлется интерес к анализу (Ревякин, Рез, Маранцман).
Школьный анализ имеет свою спец-ку и отлич-ся от литвед-го. Шк-ый анализ должен отлич-ся научностью. Т.е. в основу д.б. положена литвед-ая концепция (это сближает их). Шк-ый анализ м.б. растянут и разорван во t, ориентирован на определ-ый возраст, интелл-ое разв-е. Он д.б. воспитывающим. Часто он бывает избыточным (слишком подробным) или наборот. Необходимо учитывать избирательность. Она предпол-ет выбор концепции истолкований, хар-ра нравств-ых проблем, круга лит-ых знаний и т.д. Другое условие осуществления анализа – вариативность. Необходимо нать виды и формы, к-е может приобретать анализ. Нет единой классиф-ии видов.
Но можно выделить: 1) Обзорный анализ – о пр-ии вцелом или об отдельных частях, системе образов, но круг ? рассм-ся в общих чертах, без деталей. При изуч-ии обзорных тем в старших классах. 2) Выборочно-направленный (глава, эпизод, образ героя) – освещаются со стороны отдельных вопросов, обладающих значимостью для анализа данного пр-я. 3) Детальный (текстуальный, подробный) – одробный разбор главы, эпизода или др-го элем-та худ-ой стр-ры пр-я. 4) Скрытый – предполагает проникновение в пр-е ч\з выразит-ое чтение, иллюстрации, устное рисование, инсценировок, чтение по ролям – самый редкий. Чаще всего 5) Смешанный – используются разные виды.
13.Анализ как основной этап… Пути анализа худ-го пр-я на уроках лит-ры в средних и старших классах.
Путь анализа – особая послед-ть разбора, своеоб-ый ход, сюжет рассм-ия пр-я. Выделяют: 1) «Вслед за автором». Выбор анализа опред-ся – худ-ым своеоб-ем пр-я, возрастом шк-ов, интеллект-м уровнем, педаг-ми целями учителя. В основе данного анализа – сюжет пр-я. Достоинства: естеств-ый порядок разбора, следование за мыслью автора, эмоц-ть, рассм-е пр-ия во взаимосвязи формы и сод-я. Недостатки: сосредоточен в рамках эпизода, оапсность растворения в тексте, дробность разбора. Он эффективен в средних классах (5-7 особенно) – реализует потребность шк-ов к активному сопереживанию. В старших кл-ах, когда изкий интеллект-ый фон, когда пр-е требует целостного анализа. 2) «По образам» предлагает деление героев на «+» и «-», главных и второстеп-ых. Название черт и иллюстрир-ие их цитатами. Чтобы он был эффект-ым надо: разрушить замкнутость анализа хар-ов, связать героя со всей сюж-ой линией; найти ключ к каждому герою и наметить своеоб-ую стр-ру анализа каждого хар-ра. 3) Проблемный анализ предполагает возникновение ? при чтении, к-е сами организуют процесс обучения и их решения. Это цепная реакция ?, разбор, построенный на соединении связанных др. с др. пробле-ых ситуаций. Достоинства: воспитывается в уч-ся выбор т.з., аргументация; свобода обращения с текстом; материал пр-я объед-ся аналитической мыслью. Недост-ки: рассчитан на сильных уч-ов; м.б. отрыв от пр-я. Основная проблема в формулировании ?. 4) Смешанный – в школьной практике.
14. Факультативные занятии, спецкурсы и элективные…
Ф.з. – часть учебной работы, еще называют спецкурсами. Цель – расширить знакомство уч-ся с наи> значимыми явл-ми истор-лит-го процесса, с осн-ми закон-ми словестного иск-ва, открыть простор для разв-я склонностей и способностей уч-ов. Основные принципы организации: добровольность, избират-ть, научность, системность. От 10 до 25 чел-к. Может прийти каждый желающий. Ф.з. проводится раз в неделю как сдвоенные уроки в рамках школьного расписания или вне его. Основные виды деят-ти уч-ся: исследоват-я работа, самост-я работа. Форма проведения: урок-лекция (редко), семинар, исследование, конференция. Темы м.б. монографическими и обзорными, обобщающие и конкретизир-е. Расширяется на ф.з. знак-во с критич-ой лит-рой, рамки словарной работы, выразительного чтения, устнвх выступлений, письменной речи. Главный принцип построения занятий – хронологический. Этапы изучения: вводное заятие, основной материал, итоговое. Ф.з. д.б. связаны с внеклассной работой: вечет, выставки.
Сейчас вводятся элективные курсы в шклах с профильным обучением. Цель в 9 кл. – подготовить к выбору профиля класса. В 10 – соориенировать в выборе профессии. Могут занимать 6-17 часов, т.к. ученики д. посетить неск-ко курсов за год (3-4). В 10-11 кл. они рассчитаны на 17-34 часа. Формы и методы те же. Формы организации деят-ти: коллект-я, групповая, парная, индивид-я. Есть спец-ые программы курсов.
