Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормы акцентологии и акцентологические ошибки



Акцентология (от латинского accentus – ударение, акцент и греческого logos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий особенности и функции русского ударения.

В русском языке существует словесное, тактовое, фразовое, слабое, побочное, логическое, неподвижное и подвижное ударение.

Словесное ударение – выделение голосом одного из слогов неодносложного слова.

Способы выделения ударного слога в русском языке – четкая артикуляция и бо′льшая длительность звуков, сила (громкость) и тембр голоса.

Побочное (добавочное) ударение – слабое ударение, которое бывает в многосложных словах наряду с основным ударением и обычно стоит ближе к началу слова. Побочным ударением выделяются части сложных (нѐфтега́́зовый, га̀зопрово́д, гео̀̀логоразве́дка) и сложносокращенных (стро̀йматериа́лы, га̀зпро́м, мѐдакаде́мия) слов, а также некоторые приставки: а̀нтикоррози́йный, по̀слеву́зовский, про̀америка́нский, по̀стиндустри-а́льный. В широкоупотребительных словах побочное ударение не выделяется: рыболо́в, зверобо́й, водопрово́д, старомо́дный. В словах с тремя – четырьмя частями возможны три ударения – два первых побочные, а последнее – основное: нѐфтега̀̀зодобыва́ющий, а̀эрофо̀тосъёмка, пы̀лево̀донепроница́емый, га̀зпро̀мстр̀ойба́нк.

Логическое ударение – выделение в речи более сильным ударением какого-либо значимого, важного в смысловом отношении слова.

Неподвижное ударение– ударение, которое при образовании грамматических форм слова и при словообразовании остается на одном и том же месте: кни́га, кни́ги, кни́ге, кни́гой, о кни́ге, кни́ги, кни́гам, кни́гами, о кни́гах, звоню́, звони́шь, звони́т, звони́м, звони́те, звоня́т; кни́га – кни́жка, кни́жечка, кни́жный; бога́тый – бога́ч, бога́́тство; обеспе́чить – обеспе́чение; хода́тай – хода́тайство, ходатайствовать. Около 96% слов русского языка имеют неподвижное ударение или на основе, или на окончании.

Подвижное ударение – ударение, которое переходит с одного слога на другой, с одной морфемы на другую как при формообразовании, так и при словообразовании: письмо́ – пи́сьма, боро́ться – бо́рется – борьба́, звезда́ – звёзды, ко́лос – колосо́к – коло́сья – колоси́тся, вода́ – во́ды. Слов с подвижным ударением очень мало, но они относятся к наиболее употребительным и входят в основной словарный фонд русского языка.

Особенности русского ударения:

1) ударение в русском языке свободное, т.е. не закреплено за каким-то определенным слогом. (Например, в эстонском, латышском, чешском, финском ударный всегда первый слог, в большинстве слов английского языка ударение тоже на первом слоге; в польском, грузинском – предпоследний; в армянском и французском – последний.);

2) ударение в русском языке разноместное (подвижное) – может падать на любой слог, на любую морфему (приставку, корень, суффикс, окончание), что позволяет разграничивать грамматические формы одного и того же слова (стены́ – сте́ны) и два разных слова (по́лка и полка́).

Ударение в русском языке может выполнять семантическую (смыслоразличительную) функцию: за́мок – замо́к, пи́ща – пища́ (издавая писк), му́ка – мука́, па́рить – пари́ть, языково́й – языко́вый.

Произношение е [э], ё [о] под ударениемвыполняет прежде всего семантическую функцию: все – всё, небо – нёбо, железка – желёзка, крестный (ход) – крёстный (отец), истекший (год) – истёкший (кровью), оглашенный – оглашённый. Традиционное произношение – под ударением е [э], однако с течением времени возобладала тенденция произношения с ё [о]. Правильное произношение следует проверять по словарю и запоминать.

Варианты ударений:

1) общеупотребительный и профессиональный: добы́ча – до́быча, и́скра – искра́, ко́мпас – компа́с, осуждённый – осу́жденный;

2) литературный и диалектный: ди́кий – дико́й, хо́лодно – холодно́, задо́лго – за́долго;

3) литературный и просторечный: кварта́л – ква́ртал, краси́вее – красиве́е, щаве́ль – ща́вель, свёкла – свекла́, киломе́тр – кило́метр, шофёр – шо́фер;

4) нейтральный и разговорный: пригово́р – при́говор, занята́ – за́нята, повтори́шь – повто́ришь;

5) литературный и народно-поэтический: деви́ца – де́вица, молоде́ц – мо́лодец, че́стный – честно́й, шё́лковый – шелко́вый;

6) современный и устаревший: кла́дбище – кладби́ще, ра́курс – раку́рс, му́зыка – музы́ка, безнадёжный – безнаде́жный;

7) равноправные: и́наче – ина́че, за́литый – зали́тый, кру́жится – кружи́тся.

Ошибки в ударении

 

1. Ошибки, связанные с незнанием ударения, присущего тому языку, из которого заимствовано слово: мизе́рный – мизе́р, жалюзи́, гала-концерт (из французского); ба́рмен (из английского).

2. Ошибки, связанные с отсутствием в печатных текстах точек над буквой ё, которая всегда произносится под ударением: жёлчь (стали говорить желчь), новорождённый (непр. новоро́жденный), завезённый (непр. заве́зенный) и др.

3. Плохое знание орфографии: бронь – грубая ошибка, так как должно быть броня, а ударение – бро́ня (преимущественное право на получение чего-либо) и броня́ (защитное покрытие) – выполняет смыслоразличительную функцию (бро́ня на билеты – танковая броня́). Плохое знание морфологии: грено́к – существительное мужского рода и во множественном числе имеет ударение на последнем слоге – гренки́ (сравните: мешо́к – мешки́, сапо́г – сапоги́, плато́к – платки́ и т.п.).

4. Низкий уровень владения языком, некритическое отношение к своей речи.


«Орфоэпический словарь русского языка» – специальный словарь, фиксирующий нормативное ударение в словах, произношение слов, их формы, а также с помощью специальных нормативных помет показывающий варианты и условия их употребления. (Система нормативных помет едина для оценки произносительных, акцентологических и морфологических вариантов.)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.