Особенности изучения лирики в школе. З.Я. Рез «Изучение лирики в школе».
Нучить осознавть ценность человеч.чувств и переживаний.
Отношение шк-ов к лирике сложное. Причины: 1) недостаток жизн-ого опыта, недост-ая развитость эмоцион-ой сферы, 2) особенность предмета изобр-я лирики, 3) многозначность поэтического слова. Поэтому лирич-е пр-я требуют создания установки н чтение. Можно выделить условия: 1) Эмоцион-ый личностный комментарий – рассказ учителя о реальном событии, связанном с изуч-ем пр-я. 2) Эмоц-образный коммент-ий. Цель – оздать образ ил ряд образов. 3) Истор-культ-ый комментарий. 4) Мифологич-ий. 5) Лексический, этимологич-ий, разбор ключевого слова. 6) работа с эпиграфом. 7) Работа с названием стих-я. 8) Составление ассоциат-го круга. 9) Приемы, актуализир-е чувственный опыт, эмоц-ую память. 10) Знакомство с адресатом стих-я.
Приемы изуч-я лирич-го пр-я на разных этапах. 1) На вступительном: рассказ учителя, выразит-е чтение, работа с др. видами иск-ва, чтение стихов др. поэтов на эту тему, беседа. 2) На этапе анализа: выраз-е чтение уч-ся и учителем, чтение про себя, беседа, сопоставит-ый анализ, лингвистич-ий эксперимент, чтение рамыми исполнит-ми и его сопост-е, прослуш-е муз-ой интерпретации лир-го пр-я, составление ……. стиха. 3) На этапе синтеза: выразит-е чтение стих-я уч-ся – в средних кл., выраз-ое чтение и интерпрет-я лирич-го текста – в старших.
План анализа по Медведеву: 1) композиция – связь и соотношение отдельных частей и микрообразы, адреват стих-я, развитие переживания, борьба лирич-их мотивов. 2) Язык стих-я – слово в лирике, эпитеты и др. тропы, звуковая оганиз-я речи, потич-ая интонация, многоголосье. 3) Стих – звучание стих-я в связи с хар-ом пережив-я, размер, рифма, строфа.
Структурные уровни поэтич-го текста по Лотману: 1) ритмиеский – анализ ритмической организ-ии; 2) фонемный – звучание стиха; 3) графический – правила записи стихотв-го текста; 4) морф-ий – обращение к частям речи; 5) лексический – словоупотребление и лекс-ие ср-ва выразит-ти; 6) синтакс-ий – синтакс-ий строй лирич-го пр-я и синт-е ср-ва выразит-ти; 7) содержательный – тема, идея стих-я.
Форма уроков по лирике в старших кл.: урок-концерт – подготавливается на разных стих-ях; -композиция; -новелла – посвящен 1 стих-ю, можно с репрод-ми; -портрет – темы стихов 1 поэта; -путешествие – в мир к\л поэта. План обзорного урока по лирике: 1) Вступит-я часть – хар-ка эохи, лит-го направления. 2) Жизенный и творческий путь поэта. Анализ стих-я, к-е выражает поэтич-е кредо поэта. Особенности лирич-го героя. Основные темы лирики. Традиции и новаторство. 3) Поведение итогов.
Специфика изуч-я драм-х пр-ий в школе. Зепалова «Уроки литры и театр», Маранцман.
Драма – сложнейший вид чтеия для шк-ов. Сложность вспр-я пьесы в недостаточном разв-ии как воссозд-го, так и творч-го мышления. При изуч-ии драмы д. уделяться > знач-е разв-ю вообр-я, для этого использ-ся приемы: слово учитея – видение происх-го, беседа, создание мезансцен – представление героев в определенный момент. Можно привлекать фотографии героев. Не надо предлагать шк-ам заранее знаком-ся с пр-ем, лучше за неделю до изуч-я и дать 2-3 ?. 1 действие прочитывается в классе учителем. Далее отдельные важнейшие явления – выбирает учитель. Можно использовать аудиозапись. Надо уделять вним-е чтению уч-ся: оно м.б. про себя, вслух, по ролям, инсценирование. Внимание на выразительность чтения.
Успешность изуч-я драм-го пр-я завсит и от того, насколько будет использована его сценическая история. Источниками истории м.б.: 1) отзывы драмат-га, 2)размышления актеров о ролях, 3)мемуары и письма зрителей, 4) театральные рецензии и т.д. Сценич-е истории м. включаться в любой этап урока. Уч-ся д. овладеть теорет-лит-х понятий: действие, явление, монолог, реплика, диалог и т.д. Знакомство с ними начин-ся на 1 уроке по анализу драм-го пр-я.
3 основных ути изуч-я драмы: 1) как лит-ое пр-е – текстуальный анализ. 2) Сценический – спектакль-инсценирование-текст. 3) Синтетический – традиционный. Вступительное занятие: предварительный коммент-ий, хар-ка театрального репертуара на момент появления пр-я, сведения об эпохе. Приемы: рассказ учителя, сообщ-я уч-ся, чтение мемуаров, историч-их материалов, использ-е наглядности. Анализ. Приемы: выразит-е чтение, по ролям, наизусть, чтение в исполнении мастеров слова, беседа, просмотр видеофрагмента, инсценирование, ответы а проблемные ?, сопост-ый анализ, комментирование, составление характ-к персонажей.
Эффективный прием в изуч-ии драмы – режиссерский комментарий – устное рисование, описание сцены в момент одного из действий. План, по к-му сост-ся режиссерский сцен-ий: 1) Каковы декорации, освещение. 2) Как ведут себя герои. 3) Каково их настроение. 4) Как произносят свои реплики. 5) Общее значение картины.
На этапе синтеза приемы: беседа, инсценир-е, выразит-е чтение, по ролям, сочинение, конкурс на лучшего исполнителя, сопоставительный анализ игры разных актеров, работа с литкрит-м материалом, создание рецензии.