15. УМК по лит-ре для 5-9 классов…
Для 5-8 кл. Любая прграмма счит-ся действующей, если для нее есть УМК, в к-й вкодит: 1) учебное пособие (учебник-хрестоматия), 2) пособие для самост-ой работы, 3) хрестоматии, 4) проверочные работы и задания, 5) тетради на печатной основе, 6) справочная лит-ра (словари), 7) методич-е рекомендации для уч-ля.
Для 9 кл. Принятие закона о необязат-ом среднем обр-ии привело к двум программам: 1) традиционная. Рассчитана на 9-11 кл., стоится по тем же принципам, что программа для 10-11 кл. Включает пр-я от «СоПИ» до Гоголя «Мертвые души». Предполагается, что 2 половина 19в. начнет изуч-ся в 10 кл. 2) Новая. На 5-9, на принципах программы основной школы. Включает пр-я от «СоПИ» до тв-ва Ахматовой или Твардовского. Основные пр-я изучаются в отрывках.
Анализ уч-го пособия для 5 кл. Курдюмова 1 часть. Темы оформлены: 1) ФИО писателя, годы жизни, портрет. 2) Вступительная статья или биогр-е сведения. В них материал дается дозировано, приводятся те сведения, к-е связаны с образом, изучаемым пр-ем. Они м. браться из монографий, воспоминаний современников, родных и близких, составляться самим автором. 3) После статьи м.б. ? и задания. 4) Худ-ый текст м. подаваться в полном объеме, в сокращении или частями. Кновым и непонятным словам есть сноски и пояснения. 5) ? и задания по анализу худ-го текста репрод-го и прод-го хар-ра. После темы: 1) Список книг для внеклассного чтения. 2) Стаья теоретико-лит-го хар-ра. 3) Доп-ый материал.
15.. Современные программы по лит-ре. Анализ традиционной прграммы…
Программа – документ, на основе к-го осущ-ся прцесс лит-го обр-я в школе. В школьной практике исп-ся программы с грифом (рекомендовано, допущено) мин-ва образ-я. Это прогр-мы: Курдюмовой (1 и 2 вар-ты), Коровиной, Беленького, Маранцмана, Маркина – для общеобр-х школ. Кутузова, Княжицкого – для общеобр-х и инновац-х школ. Ладыгина – для иннова-х. У нас работают: Курдюмова 1, Кутузов, Коровина. Содерж-е программ базир-ся на основе стандарта по лит-ре, к-й содержит обязат-й образоват-й минимум. Стр-ра и содерж-е программ: 1) Пояснит-я записка, где определены цели, задачи, принципы преп-я, принцип постр-я программы и охарактер-н этап лит-го образ-я. 2) Программа для конкретного кл. Внутри пр-мы – разделы – темы – аннотации. 3) Внутри каждого раздела – рубрика теория лит-ры. 4) В каждом разделе – пр-я для сам-го чтения.
Принципы постр-я пр-мы: 1) хронолог-ий, 2) жанровый, 3) тематический. Общий принцип постр-я курса лит-ры в 5-8 кл. по традиц-ой пр-ме – концентрический. В инновац-х иные: родо-жанровый, рблемат-ий. Для старших кл. курс построен на истор-лит-ой основе. Включает обзорные и моногр-е темы. Цель – дать предст-е об эпохе. Появляется новая рубрика – критика. Построен на основе линейного принципа. Пр-мы для 9 кл. с сер. 90гг. сущ-ет 2 пр-мы – это вызвано отменой закона об обязат-ом среднем образ-ии. 2 пр-мы: 1) концентр-я, 2) линейная.
Курдюмова-2. Цель лит-го образ-я - способствовать дух-му стан-ю лич-ти, формир-ть ее нравст-ю поз-ю, эстетич-ий вкус, совершенному влад-ю речи - > воспит-ть, развивать; принцип постр-я – хронол-ий в сочет-ии с жанровым и тематич-м (ср. кл), историзма (ст. кл): 5кл. Фольклор. Рус. нар. сказка: ск. нар. мира, ск. рус. и заруб. писат-й 19в., ск. рус. пис-й 20в.; содерж-е соотв-т образоват-му мин-му. Но: вариативная часть предст-на в осн-ом рус. лит-рой: 7кл. УНТ.; объем теор-лит-х понятий - в соотв-и с образ-м мин-м.
16. Развитие устной речи учащихся на уроках лит-ры…
Разв-е речи осущ-ся в 2-х направл-ях: разв-е устной и письменной речи. Оно д. проходить на основе речевой деят-ти – это активный целенапрвленный процесс создания и восприятия высказываний. Принципы разв-я речевой деят-ти: 1) взаимод-е нравственного, интеллект-го, худ-го, эстет-го и речевого разв-я шк-ка. 2) органическая взаимосвязь работы по р.р. со всеми компонентами занятий по лит-ре. 3) разнообр-е методических форм и приемов. 4) соблюдение приемствености речевого разв-я с предыдущими кл. 5) практическая напр-ть работ по разв-ю речи и приближение ее к реальным жизненным ситуациям и формам иск-ва. 6) систематический хар-р работы. 7) учет межпредм-х связей. Основные направления по речевому разв-ю: 1) словарно-фразеоог-я работа с текстом худ-го пр-я. 2) обучение различным видам и жанрам монологич-го высказ-я на разные темы. 3) организация диалогического общения. 4) создание речевых ситуаций. Виды: проблемные; связанные с генотетическими изменениями функции уч-ка, но приближенные к реальной действит-ти; худ-игровые (общение с героями в воображении); фантастические (перевоплощение в героя). 5) активизация межпредметных взаимод-ий в аспекте речевой деят-ти.
Развитость речи уч-ся зависит от общего речевого режима школы, насколько активно учителя вовлекают уч-ов в речевую деят-ть. Устная речь требует быстрой реакции, умения найти нужное слово – уточнить его, подобрать синонимы и т.д. Если активный словарь шк-ка примитивен, у уч-ка не хватит слов для выраж-я мысли. Необходимо его расширять. В старших кл. и за счет терминов, книжных оборотов. Необходимо не т-ко находить сл., но и связывать их. Это умение предпол-ет освоение грам-го строя рус. языка. Основной формой разв-я связной речи в 4-7 кл. явл-ся пересказ. Речь всегда обращена к слушателю. Выступающий д. предвидеть реакцию слушателя и быстро реагировть. Устное выст-е д. иметь свою завязку, разв-е мысли, кульминацию и вывод. В сообщении не д.б. ничего лишнего. Оно д.б. логичным, речь – выразительной. Формы работы – выразит-е чтение, пересказ, заучивание наизусть, работа с ремарками, сопоставление текстов, доклады, выступления.
Задача заключ-го этапа – создать ситуацию, в к-й требовалось бы т-ко повторить изуч-ое, но осмыслить его заново. Часто учителя превр-ют его в миниатюрный. Нельзя повторять на заключ-ом уроке этап анализа, дублировать ? и задания. Он д. включать новые приемы разбора пр-я и д. отлич-яс новым углом зрения. Закл-ое занятие д. создать у шк-лв ощущение глубины и неисчерпаемости пр-ия. Факторы, влияющие на методику и содерж-е заключ-го занятия: родо-жанровая специфика пр-я; интеллект-ый фон класса; возраст уч-ся; степень и глубина изученности пр-я; возможности школы и учителя. Наи> эффективные приемы: выраз-ое чтение уч-ся и мастерами худ-го слова; рассматр-ие наглядности; составление монтажа из наи> ярких отрывков пр-я; беседа; заключит-е слово учителя.
19. Новые (нетрадиц-ые) формы уроков лит-ры…
Стратегия лит-го образов-я изменилась. Появились новые программы, они требуют новых форм работы. Изменилось отношение к уч-ся. Они стали субъектом образ-я. Нужны новые формы, к-е ставили бы шк-ка в позицию объекта. Пошли поиски нетрадиц-х форм урка – 1 из проблем совр-го обр-я. Поиски идут на основе традиционных форм. 3 напрвления: 1) в учебные занятия привносятся формы из внеклассной деят-ти (КВН, путешествия, викторины, круглый стол). 2) привнесения форм занятий из высшей школы (семинары, практикумы, конференции). 3) модификация имеющихся форм (урок-лекция – бинарая, брейнсторлинг, продвинутая).
19. Внеклассная работа по лит-ре…
Составная часть воспит-го процесса. Внекл-я работа по предмету отраж-ся в общем плане воспит-ой работы. Цель – прививать любовь к предмету и помочь разв-ю творческих способностей шк-ов. Организуется на основе принципов: избирательости, добровольности, доступности, научности, опор на творч-ую деят-ть шк-ов. По форме: массовая (выпуск стенгазеты, лит-ый вечер…), групповые (кружки, клубы, секции), индивидуальные (консультации учеников). Внекл-я уч-я работа бывает: постоянная (кружки), эпизодические (лит-ый вечер). Сюда включабтся: развлекательные мероприятия, исследовательские.
20.Чтение как псих-пед-ая и методич-ая роблема. Виды чтения…
Чтение – сложнейший творч-ий процесс, к-й требует от шк-ов напряжения и работы интеллекта, чувства, памяти, воображения. Возникает ряд проблем: 1) Педагогическая-псих-ая – у шк-ов задержался процесс становления техники чтения (у младших). Он завершается к концу 6 класса. 2) Методическая – дети читают мало – нет тяги к чтению, старые методики не позволяют справиться с материалом.
? о лит-ом разв-ии – один из основных в МПЛ. Серьезный вклад в разв-е этой проб-мы внес Маранцман. Он выделяет проблемы: 1) Проблема лит-ой способности шк-ка. Критерии лит-го разв-я. К ним он относит – потребность общения с иск-вом, различение подлинного иск-ва и его заменителя, избирательность впечатлений, динамическое переключ-е воспр-я, потребность самовыраж-я в худ-ом тв-ве. Необх-ми кач-ми шк-ов – читателей явл-ся активость и точность эмоцион-ой реакции, глубина осмысл-я прочитанного, конкретизация образов. Он выделяет 3 типа шк-ов: 1) художники – способны и к воссозданию деталей текста и к творению собств-го образа. 2) мыслители – способны воспринимать детали текста, но скованы в творч-ве. 3)средний тип – как мыслители, но не способны включать воссоздающее воображение.
Лит-е способн-ти определяют цели обучения. Критерии лит-го разв-я: 1) начитанность, напрвлен-ть читательских интересов, потребность в книге. 2) умение выявить в тексте нравственные проблемы. 3) объем знаний и умение применить их в анализе. 4) уровень разв-я разных сторон читательского восприятия. 5) умение определять тему, проблему, проследить разв-е сюжета… 6) способность и умение творческой деят-ти на основе прочит-го. Исходя из этого создаются тестовые и проверочные задания.
Возрастные границы стадий читат-го разв-я шк-ов: 1) наивный реалист – непосред-ое и конкрет-ое воспр-е жизни (младшие). 2) самоуглубл-е, поиск смысла жизни (подростки). 3) рассмотрение мира в своих связях с ним (юность) – этим занимался Леонтьев. В соотв-ии с этим выдел-ся классы – 5-6, 7-9, 10-11. Различные подходы в организации чтения. Чтение начин-ся с родительского – дети слышат озвученное чтение. Переход к чтению про себя проходит через спец-ю работу. Несколько видов: 1) Оборвать учит-ое чтение на самом интересном виде и предл-ть детям сам-но дочитать пр-ие. 2) Дать сам-ое задание, кто лучше сформул-т ? к прочитанному тексту. 3) конкурс на самого тихого читателя.
Виды чтения в школе – классное и дом-ее, комментир-ое, подготовленное, без подготовки, коллективное, выраз-ое (самое сложное), чтение вслух, по ролям.
Основные этапы изучения лит-го пр-я в школе…
Освоение лит-го пр-я происходит в неск-ко этапов. Они включают: вступительное занятие, чтение пр-я, работу над текстом (анализ, разбор), заключительные занятия. Все они взаимосвязаны. Вступительные занятия. Цель: 1) создание установки на восприятие и понимание текста. 2) мотивировка послед-го аанлиза и создание ориентиров восприятия. Строгой классиф-ии таких занятий нет. Считается, что не должно превышать 15 мин. – в средних кл. В старших может занимать 1-2 урока. Продолж-ть, методику и содежание вступ-го занятия определяют: цели урока, возраст уч-ся, жанр и род изуч-го пр-я, возможности уч-ля, интеллект-ый фон кл. Методист Никифорова считает, что на вступ-х занятиях ужно: соориет-ть в жанре, в общем хар-ре пр-я, в месте и t действия, в системе образов и событий, в эмоц-м отношении автора к герою, в объеме и образном ядре пр-я.
Различают 2 пути подготовки к чтению и анализу текста: 1) на основе личных впечатлений, 2) на основе изуч-го пр-я. Содерж-е вступ-го занятия д.б. очень разнообр-м. Поэтому (:) виды занятий: 1) занятия, помог-е шк-м понять истор-ю эпоху, отраж-ю в пр-ии или относящуюся ко t его создания. Приемы: рассказ учителя, беседа, сообщение уч-ся, видеофрагмент. 2) Занятие, содерж-е соц-бытовой комментарий. Приемы: чтение культурологич-х текстов, рассказ учителя, сообщение уч-ся. 3) Занятие, дающие определенный угол зрения на пр-е. 4) основанное на живых наблюдениях уч-ся. 5) с использ-ем биогр-го материала. 6) включ-ее словарную работу.
На вступит-м этапе могут исп-ся приемы: рассказ учителя, постановка ?, викторина, рассмотр-е иллюстраций, работа с учебником, заочная экскурсия, сообщение уч-ся, просмотр видео, грамзаписи, работа со словарем.